Остановимся более подробно на видах монтажных склеек и различных приемах.
Базовые правила и приемы
- Правило 180 градусов: раз, два
- Правило 30 градусов
- Скачок
- Перебивка, кивок, склейка на объекте
- Склейка на действии, через плечо, реверс, субъективный монтаж, осевой монтаж
Развернутые статьи по монтажу
- Все о монтажных кадрах
- Андрей Каминский: Монтаж: язык склейки, Орфография монтажа
7 правил монтажа Эдварда Дмитрыка
- Никогда не режьте без причины
- Если не можете определиться с точным местом склейки, оставляйте более длинный кадр
- Если это возможно, режьте всегда “в движении”
- Лучше оригинально (fresh), чем банально (stale)
- Все сцены должны начинаться и заканчиваться продолжающимся действием
- Режьте по смыслу, а не по сочетаемости
- Содержание первично – затем форма
Критерии монтажа Уолтера Марча
6 основных критериев, влияющих на то, где резать и зачем резать. В порядке значимости:
- Эмоции (51%) – соответствует ли обрезка тому, что, по мнению монтажера, должен прочувствовать в этот момент зритель?
- История (23%) – развивает ли обрезка сюжетную линию?
- Ритм (10%) – является ли обрезка “в данный момент ритмично интересным и верным” решением?
- Взгляд / Eye-trace (7%) – соотвествует ли обрезка “положению и движению зрительского взгляда, вниманию зрителя внутри кадра”?
- Двухмерная плоскость экрана (5%) – сохраняется ли правило 180 градусов?
- Трехмерное пространство действия (4%) – достоверны ли физические/пространственные взаимные расположения в сцене?
Советы американских монтажёров
Журнал Cinema Editor, перевод – fcpug.ru
Выключение звука
– Выключайте звук для более правильного монтажа.
– Чтобы убедиться в том, что ваша история действительно работает, выключите всю фоновую музыку и посмотрите видео без неё. Все монтажные проблемы спрятанные темпом музыки сразу же дадут о себе знать.
– Выключение звука при просмотре поможет вам лучше оценить монтаж.
– При монтаже сцен с эмоциями, физикой и небольшим количеством текста, выключите звук и делайте монтаж без него. После монтажа включите звук и наслаждайтесь решением, которое бы никогда бы не пришло в голову елсли бы вы отвлекались на текст героев.
Звук и видео
– Никогда не отрезайте аудио в той же точке, что и видео, если не хотите, чтобы зритель увидел склейку.
– При монтаже в такт музыке резать кадры на кадр вперёд такта.
О сцене
– Посмотрите на картинку в целом. Не работайте с одной сценой слишком долго, часто важна связка сцен а не одна. Смотрите несколько сцен сразу и вы увидите где проблема.
– После завершения монтажа сцены внимательно посмотрите её и спросите себя: насколько действительно важными были монтажные склейки в этой сцене? Удалите всё лишнее, максимально упростив монтаж.
– Решите сцену, не халтурьте.
– Посмотрите материал перед тем как начать монтаж. Вы должны иметь представление о том, как хотите собрать сцену перед тем, как начнёте работать над ней.
Остальные советы
– Добавьте кадр или два, дублирующие движение при склейке от крупных к общим планам в экшн сценах. Это даст глазу время, чтобы найти эти действия.
– Моргание глаз актёра в конце склейки может причинять дискомфорт, отрезайте кадр до моргания или оставляйте достаточно кадров после, чтобы склейка была ровной.
– Не перестарайтесь с монтажом в сценах, когда общаются в кадре два или три человека. Говорящий не всегда должен быть в кадре, в самый драматичный момент лучшее решение, это показать слушающего, чтобы позволить зрителю тоже слушать текст, а не смотреть его.
– Реакции очень важны для раскрытия истории.
– Следуйте своим инстинктам.
– Избегайте диалога по спинам людей, когда это возможно.
– Будущее монтажа – внутри кадра.
– Монтаж по движению часто маскирует несоответствия в кадрах и делают склейку более интересной.
– Выспитесь. На свежую голову работается лучше.
– Нет никаких правил.
Обновляется…
Этот пост объявляется постом сбора советов по монтажу и по монтажным приемам с примерами. Предлагаю в комментариях приводить другие рекомендации и выкладывать примеры интересных монтажных решений.