Вы здесь
Фильм "Фонтан", или Когда камера умеет говорить
Телевидение и массовый кинематограф приучили нас к тому, что История рассказывается звуками: репликами героев, криками, музыкой, взрывами. Ну хорошо, иногда – грамотными паузами тишины. В такой ситуации оператор – лишь высокопрофессиональный исполнитель воли режиссера, а камера – лишь приближенная к Королю – Сюжету.
Но иногда можно увидеть фильмы, которые я считаю действительно полноценными. Потому что камере в них отведена не второстепенная роль “грамотно показать” с хорошим светом и классической композицией кадра, а поставлена задача “рассказать”! Позвольте мне по мере возможности представлять вам фильмы, в которых камера умеет говорить. Поверьте, вы почувствуете, как она красноречива!
«Фонтан» (2006 г.)
Сюжет сложен уже тем, что, как пишут в аннотациях, развивается в трех очень разных точках времени и пространства: в настоящем времени, 2500 и 1500 годах. Но я бы добавил еще одно, четвертое, измерение – это сознание героя, внутри которого роятся невероятные образы и визуализированные предчувствия. Фабула кратко: врач Томас Крео (Хью Джекман) ищет Древо Жизни: его сок по легенде дарует вечную жизнь. Это последнее средство, на которое он надеется в битве за жизнь своей безумно любимой и смертельно больной жены Изабель (Рэйчел Вайз).
Кадр-метафора
Оператора, снявшего эту картину – Мэтью Либатика – можно назвать мастером коммерческого голливудского кино. Это его глазами мы видим, например, обе части “Железного человека”. Но здесь, в “Фонтане”, не только по-голливудски чистые и яркие планы. Здесь чуть ли не каждую минуту мы видим планы – метафоры. Визуальные рассуждения на тему “Что, если бы мы могли жить вечно?” Убитый горем муж в образе буддистского монаха приникает к корням Дерева Жизни – и в ракурсе сверху сам в своем сером балахоне кажется корнем этого дерева. Супер-крупный план губ мужчины, которые приникают к шее любимой, и от его шепота “держись!” дрожат тончайшие волоски на ее шее, как листва на ветвях дерева… Наслаждение моментом “сейчас”. Любовь и жизнь - сегодня вместо завтра. Мельчайшие детали, почувствовать которые мы не успеваем, гонясь за завтрашним днем. А ведь осознать момент здесь и сейчас, как говорят буддисты, это самая настоящая медитация.
Тандем “режиссер-оператор”
Слова скажут об этом слишком грубо. Умалчивание этого создаст лишь очередной крепко сбитый коммерческий фильм, полностью подчиненный Сюжету. Но режиссер Дарен Араноффски пошел другим путем. Он вернул камере ее утраченное величие. Он возложил на нее ответственность. И он получил награду. “Фонтан” – это фильм-рассуждение, из которого хочется пить… глазами. И обо всем этом нам говорит камера!
Большинство режиссеров хотят от оператора – качества. И очень немногие хотят от него – мысли. Но если режиссер откажется от мании величия, найдет в себе силы и мудрость вернуть Камере ее трон, то вместе с Сюжетом они смогут править королевством действительно хороших фильмов, после просмотра которых хочется думать.
—