Шанс добиться Успеха в мире кинематографа сравним с шансом выиграть в лотерею. Это касается актеров, режиссеров, сценаристов и многих других. Статья может оказаться полезной, особенно в условиях наступившего кризиса. Информация в статье касается только тех людей, которые пытаются «сорвать куш» отказываясь от стабильной работы и нормальной жизни. Увы, таких немало. Сразу предупреждаю что это только мнение частного лица, а не претензия на истину в последней инстанции.
Наступил кризис. Его причины, возможные последствия и пути выхода — оставим на обсуждение диванным экспертам в социальных сетях. Здесь он рассматривается только как фактор который неизбежно заморозит (и даже похоронит) множество кинопроектов. Кризис только обострит и вскроет множество проблем участников околокинематографической тусовки.
Люди которые пытаются продать сценарий, найти продюсера или инициировать кинопроект часто страдают из-за того, что ставят на кон всё. Пытаясь «сорвать куш» они отказываются от нормальной стабильной работы, от нормальной семейной жизни. При планировании будущего почти не рассматривают вариант неудачи. И могут так жить годами! Перебиваются лишь случайными подработками, часто имеют серьезные финансовые проблемы. Они мечтают что вот-вот и продадут сценарий, найдут инвестора/продюсера и большинство накопившихся жизненных проблем решится одним махом.
В глубинных механизмах такого поведения нужно разбираться психологам (корни те же что и лудомании). Мы же лишь рассмотрим основные проявления.
Стартаперское движение и околокинематографическая тусовка — близнецы
Я имел возможность общаться с представителями как околокинематографической, так и стартаперской тусовки. Между ними очень много общего — кинопроект в некотором роде сам является стартапом. Их объединяет то, что многие люди одинаково носятся со своими проектами (концептами, сценариями, заявками, пилотами) в надежде найти инвестора. Иногда годами. Чаще всего — безуспешно.
В этих родственных тусовках бывают одни и те же люди. И часто даже «места обитания» у них одни и те же — коворкинги и «кафешки».
Оптимизм — зло
Пессимизм и оптимизм — одинаково вредны. Всегда нужно оставаться реалистом. Если вы принимаете решения в соответствии с неадекватно позитивным прогнозом будущего — то скорее всего вы проиграете.
Мечтать и думать о хорошем — нужно обязательно. Но не стоит ставить на кон всё. У некоторых людей оптимизм становится своего рода религией (особенно у людей составляющих аудиторию макулатуры Зеланда и фильмов подобных «Секрету»). И такие люди в итоге совершенно неадекватно оценивают обстановку и принимают неверные решения. Не принимают в расчет то, что неудача во много раз более вероятна чем успех.
Такие люди продают квартиры, чтобы дать детям актерское образование или пристроить в элитную спортивную школу. Такие люди влезают в долги, чтобы инвестировать в свой «интернет-стартап». Такие люди берут кредиты в банках (или вообще у бандитов), чтобы открыть абсолютно нежизнеспособный бизнес (после «накачек мотивацией» в бизнес-сектах).
И эти люди проигрывают в большинстве случаев. И хорошо если этот проигрыш ограничится потерянным временем и испорченными отношениями с близкими. В худших случаях это заканчивается многолетней депрессией, потерей всего имущества, запойным алкоголизмом, разрушением семей, суицидами и местью кредиторов.
Как бы каламбурно ни звучало, но оптимизм может убить вас. В прямом смысле слова.
Простая арифметика
Рассчитаем упущенные возможности на примере сценариста. Допустим, есть некий «сферический в вакууме» сценарист который написал неплохой сценарий. Он мечтает его продать продюсеру. Если этот сценарист имеет стабильную постоянную (оплачиваемую) работу и попытка продажи сценария для него лишь попутная деятельность — то все в порядке. Это нормально и адекватно.
Но если этот самый сценарист попытку продать сценарий делает своим основным занятием, перебивается случайными заработками — то это печально. И чем дольше это длится, тем больше подсознательно «повышаются ставки». Чем больше проблем накопится, тем больше соблазн решить их все одним махом, продав сценарий.
Но, как мы с вами понимаем, шанс успеха невысок. И даже в случае крайне маловероятного успеха, выручить за сценарий можно не такую уж и большую сумму. Для российского кинематографа стоимость оригинального сценария от малоизвестного автора очень редко превышает 20 тысяч долларов. Если считать докризисными 35 рублями за доллар, то сумма выходит всего в 700 тысяч рублей. Такие деньги вполне можно заработать за полтора-два года, на стабильной работе. При этом жить полноценной жизнью.
Многие стартаперы (в том числе «кинематографические») почему-то не хотят принимать во внимание такие расчеты. И они лишают себя нормальной, полноценной жизни. Часто возможный успех не покроет упущенной выгоды. Успех и так крайне маловероятен, а в условиях кризиса…
Пример из палаты мер и весов
Приведу каноничный пример. Один неизвестный начинающий режиссер решил снять короткометражку. Расчет был на то что она “выстрелит” на каком-нибудь из крупных фестивалей, режиссера (и актеров засветившихся в ней) заметят и все завертится.
Снято было не так уж и плохо и актеры старались. Весь процесс обошелся в сумму около 120-150 тр. В основном взятых в долг у знакомых и родственников.
Но… как и можно догадаться, “не взлетело”. Короткометражка не прошла отбор на престижных фестивалях. Усилия и деньги потрачены впустую (если не считать задачи обучения, развлечения и ощущения собственной важности в процессе съемок для режиссера). В надежде что короткометражка “выстрелит”, многие месяцы откладывались серьезные дела типа работы. Человек пребывал в экзистенциальном угаре, строя вымышленные сценарии успеха. Но это все разбилось о суровую действительность. Упущено время. Человек влез в долги которые так и не вернул.
Подобных случаев история знает немало.
Экзистенциальная ловушка
Одна из главных причин такого нелогичного поведения в той ловушке для разума которую сплела реклама и массовая культура. Людям показывают картинки красивой жизни и убеждают что у них есть шанс жить также. И поэтому люди терпят любую социальную несправедливость, любые лишения только ради призрачного шанса причастия. Поэтому процветает «жизнь в кредит», демонстративное потребление, экономические преступления, бытовая проституция и т. д. Причин и следствий у этого явления очень много и все их рассмотреть не получится даже в формате целой книги.
Главное то, что эта ловушка провоцирует неадекватно-оптимистичное (и весьма рискованное) планирование. Человек пребывает в вымышленном мире потребительского счастья и готов рискнуть ВСЕМ ради малейшего шанса оказаться в нем одним скачком.
Очевидные вещи? Детсадовский уровень? Отнюдь…
Многие отметят что в статье описаны настолько очевидные вещи что их знает каждый. Но, к сожалению, не каждый. Я знаю нескольких взрослых и психически здоровых людей которые годами ходят на переговоры с потенциальными инвесторами/продюсерами/покупателями, тусуются на питчингах, «пасутся» на тематических сайтах в надежде разом решить свои проблемы. Безуспешно.
При этом сами все в долгах, живут весьма бедно, довольствуются непостоянными заработками. Иногда от таких людей уходят жены, они теряют друзей и портят отношения с родственниками (из-за долгов).
Не покупайте лотерейные билеты по слишком дорогой цене. Всегда будьте реалистами и рассматривайте неудачу как наиболее вероятный результат своей попытки. Во времена кризиса неадекватно-позитивное планирование может с убийственной силой ударить вас о самое дно.