Вы здесь

Читальный зал: "Экономика Голливуда: На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия". Эпизоды из книги

Читальный зал: "Экономика Голливуда: На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия". Эпизоды из книги

Акт первый

Обратим внимание на людей, которые основали голливудские студии. Это еврейские иммигранты-самоучки из европейских гетто, обязанные всем сами себе, которые перед тем, как попасть в кинематографический бизнес, были старьёвщиками, меховщиками, мальчиками на побегушках, мясниками и разносчиками. Они действительно резко выделялись: это такие люди как Луи Майер, Сэмюэль Голдвин, Джек Уорнер, Адольф Закер, Уильям Фокс, Карл Лэеммл и Гарри Кон, которые сначала копили деньги, чтобы построить галереи и кинотеатры, чтобы показывать фильмы, тогда находчиво расширенные в кинотеатральную сеть, используя велосипедистов для перевозки пленки из одного кинотеатра в другой. Поскольку фильмы становятся национальным увлечением, они строят дистрибьюторские сети, чтобы обслужить другие кинотеатры, а затем, студии, чтобы доказать, что у них достаточно фильмов. По пути они борются против учреждения в лице влиятельного «Траста Эдисона», которое, кроме патентов на электричество, обладает правами на кинокамеры и проекторы. Когда “Траст”, как он зловеще известен, пытается использовать суды в Нью-Йорке и Массачусетсе, чтобы присвоить кинобизнес, кинематографисты перемещают свои студии в недавно сформировавшуюся деревню под названием Голливуд, место, в котором они могут всем управлять и проводить строительные работы.

К середине 1920-х 57 миллионов человек, то есть более чем половина населения, посещают их фильмы каждую неделю. При этом сага только начинается. В 1927 году в кино приходит звук. Гипнотическое воздействие на зрителей оказывает фильм «Певец джаза» с Элом Джолсоном в главной роли. Звук становится одним из самых больших технологических голливудских достижений, большинство из 21100 кинотеатров в Америке преобразовываются в звуковые, основатели превращают студии в звукозаписывающие. Студии создают новую плеяду звезд для звуковых фильмов. Несмотря на Великую Депрессию 1930-ых годов, еженедельная аудитория увеличивается до 75 миллионов человек, которые идут в соседние кинотеатры не только для того, чтобы посмотреть художественные фильмы, но также, чтобы увидеть кинохронику, короткометражные комедии, сериалы и мультфильмы. Новое поколение талантов, включая таких блестящих новаторов, как Уолт Дисней, расширяет своё влияние и на детскую индустрию, появление цвета также способствует развлечению публики даже в суровые годы Депрессии и в ранние жестокие военные 1940-ые годы.


Акт второй

Вторая мировая война закончилась, войска пришли домой. К 1948 студийная система находится в своём зените. Больше чем 90 миллионов американцев, то есть две трети населения, ходят в кино еженедельно. Студии производят больше 500 фильмов ежегодно, все главные звезды работают у них в соответствии с жесточайшим контрактом, студии нанимают также более 320.000 человек. Их иллюзорная технология непревзойденна нигде в мире. Немногим больше, чем за одно поколение, основатели буквально прошли путь от лохмотьев до богатства. Главы студии, названные «магнатами» вместо Восточных властелинов, теперь среди самых высокооплачиваемых руководителей в мире.

Но новое изобретение порождает «темное облако»- это телевидение. Даже с его нечеткими черно-белыми картинками, оно предлагает домашнее развлечение, которое постепенно захватывает всё большую и большую часть обычной аудитории киностудий. Кроме того, многострадальное антимонопольное законодательство отделяет американские студии от кинотеатров. Согласно мировому соглашению, которое они подписывают, студии должны отказаться от собственных кинотеатров для того, чтобы те стали независимо заказывать тот пакет фильмов, который им нужен. Окончательный удар студийной системе наносится, когда звезды, по воле их недавно уполномоченных агентов, отказываются подписывать долгосрочные контракты. Магнаты теперь должны конкурировать с независимыми и иностранными производителями как за кинозаказы, так и за звезд.

После появления цветного телевидения в 1950-ых годах, еженедельная аудитория кинопоказов стремительно падает. К 1958 году это - меньше чем половина размера аудитории 1948 года. Рестораны для автомобилистов, Синемаскоп, 3-D, «Объемный звук» (Surround Sound), и другие новшества, не в состоянии вернуть аудиторию. Пейзаж развлечений в Америке изменился, и отражающие эти изменения курсы акций студий резко падают до уровней, не замеченных, начиная с Великой Депрессии. Пророки гибели предсказывают, что близится конец Голливуда.

Акт третий

Однако пророки недооценили изобретательность Голливуда. В течение более чем полувека этот гений обладает способностью приспосабливаться к новым обстоятельствам. В конце концов, это развлекательная индустрия, интересная массовому зрителю, и те зрители, хотя и изменились, но не исчезли. Таким образом, Голливуд повторно открывает себя. Старая система студий, с ее договорным контролем театров и звезд, мертва; да здравствует новая студийная система. Неспособность студий зависеть от обычной еженедельной аудитории, которая перешла на сторону телевидения, дает последнему преимущество при использовании национальной телевизионной рекламы, с целью создания аудитории для каждого отдельного фильма. Это значительно расширяет трансконтинентальные связи, создавая второй приток доходов от кинотеатров и телевидения за границей.

И при этом новый Голливуд не ограничивает себя показами в кинотеатрах. Находятся новые источники дохода за счет продажи фильмов на телевидение (при этом создается так называемый прайм-тайм ряд), фильмы используются для создания так называемого «домашнего видео» (home video), они помещаются в самолеты и в отели, их персонажи перевоплощаются в игрушки, а, затем, вместе с цифровой революцией эти же самые фильмы переходят на DVD, диски Blu-ray, в сотовые телефоны и Интернет. Так как сети вещания ограничены Федеральным Коммуникационным Правом от наличия финансового интереса в составлении программ, студии становятся главными поставщиками для создания телевизионного прайм-тайма (контент которого они могли бы позже продать местным станциям). Такое расширение влияния не только поддерживает кинобизнес, оно делает его главным развлечением в мировой экономике. Но вне фильмов, денег и создания рабочих мест Голливуд производит другую форму богатства: картины в нашей голове, мир которых в целом и определяет феномен американской культуры, создавая при этом такое кино, которое является достижением.

«Экономика Голливуда» – это четырнадцатая книга Эдварда Эпштейна (Edward Jay Epstein), она составлена из колонок, которые автор публиковал на сайте онлайн-журнала Slate. Специалист по журналистским расследованиям в киноиндустрии популярно рассказывает о финансовой кухне главных киностудий Голливуда. Неужели от продаж напитков и попкорна можно заработать больше, чем от билетов? Почему выгодно строить многозальные кинотеатры?

OZON.ru - Книги | Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия | Эдвард Эпштейн OZON.ru - Книги | Экономика Голливуда. На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия | Эдвард Эпштейн