Популярность артхаусного кино в России в 42 раза ниже, чем в Испании, в 29 — чем в Норвегии и в 4 раза — чем в Мексике. Но по любви к Голливуду мы обогнали даже США.
Результаты исследования индекса интереса кинотеатральной аудитории к коммерческому и мейнстримовому кино демонстрируют — в плане артхауса Россия позади планеты всей. Зато голливудские блокбастеры в России смотрят даже более ударными темпами, чем на их родине — в США.
Президент “Кино без границ” Сэм Клебанов провел исследование, сравнивающее сборы фестивальных артхаусных хитов в России со странами Европы, Азии и Америки. В выборку вощли 12 фильмов, хитов мирового артхаусного проката — каннские победители и призеры последних лет, а также победившая в Берлине картина “Свадьба Туи”, награжденный Гран-при Трайбеки шведский фильм “Впусти меня” и наиболее заметные американские авторские картины 2009 года — “Сокровище” и “Серьезный человек”. Были посчитаны общие сборы этих картин по семи странам Европы, четырем — Латинской Америки, а также Южной Кореи и США. Как и следовала ожидать, сборы по выборке фильмов практически везде оказались значительно выше, чем в России (в Норвегии — в 3,6 раза, в Мексике — в 3, а в США — в 38 раз).
Уступил России лишь Уругвай (с населением 3,5 млн чел). Далее сборы были пересчитаны на душу населения (после чего Норвегия обогнала Россию уже в 103 раза, а Уругвай — в 11 раз!) и скорректированы с учетом соотношения экономических показателей стран (ВВП на душу населения расчитанный по методу паритета покупательной способности). При расчетах из выборки были исключены местные картины (например, не учитывались сборы “Гоморры” в Италии, “Сокровища” в США и “Белой ленты” в Германии) — так как предметом исследования было выяснение интереса именно к иностранным артхаусным картинам.
Индекс интереса кинотеатральной аудитории к артхаусному кино
Фильм* | Россия | Норвегия | Финляндия | Швеция | Германия | Италия | Испания | Греция | Мексика | Бразилия | Уругвай | Аргентина | Ю. Корея | США |
Скафандр и бабочка | $154 985 | $326 753 | $115 788 | $299 062 | $2 090 635 | $750 003 | $356 647 | $47 524 | $351 504 | $429 100 | $3 306 | $105 015 | $174 560 | $6 003 227 |
Серьезный человек | $150 931 | $350 701 | $210 475 | $178 296 | $1 812 097 | $3 644 266 | $1 328 026 | $198 893 | $137 186 | $343 187 | $25 622 | $149 243 | $53 793 | $9 228 768 |
4 месяца, 3 недели, 2 дня | $73 703 | $145 454 | $197 888 | $230 455 | $279 604 | $894 595 | $1 063 172 | $360 678 | $143 501 | $221 167 | $19 778 | $203 767 | $51 173 | $1 198 208 |
Белая лента | $68 116 | $269 985 | $91 087 | $5 601 024 | $815 851 | $2 278 249 | $569 470 | $343 187 | $167 117 | $2 222 862 | ||||
Класс | $50 270 | $439 478 | $57 902 | $172 283 | $985 081 | $2 223 910 | $ 1 876 570 | $575 050 | $34 583 | $610 089 | $29 544 | $301 798 | $44 489 | $3 766 810 |
Гоморра | $49 466 | $185 172 | $69 987 | $569 845 | $1 231 245 | $17 665 830 | $3 282 402 | $332 145 | $102 605 | $181 576 | $15 855 | $254 128 | $1 579 146 | |
Дитя | $44 392 | $46 554 | $10 521 | $437 162 | $128 950 | $68 065 | $22 035 | $143 233 | $38 961 | $651 941 | ||||
Впусти меня | $34 144 | $162 047 | $58 153 | $1 602 993 | $1 528 033 | $654 551 | $1 304 820 | $119 535 | $65 587 | $172 087 | $468 179 | $2 122 065 | ||
Вальс с Баширом | $23 176 | $78 958 | $8 397 | $50 863 | $785 729 | $1 041 913 | $282 886 | $235 425 | $45 417 | $111 235 | $39 092 | $2 283 849 | ||
Сокровище | $22 680 | $394 361 | $265 570 | $555 381 | $1 234 336 | $ 2 794 276 | $859 206 | $927 316 | $46 212 | $303 251 | $47 566 524 | |||
Свадьба Туи | $7 905 | $40 587 | $67 001 | $789 823 | $758 239 | $319 208 | $7 166 | $4 050 | $88 148 | |||||
Аквариум | $21 766 | $104 203 | $348 574 | $268 501 | $374 675 |
*выборка ограничена количеством артхаусных фильмов, находившихся в прокате большинства указанных стран
За единицу принято количество денег, потраченных в среднем каждым российским жителем на посещение кинотеатра по данной выборке. Если считать интерес зрителя к качественному арт-кино условным показателем его интеллигентности и открытости, то выводы оказываются крайне неутешительными для России, которая в разы, и даже в десятки раз уступает остальным странам: Испании — в 42 раза, Норвегии — в 30 раз, Мексике — почти в 4 раза, и почти в 6 раз — США. Ближе всех к России Южная Корея (2,55), и то за счет того, что в этой стране действует весьма жесткая система квотирования зарубежных фильмов и очень сильная местная киноиндустрия.
Страны | Общие сборы | Население (млн чел) | Пропорция (потрачено 1 жителем на просмотр)* | ВВП на душу населения (ППС)** | Индекс смотрения с учетом ВВП (ППС) |
Россия | $ 701 534 | 141,927 | 1,00 | $ 14 919 | 1,00 |
Норвегия | $ 2 544 253 | 4,885 | 105,37 | $ 52 561 | 29,91 |
Россия | $ 667 390 | ||||
Швеция | $ 2 573 368 | 9,354 | 58,50 | $ 35 965 | 24,27 |
Россия | $ 559 355 | ||||
Финляндия | $ 984 160 | 5,360 | 46,59 | $ 33 556 | 20,71 |
Россия | $ 635 376 | ||||
Германия | $ 10 736 583 | 81,578 | 33,39 | $ 34 212 | 14,56 |
Россия | $ 607 622 | ||||
Италия | $ 11 220 490 | 60,231 | 47,27 | $ 29 109 | 24,23 |
Россия | $ 657 142 | ||||
Испания | $ 15 154 757 | 45,989 | 83,61 | $ 29 689 | 42,02 |
Россия | $ 657 088 | ||||
Греция | $ 2 574 836 | 11,306 | 49,19 | $ 29 881 | 24,56 |
Россия | $ 603 747 | ||||
Мексика | $ 1 807 654 | 111,212 | 3,82 | $ 14 495 | 3,93 |
Россия | $ 637 719 | ||||
Бразилия | $ 3 188 892 | 192,273 | 3,69 | $ 10 513 | 5,24 |
Россия | $ 502 035 | ||||
Уругвай | $ 140 317 | 3,494 | 11,35 | $ 13 163 | 12,87 |
Россия | $ 648 687 | ||||
Аргентина | $ 1 799 639 | 40,134 | 9,81 | $ 14 560 | 10,05 |
Россия | $ 517 794 | ||||
Ю. Корея | $ 874 297 | 50,062 | 4,79 | $ 27 978 | 2,55 |
Россия | $ 527 923 | ||||
США | $ 20 290 931 | 309,434 | 17,63 | $ 46 381 | 5,67 |
*За единицу принято количество денег, потраченных в среднем каждым жителем на посещение кинотеатра в России по данной выборке
**ВВП — Валовый Внутренний Продукт; ППС — Паритет Покупательной Способности
Являются ли столь низкие показатели российского артхаусного проката признаком отсутствия культуры восприятия более “сложного” авторского кинематографа, или же в этом виновата общая отсталось кинопрокатной индустрии? Иными словами — кто виноват, зритель или кинотеатры с прокатчиками?
Сводный индекс смотрения (артхаус) | |
Россия | 1,00 |
Ю. Корея | 2,55 |
Мексика | 3,93 |
Бразилия | 5,24 |
США | 5,67 |
Аргентина | 10,05 |
Уругвай | 12,87 |
Германия | 13,30 |
Финляндия | 20,71 |
Швеция | 24,23 |
Италия | 24,27 |
Греция | 24,56 |
Норвегия | 29,91 |
Испания | 42,02 |
Для того, что ответить на этот вопрос было проведено аналогичное исследование по выборке из 11 голливудских блокбастеров, собравших в России более 14 миллионов долларов. И оказалось, что в своей к любви к “Аватару”, “Железному человеку”, “Трансформерам” и “Терминатору” российский зритель легко взял реванш за поражение на “артхаусном фронте”.
Индекс интереса кинотеатральной аудитории к массовому коммерческому кино
Фильм | Россия | Норвегия | Финляндия | Швеция | Германия | Италия | Испания | Греция | Мексика | Бразилия | Уругвай | Аргентина | Ю. Корея | США |
Аватар | $ 112 876 550 | $ 14 221 366 | $ 5 070 264 | $ 23 287 130 | $ 144 594 317 | $ 86 268 123 | $ 98 747 823 | $ 10 648 534 | $ 44 229 043 | $ 58 218 829 | $ 1 195 413 | $ 13 468 594 | $ 110 265 398 | $ 749 210 000 |
Алиса в стране чудес | $ 42 087 607 | $ 4 595 423 | $ 3 524 009 | $ 6 943 149 | $ 37 190 190 | $ 39 952 697 | $ 29 067 145 | $ 2 985 480 | $ 31 347 734 | $ 25 815 990 | $ 506 768 | $ 8 225 163 | $17 954 737 | $ 333 637 000 |
Битва титанов | $ 24 542 535 | $ 1 309 975 | $ 798 908 | $ 1 878 400 | $ 15 747 070 | $ 9 575 282 | $ 1 063 172 | $ 4 714 447 | $ 21 668 067 | $ 8 859 361 | $ 226 854 | $ 3 954 668 | $ 19 243 830 | $ 161 440 090 |
Как приручить дракона | $ 23 429 450 | $ 2 519 262 | $ 489 216 | $ 2 737 493 | $ 15 385 902 | $ 7 705 879 | $ 12 271 805 | $ 1 310 077 | $ 14 362 388 | $ 12 262 845 | $ 205 052 | $ 2 133 083 | $ 7 492 047 | $ 213 885 000 |
Шерлок Холмс | $ 16 494 393 | $ 3 196 245 | $ 1 582 713 | $ 3 658 521 | $ 16 629 510 | $ 26 955 437 | $ 13 692 300 | $ 2 927 097 | $ 11 402 356 | $ 1 224 946 | $ 200 256 | $ 2 701 252 | $ 13 652 798 | $ 209 028 679 |
Железный человек 2 | $ 14 374 332 | $ 2 243 606 | $ 612 964 | $ 1 917 762 | $ 8 317 310 | $ 9 444 323 | $ 7 318 444 | $ 1 572 625 | $ 18 831 762 | $ 15 484 378 | $ 96 521 | $ 2 483 677 | $ 25 572 796 | $ 291 294 000 |
Ледниковый период 3 | $ 44 572 301 | $ 12 597 388 | $ 4 971 898 | $ 7 908 996 | $ 82 199 367 | $ 43 860 019 | $ 32 142 485 | $ 4 705 076 | $ 39 389 248 | $ 45 373 371 | $ 1 001 818 | $ 8 069 767 | $ 5 166 601 | $ 196 573 705 |
2012 | $ 36 608 694 | $ 4 101 063 | $ 1 481 186 | $ 5 920 122 | $ 37 706 115 | $ 32 057 003 | $ 22 591 580 | $ 6 100 075 | $ 19 423 924 | $ 25 652 732 | $ 358 329 | $ 4 040 524 | $ 33 396 775 | $ 166 112 167 |
Гарри Поттер и Принц-полукровка | $ 18 687 856 | $ 7 933 173 | $ 4 340 470 | $ 10 475 331 | $ 64 709 316 | $ 26 965 762 | $ 20 813 480 | $ 3 396 589 | $ 21 185 512 | $ 20 240 271 | $ 294 755 | $ 4 461 626 | $ 16 089 292 | $ 301 959 197 |
Трансформеры: месть падших | $ 18 170 954 | $ 2 754 567 | $ 928 121 | $ 3 474 369 | $ 20 111 156 | $ 11 685 751 | $ 8 698 257 | $ 1 619 998 | $ 18 895 683 | $ 9 560 181 | $ 52 535 | $ 2 491 004 | $ 43 392 124 | $ 20 211 470 |
Терминатор: да придет спаситель | $ 14 534 839 | $ 1 386 984 | $ 859 038 | $ 2 492 665 | $ 13 523 845 | $ 4 952 079 | $ 10 082 138 | $ 1 602 997 | $ 7 475 980 | $ 6 300 439 | $ 87 991 | $ 1 978 108 | $ 23 353 191 | $ 125 322 469 |
Как видно из приведенной таблицы, по общим сборам “блокбастерной выборки” Россия заняла в группе из 14 стран почетное третье место, уступив лишь США и Германии, и оставив позади себя такие страны, как Италия, Испания, Мексика и Бразилия. Ту же Норвегию (где общие сборы артхауса в 3,6 раза выше российских) Россия обогнала по выручке голливудского кино в целых 6,5 раз!
Также, как и в случае с артхаусной таблицей был рассчитан итоговый коэффициент, учитывающий население страны и ее ВВП на дущу населения. Российский показатель был принят за 1, показатели остальных стран рассчитывались в пропорции к российскому. В итоговой таблице Россия вновь оказалась на высоте, заняв 5-е место. Правда, норвежцы вновь, хоть и незначительно, обогнали россиян с коэффициентом 1,28 (напомним, что по артхаусу аналогичный коэффициент Норвегии — 29,91,). Но самым удивительным выводом из исследования оказывается то, что по сборам блокбастеров на душу населения (с учетом разницы в ВВП) Россия обогоняет не только такие европейские страны, как Германия и Италия, но и страну все эти блокбастеры производящую — США (коэффициент 0,86). Помимо прочего это означает и то, что российская индустрия кинопроката в настоящее время находится на том уровне, который более-менее соответствует количеству населения страны и ее экономическим показателям.
Страны | Общие сборы | Население (млн чел) | Пропорция (потрачено 1 жителем на посещение к/т)* | ВВП на душу населения (ППС)** | Индекс смотрения с учетом ВВП (ППС) |
Россия | $ 366 379 511 | 141,927 | 1,00 | $ 14 919 | 1,00 |
Норвегия | $ 56 859 052 | 4,885 | 4,51 | $ 52 561 | 1,28 |
Швеция | $ 70 693 938 | 9,354 | 2,93 | $ 35 965 | 1,21 |
Финляндия | $ 24 658 787 | 5,360 | 1,78 | $ 33 556 | 0,79 |
Германия | $ 456 114 098 | 81,578 | 2,17 | $ 34 212 | 0,94 |
Италия | $ 299 422 355 | 60,231 | 1,93 | $ 29 109 | 0,99 |
Испания | $ 256 488 629 | 45,989 | 2,16 | $ 29 689 | 1,09 |
Греция | $ 41 582 995 | 11,306 | 1,42 | $ 29 881 | 0,71 |
Мексика | $ 248 211 697 | 111,212 | 0,86 | $ 14 495 | 0,89 |
Бразилия | $ 228 993 343 | 192,273 | 0,46 | $ 10 513 | 0,65 |
Уругвай | $ 4 226 292 | 3,494 | 0,47 | $ 13 163 | 0,53 |
Аргентина | $ 54 007 466 | 40,134 | 0,52 | $ 14 560 | 0,53 |
Ю. Корея | $ 315 579 589 | 50,062 | 2,44 | $ 27 978 | 1,30 |
США | $ 2 133 077 580 | 309,434 | 2,67 | $ 46 381 | 0,86 |
*За единицу принято количество денег, потраченных в среднем каждым жителем на посещение кинотеатра в России по данной выборке
**ВВП — Валовый Внутренний Продукт; ППС — Паритет Покупательной Способности
Сводный индекс смотрения (мейнстрим) | |
Аргентина | 0,53 |
Уругвай | 0,53 |
Бразилия | 0,65 |
Греция | 0,71 |
Финляндия | 0,79 |
США | 0,86 |
Мексика | 0,89 |
Германия | 0,94 |
Италия | 0,99 |
Россия | 1,00 |
Испания | 1,09 |
Швеция | 1,21 |
Норвегия | 1,28 |
Ю.Корея | 1,30 |
Также стоит заметить, что квотирование ничуть не помешало популярности голливудского кино в Корее (первое место в таблице с показателем 1,30). Интересно и то, что в таких странах, как Аргентина и Уругвай, голливудские блокбастеры почти в 2 раза менее успешны, чем в России, зато артхаус — в 10-13 раз популярнее.
Все данные по кассовым сборам были взяты с сайта boxofficemojo.com, или предоставлены прокатными компаниями. Данные о ВВП и количестве населения — из Википедии.
“Кино без границ” и сайт Arthouse.ru крайне интересует, какие выводы сделали читатели и зрители из этих данных, и мы готовы выслушать ваши соображения и умозаключения по этому поводу. Нам кажется, что полученный результат может стать поводом для широкой общественной дискуссии. Почему в том, что касается кинематографический культуры (а ее можно считать зеркалом общего интеллектуального и культурного уровня) Россия является глухими задворками не только Европы, но и мира? Должны ли российские кинотеатры, прокатчики, зрители гордится своими успехами в области зарабатывания денег для гигантских киноконгломератов Голливуда, или пора уже бить тревогу о вымирании немейнстримовского авторского кино на российских экранах? И нет ли связи между качественно-низким уровнем киносмотрения в стране и тем незавидным состоянием в котором пребывает сегодня российская киноиндустрия?
Источник: Артхаус.ru