ВЕЛИКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА. Смело, своевременно, неожиданно, на века! Автор БЕАТА ГРУШКОВСКАЯ.

  • Post author:

ВЕЛИКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА.

Смело, своевременно, неожиданно, на века!

Автор БЕАТА ГРУШКОВСКАЯ.

Впечатление от премьерного ЛЕНКОМОВСКОГО спектакля Марка Захарова «День опричника»,
поставленного сразу по двум романам «Теллурия» и «День опричника» Владимира Сорокина,
нашего с вами современника, чьё творчество воспринимается как критиками, так и обычными читателями неоднозначно, ибо в продолжение традиций Гоголя и Достоевского
«ковыряться в самых тёмных уголках человеческой души», автор «ковырнул» там, где хранятся за семью печатями тайны «гомиков у власти».

В отличие от Сорокина, мудрый Марк Захаров «голубую тему» из своей постановки полностью, читай, «под корень вырезал»,
а прочие “голимые” и неудобоваримые мрачности основательно подсластил. Получив разрешение от автора при сохранении аутентичного названия вносить правки, менять сюжетную линию, добавлять персонажей: то есть хозяйничать по-свойски, Марк Анатольевич создаёт совершенно иное по форме,
тональности, и, я бы сказала «желчности», произведение.

Пролог в исполнении Ивана Агапова — затянутый на взгляд обывателя, на самом деле являет собой не что иное, как инновационное преображение Молитвы, взятой из “Теллурии”. Агапов, как апогей эклектики, в церковной рясе, но с голдовыми котлами на руке, держит зал в недоумении около 10-15 минут. Что это? — переглядываются зрители, и как это связано с китайскими иероглифами? Ну, Захаров! И удивил, и напугал! За нами не придут?!! И когда уже немного утомлённый слушатель теряет всякую надежду на окончание монолога, прист, так бытово, как будто собрался лужу перейти, не замочив при этом золото парчи, вдруг по-пацански сигает со сцены. Зал рукоплещет! Кто-то бормочет про себя – ну, наконец-то. Но любители захаровского стиля, пресытившись стандартными догматическими постановками, кайфуют по полной…

Действие, как сообщает программка, происходит “через 100 лет после премьеры“.
Первая сцена спектакля — погружение в китайскую тему, ещё до появления Агапова. Труба нефтепровода, а на ней – китайские иероглифы, а над ней, да и по всему обрамлению сцены, металлизированные бамбуковые занавески. И вот уж спрыгнул в преисподнюю наш священник, и пробуждается главный герой Комяга (в блистательном исполнении Виктора Ракова). Уничтожив врага государства Куницина, свора опричников уж готова учинить круговуху. Но вдова Куницина – не кто-нибудь, а Александра Захарова, с которой Виктору Ракову не впервой приходится схлестнуться на подмостках.
И добрые друзья выручают друг друга.

Всевидящее око, и всеслышащее ухо государя Платона Николаевича притаилось с краешку сцены, спрятавшись под волчьей маской. А как скинул маску, глядь – там Дмитрий Анатольевич. Вы про кого подумали? Дмитрий Анатольевич Певцов!
Гроссирующий немецкий акцент, изысканные манеры аристократа, гнев и равнодушие, безупречный пиджак и выправка – изящное творение захаровского гения.

Захарову всё можно, у Захарова всё цельно, вкусно, в пику – он нарезает сцены крупно и размашисто, перемешивая смехуёчки с хлёсткими намёками, говорящими атрибутами. Труба – наша сила, хоть мы и сырьевой придаток, но и высочайших технологий не гнушаемся.

Порою зал замирает до мертвецкой тишины, вдруг разрываясь аплодисментами почтения. Ещё бы – на сцену на кресле-каталке выезжает живая легенда – Леонид Броневой.
Весь цвет ленкомовской труппы на сцене: от Прасковьи Мамонтовны, шпыняющей китаянок-служанок (харизма Татьяны Кравченко коня на бегу остановит) до оруженосца Федьки в исполнении звездного Антона Шагина!

Смотреть “Опричника” – и боль, и страх, и смех и восхитительное недоумение, коктейль ассоциаций от смешения эпох, культур и жанров при полной выдержанности вкуса и скатывание с ветерком по американским горкам сюжетной линии. Кто сказал “цензура”? Такая злободневность и временам “гласности” не снилась.

Спектакль кружит голову не по-детски, эмоции переполняют, а мысли скачут, именно поэтому рецензия не укладывается в голове ни в какую систему, и автор перескакивает с одного на другое, опьянённый и одурманенный концентратом из гениальности худрука, мастерством исполнения всего цвета ленкомовской труппы, гигантскими элементами-монолитами сценографии, как бы олицетворяющими стремление к монументальности многих наших правителей.

Какая пластика, какие танцы! Национальный колорит от Алексея Скуратова, не путать с Малютой Скуратовым, утонченный до латентности метеросексуала Аверьян в исполнении Дмитрия Гизбрехта, пьяный член-гуляка Урусов, сексуальная до потрясности матушка-императрица от Анастасии Марчук: и контрапунктом – герой народного артиста Сергея Степанченко (Батя он и есть Батя) и вся его свора лихих и удалых красавцев – коренных опричников Посохи, Крепла, Охлопа и Сиволая (Максим Амельченко, Кирилл Петров, Алексей Поляков)…

Слова кончаются, остаются одни междометия (Уххх!!!) и далее писать не смею.
Трясёт и плющит от одних воспоминаний только.
Всем рекомендую.

С обожанием ЛЕНКОМА, Беата Грушковская.