Вы здесь

Женщины-режиссеры: кто они?

Женщины-режиссеры: кто они?

Режиссура принадлежит к тем немногим сферам человеческой деятельности, в которых гендерным равноправием и не пахнет. Женщин-режиссеров очень мало, а известных - вообще единицы. Но каждая из них достойна упоминания.

Женщина-режиссёр (амер. политкорр. vaginal director) — натурально, обозначает женщину-режиссёра. Ваш капитан Очевидность.

Меметичность термина состоит в том, что, как известно, женщин в кино мало. Даже актрис — куда меньше, чем актёров. Во всяком случае, известных науке. Особенно это заметно в тяжёлых профессиях — дольщики, операторы, осветители и пр. Как водится, всё это происходит от засилья мужских шовинистических свиней. Исключение составляют ассистенты по реквизиту, костюмеры и гримёры, но это же рабский подневольный труд! В общем, как вы уже поняли, среди ключевых должностей на съёмочной площадке, то есть среди продюсеров, сценаристов, композиторов и режиссёров почти нет гоев носителей двух икс-хромосом. А потому каждый такой цветок душистых прерий, вдруг невозбранно расцветший на иссушённой лучами славы ниве кинематографа, сразу получает особый статус, его, то есть её, начинают холить и лелеять.

Неудивительно, что женщины-режиссёры, будучи в центре внимания, немедленно начинают снимать т.н. «женское кино», если же нет — о, это сразу увеличивает градус внимания на два порядка.

Особую остроту мем получил в 2010 году, когда на оскаровской церемонии решили померяться пиписьками бывшие муж и жена: Джеймс Кэмерон и Кэтрин Бигелоу. На кону стояло многое — лысого дядюшку получит самый кассовый и первый трёхмерный фильм (до этого таковые даже не номинировались, если не считать мультики) или самый некассовый номинант в истории, а заодно, понятно, это и был бы первый женский фильм-оскароносец. Победила, как известно, именно женщина-режиссёр, причём с совершенно мужским шовинистическим свинским фильмом «Повелитель бури». Так что счёт, понятно, стал равный, 81:1 в пользу мужчин.

Кэтрин Бигелоу: любительница крови

В классическом боевике «На гребне волны» (1991) есть маленький эпизод, который много говорит о создателе картины: бугая Киану Ривза (по сюжету – тренированного агента ФБР) голая женщина бьет в душевой, как ребенка. При первом же взгляде на Кэтрин Бигелоу веришь, что и она сама способна на что-нибудь подобное. Даже сегодня, в 59 лет, рослая (1 м 82 см) мускулистая дама выглядит амазонкой. Таковой она отчасти и является: верховая езда сломя голову – увлечение по жизни. Другое увлечение – экранное смертоубийство.

Дипломный фильм Кэтрин «Подстава» представлял собой исследование на тему привлекательности сцен насилия в кино. Первый полнометражный фильм «Нелюбимые» (1982) – рассказ о банде байкеров. Картина «Рядом с тьмой» (1987) – рассказ о банде вампиров. Фильм «Вороненая сталь» (1989) – поэма о том восторге, в который нас приводит обладание огнестрельным оружием: так и хочется кого-нибудь застрелить.

Первый и единственный известный мужчина в ее жизни – это главный монстр Голливуда Джеймс Камерон. Кэтрин вышла за него замуж в 1989 году, когда ей было уже 38 лет. Семья просуществовала всего два года: муж не вынес успеха жены с той самой картиной «На гребне волны». Впервые в истории женщина сняла лихой экшен, который во многом определил развитие этого жанра. Типичная фантазия подростка (неожиданная для 40-летней дамы): очень «приблизительный» сюжет служит лишь оправданием погонь, стрельбы, мордобоя, взрывов и подвигов, противоречащих не только здравому смыслу, но и законам физики. Но зато как сняты эти сцены: без спецэффектов, вся опасная работа была выполнена каскадерами и даже актерами (Патрик Суэйзи освоил затяжные прыжки с парашютом).

Вылазка Кэтрин Бигелоу в футуристический жанр с фильмом «Странные дни» (1995) оказалась не столь удачной, а мелодрама «Вес воды» (2000) и военная драма «К-19: корабль вдов» стали кассовыми провалами. К кровопролитию Бигелоу вернулась в 2009 году с фильмом «Повелитель бури» и вошла в историю: стала первой женщиной, получившей «Оскар» за режиссуру. Впрочем, в данном случае награда объясняется актуальностью темы. Кино о взрывах и выстрелах могут снимать и мужчины.

Кира Муратова: фестивальная любовь

Кира Муратова – одна из самых загадочных личностей на постсоветском пространстве. Официально считается «русскоязычным украинским режиссером», но родилась она еще до войны в Румынии, в семье одного из руководителей тамошней подпольной Коммунистической партии, которого звали совсем не по-румынски – Юрий Александрович Коротков (тем не менее Киру Муратову почему-то называют Кирой Георгиевной). После войны Коммунистическая партия Румынии перестала быть подпольной и стала единственной, а мама Киры поднялась до поста министра культуры. Так что Кира Муратова вполне может считаться румынкой. Хотя населенный пункт, в котором она родилась, теперь находится на территории Молдовы, так что Муратова еще и молдаванка. Кстати, Муратова она по мужу – советскому режиссеру Александру Муратову, который теперь говорит (может, шутит), что в юности был бойцом УПА.

О Кире Муратовой все что-нибудь да слышали, но почти никто не видел ее фильмов. Потому что сказать, что Кира Муратова снимает фильмы для очень узкой аудитории, – это ничего не сказать. Ее первый фильм «Короткие встречи» (1967) был выпущен тиражом в… пять экземпляров. С тех пор это стало «фишкой» режиссера: кино снимается (очень старательно), а потом его смотрят только люди, которым за это платят деньги (критики и журналисты). Тем не менее Кира Муратова живет (в большой квартире в центре Одессы, где масса антиквариата и второй муж Евгений Голубенко) и работает. Ее послужному списку могут позавидовать многие коммерческие режиссеры – 14 полнометражных картин. Вот и в прошлом году вышла (не в народ, конечно, а просто вышла) ее новая работа «Мелодия для шарманки». Стало быть, кто-то постоянно дает режиссеру деньги на кино. Вероятно, это можно объяснить тем, что фильмы Киры (в том числе и последний по времени) получают высшие награды самых разных фестивалей. Люди, для которых просмотр фильмов является работой, видят в картинах Муратовой то, что в них никак не увидит обычный зритель. Есть фестивальные награды – есть разговоры, есть разговоры – кто-то их слышит. Этот «кто-то», возможно, думает: раз говорят - надо дать денег.

Кира Георгиевна уж точно никогда не получит «Оскара». Не потому, что не достойна, а потому, что «Оскара» все-таки дают за фильмы «для всех».

София Коппола: дочь своего отца

София Коппола всегда была объектом крайнего раздражения в Голливуде. Оно и понятно - сам ее отец, великий Фрэнсис Форд Коппола, откровенно говорит: «У Софии есть большое преимущество перед другими режиссерами - наша семья может финансировать ее проекты, а она знает, за какие ниточки дергать, чтобы получить финансирование». На самом деле ниточка всего одна – отцовская любовь. Во время съемок третьей части «Крестного отца» (1990) уже имел место скандал: Коппола выкинул из проекта Вайнону Райдер, чтобы отдать ее роль восемнадцатилетней Софии, некрасивой и несуразной. Голливуд тогда отомстил: София получила «Золотую малину» за «Худший дебют года». Она сказала, что и не собирается быть актрисой, а собирается быть дизайнером одежды.

Папа послушно финансировал потуги дочки на этом поприще, но тут София вышла замуж – за культового режиссера Спайка Джонза. Раз муж – творец, значит, жена должна соответствовать. Только любящий отец может дать дочери деньги на фильм с названием «Девственницы-самоубийцы» (1999). Тем более что содержание вполне соответствовало названию, а люди на такие фильмы не ходят. Когда София задумала свой следующий опус – «Трудности перевода» (2003), известный актер Билл Мюррей неслучайно скрывался от нее как мог, пока влиятельный папа его не прищучил. С «Трудностями перевода» получилась смешная история: картина изначально предназначалась для тусовки, поскольку повествовала об отношениях Софии с ее мужем. Однако муж обиделся и развелся, получился скандальчик, о фильме заговорили, папа ловко пустил его по фестивальному циклу и добился нескольких номинаций на «Оскар». Конечно, нужно отдать должное и Скарлетт Йоханссон: ее полудетская чувственность очень взволновала мужчин среднего и старшего возраста. В результате скромное по затратам кино собрало около 40 миллионов в прокате.

Коммерческий успех «Трудностей перевода» София компенсировала кассовым провалом «Марии Антуанетты» (2006) и на какое-то время занялась сугубо женскими делами. Родила дочку от французского музыканта Томаса Марса, в этом году снова станет матерью, но и снова снимет кино. Фильм называется «Кое-где», и название, надо сказать, не вдохновляет.

Светлана Дружинина: умная красотка

Даже сегодня, в 74 года, Светлана Дружинина выглядит гламурной дамой, а полвека тому назад она была одной из самых красивых актрис советского кино. И… ушла из актерской профессии, когда ей едва исполнилось тридцать. Нет, ничего страшного не случилось - просто Дружинина принадлежит к узкому кругу умных красавиц, а умная женщина всегда примет правильное карьерное решение.

Дружинина считает, что ей просто повезло по жизни. Отец погиб на войне, девочка жила с мамой в самом неблагополучном районе послевоенной Москвы – Марьиной Роще, и вот «Бог меня оттуда вытащил». Светлана скромничает: вытащила оттуда она себя сама. Сначала пошла в цирковую студию, где стала «девочкой-каучуком». Переросла цирк – пошла в хореографическое училище при Большом театре. Травма навела на мысль о ненадежности хореографии – двинула в актрисы. Имела успех, была популярной, но не стала питать иллюзий насчет отношения советского кино к красивым женщинам – лучшие роли всё равно будут отдавать «талантливым». Потому пошла учиться на режиссера, тем более что имела надежный тыл, поскольку была (и остается) замужем за Анатолием Мукасеем, одним из лучших операторов советского кино, не сидевшим без работы.

В большом кино Дружинина не задержалась – пошла на телевидение, где у женщин традиционно было больше возможностей. Снимала фильмы, отстраненные от серой советской действительности, – «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка». При этом думала над формулой успеха – и придумала ее. Кино должно быть патриотическим, но увлекательным и романтическим. Стало быть, действие нужно поместить в далекое прошлое, о котором широкая публика почти ничего не знает. И еще актрисы должны быть красивыми – красавица режиссер ничего не имела против красавиц актрис. Так родилась картина «Гардемарины, вперед!» - сенсация 1987 года. С тех пор Дружинина успешно разрабатывает авантюрную историческую тему. Сняла еще два фильма о гардемаринах, а с 1994 года делает сериал «Тайны дворцовых переворотов». Кстати, является первопроходцем: на западном телевидении еще и не помышляли о сексуально разнузданных сериалах типа «Рим» и «Тюдоры», а у Дружининой исторические персонажи уже вовсю предавались сексу на глазах у зрителей.

Джули Тэймор

Признание как режиссёра пришло к Джулии Теймор после выхода в 1997 году мюзикла «Король-лев» — адаптации одноименного анимационного фильма. Премьерный показ на сцене состоялся 31 июля 1997 года в Миннеаполисе в театре «Орфей» и имел огромный успех. За эту работу Теймор получила две награды «Тони» — за режиссуру и за дизайн костюмов, став первой женщиной, получившей премию «Тони» за режиссуру мюзиклов.

В 1999 году Джулия сняла фильм «Титус» — киноадаптацию трагедии Шекспира «Тит Андроник», а в 2002 году фильм «Фрида» (основанный на жизни художницы Фриды Кало). Оба фильма получили позитивные отзывы, а фильм «Фрида» был номинирован в шести категориях на премию «Оскар», выиграв в двух из них (за лучший грим и лучший оригинальный саундтрек).

Последняя работа Джулии Теймор — фильм-мюзикл «Через Вселенную» о 1960-х годах, рассказанный с помощью композиций группы «Битлз» в современном исполнении, в главных ролях снялись Джим Старджесс и Эван Рэйчел Вуд. Фильм вышел в сентябре 2007 года и был номинирован на премию «Оскар» и «Золотой глобус». На ежегодной церемонии награждения «Женщины в Голливуде», которую проводит журнал «Elle», Джулия Теймор получила премию за работу над этим фильмом.

В последнем проекте (фильм Буря) заняты Хелен Миррен, Дэвид Стрэтэйрн, Джимон Хонсю, Рассел Брэнд, Альфред Молина, Бен Уишоу и Фелисити Джонс

Валерия Гай Германика: большой скандал

Девушка-загадка. По словам ее мамы, была «непростым ребенком», поэтому в школе не училась, а воспитывалась дома. От рождения Валерия Александровна Дудинская, девушка в 17 лет потребовала выписать себе паспорт на имя Валерия Гай Германика. Якобы работала оператором на студии, снимавшей жесткое порно. Потом невесть откуда стала получать деньги на кинопроекты. За короткое время нашлепала две короткометражные и две полнометражные картины. Одна из них – «Все умрут, а я останусь» - была «упомянута» на Каннском фестивале 2008 года. Многовато для 22 лет, если учесть, что в том же 2008 году Германика родила дочь Октавию. Личность отца не разглашается (видимо, не Гай Юлий и не Марк Аврелий), но дочка всё равно будет звучать гордо – Октавия Германика. Создается впечатление, что эта биография специально придумана для режиссера самого скандального российского сериала «Школа». Впрочем, скандал тоже загадочный: «Школу» показывал Первый российский канал, а на этом канале ничто не выходит без согласования с начальством.

Кэтрин Хардвик

Студенткой, она сняла свой первый короткометражный фильм, в котором присутствовали элементы анимации. Фильм принес молодой Хардвик первую награду, а вместе с ней и участие в университетской кинопрограмме. Первым фильмом, в котором Хардвик выступила в роли автора сценария и режиссера, стал «Тринадцать» (Thirteen). Это – картина о жизни подростков, ставшая очень образным и живым рассказом о жизни «взрослых детей» – с их первыми негативными опытами: сексом, наркотиками и прочими «взрослыми» проявлениями жизни. За свой фильм Кэтрин Хардвик получила не одну престижную награду на кинофестивалях «Sundance-2003», Довиля, Локарно и Нантакета. Молодые актеры, сыгравшие в картине, получили премии «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Кэтрин Хардвик удалось выдержать в своем фильме ярко индивидуальный стиль, который сумел подчеркнуть и без того сложный, местами провокационный материал. Сложная, противоречивая тема, призванная переоценить и пересмотреть ни много, ни мало, культуру, имела неоспоримый и в то же самое время неоднозначный зрительский отклик.

Ее следующий фильм – «Короли Догтауна» (Lords of Dogtown) снова рассказывает о молодежи. На этот раз под режиссерский прицел Хардвик попадают ребята-экстремалы, положившие начало новому стилю в поп-культуре и ставшие символом целого поколения. Калифорнийские серферы, вставшие на скейты в пустых плавательных бассейнах, лихие ребята, превращают свое увлечение в бизнес. Неоднозначный взгляд и социальное звучание картины снова приносят успех режиссеру Кэтрин Хардвик. Своим фильмом она заставила задуматься не одну бедовую голову… В 2006 году она снимает «Божественное рождение» - фильм о жизненном пути Девы Марии и Иосифа. И снова Хардвик демонстрирует нетрадиционный, «другой» угол зрения на, казалось бы, всем известную историю. «Сумерки», снятый в 2008 году, рассказывает о молодой девушке, которую угораздило влюбиться в вампира. Это страшно, романтично и мучительно…

В 2010 году поклонники ждут от Кэтрин Хардвик сразу две картины, каждая из которых обещает стать событием. В качестве главного художника Хардвик приняла участие более, чем двадцати фильмах, среди них – «Ванильное небо» Кэмерона Кроу, «Безумный город» Коста-Гавраса, «Три короля» Дэвида О. Рассела и другие.

Татьяна Лиознова: кино о шпионе

Все мы помним фильм-глыбу, Семнадцать мгновений весны, который сделала эта маленькая женщина. Но не все в курсе, что трогательный фильм-мюзикл Карнавал с Ириной Муравьевой, поющей «позвони мне, позвони», тоже сняла Лиознова.

Немного было в СССР женщин-режиссеров, немного их и в современной России. Дело даже не в общей отсталости страны – это профессия была и пока все еще остается по преимуществу мужской. Острый ироничный ум не мешал Татьяне Михайловне Лиозновой верить в советский проект. Кира Георгиевна Муратова моложе всего на десять лет, но для нее это вещи уже несовместные. Поколение двадцатых годов рождения было способно порождать постмодернизм, но отказывалось его распознавать. И в этом его уникальность.

Лени Рифеншталь

Бывают женщины с историей, а Лени – сама история, причем вековая. Рифеншталь прожила 101 год и оставила после себя не только про-нацистский Триумф воли, но и Подводные впечатления, фильм про красивый подводный мир. А еще – потрясающие мемуары, отличные фотоснимки и яркую историю собственной жизни.

Родилась 22 августа 1902 в Берлине. Училась в Берлинской школе искусств, принимала участие в балетных спектаклях вместе с Мери Вигман. В 1923-26 танцевала в спектаклях режиссера Макса Рейнхарда. Снималась в кино. В 1931 основала собственную киностудию, где выступала в роли сценариста, режиссера и продюсера. Сыграла главную роль в фильме «Голубой свет», получившем золотую медаль на Венецианском кинофестивале в 1932.

Гитлер избрал Рифеншталь в качестве руководителя для создания фильмов для нацистской партии. Именно она сняла знаменитый пропагандистский фильм «Триумф воли» о нюрнбергском партийном съезде.

20 апреля 1936 в честь дня рождения фюрера состоялась премьера этого фильма в кинотеатре «Олимпия». Этот фильм демонстрировался во время XI Олимпийских игр в Берлине в 1936. Гитлер так высказался о работе Рифеншталь: «Она создала фильм о нашем времени и нашем предназначении. Это уникальное и несравненное прославление силы и красоты нашей партии». В 1948 Международный олимпийский комитет присудил награду фильмам Рифеншталь о спорте.

После падения Третьего рейха Рифеншталь заявляла, что она была вне политики и ничего не знала о намерениях и планах Гитлера. Она решительно отвергала обвинения в свой адрес за романтическое восхваление Гитлера: «Это был 1934 год. Никто не мог знать, что из всего этого выйдет».

Галина Волчек

Галина Волчек родилась в семье выпускников ВГИКа кинооператора Бориса Волчека и сценаристки Веры Майминой. Поступила в школу-студию МХАТ, окончила её в 1955 году. Известный актер. Главный режиссёр и художественный руководитель одного из популярнейших московских театров «Современник». Кроме того, сняла несколько художественных фильмов.

В 1978 году, в разгар «холодной войны», Галина Волчек становится первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. Ее приглашают в Хьюстон в театр «Аллей» поставить «Эшелон» М.Рощина. Этот, по тем временам абсолютно беспрецедентный опыт, принес огромный успех не только режиссеру, но и всему русскому психологическому театру, одним из проводников которого на Запад стала Галина Волчек.

Джейн Кэмпион

Эта новозеландка, как и Кэтрин Бигелоу, стала первой женщиной-режиссером, получившей высокую кинонаграду. Одна из наиболее известных режиссеров - женщин в мире. Обладатель престижных кинематографических наград: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1993), «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля (1990) и Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий (1994) за ставший культовым фильм Пианино. Темы сумасшествия, двусмысленности, неопределенности и желаний, доминируют в фильмах Джейн Кэмпион. Её работы вызывают развернутые дискуссии среди критиков и любителей.

Вера Сторожева

Вера Сторожева-сценарист стала известна миру с рождением киноальманаха «Три истории» Киры Муратовой - «Девочку и смерть», одну из историй, написала именно Вера.

Вера Сторожева-актриса ассоциируется с муратовским же «Астеническим синдромом».

А вот о режиссере Вере Сторожевой вся страна узнала зимой 2003 года, когда на экраны страны вышел ремейк знаменитого натансоновского «Еще раз про любовь…», который назывался просто «Небо. Самолет. Девушка».

Девушкой в фильме стала Рената Литвинова, а небо, самолет, историю нежностей-расставаний сплела в один узор режиссер Вера Сторожева.

Нэнси Мейерс

Прославившаяся комедией про то, как мужчина слышит все женские мысли (Чего хотят женщины - с Мелом Гибсоном в главной роли), Нэнси пошла дальше по проторенному пути лирических комедий: Отпуск по обмену, затем – Простые сложности.

Административный студийный работник и сценарист Нэнси Мейерс стала режиссером в 50 лет, но уже второй ее фильм – «Чего хотят женщины» (2000) – стал международным хитом и самым кассовым фильмом, сделанным женщиной. В прокате картина собрала около 400 миллионов долларов и до сих пор хорошо продается на видео. Однако потом Мейерс стала снимать фильмы о взаимоотношениях белых мужчин и женщин значительно старше сорока (у нее самой две дочери, но нет мужа). И успеха не имела. Может быть, эти люди в кино ходят нечасто и диски тоже редко покупают?

Светлана Проскурина

О Светлане Проскуриной, об одном из ведущих отечественных режиссеров, российская публика практически ничего не знает. Фильмы ее обычно идут в ограниченном прокате. Между тем, первого Золотого Леопарда престижного фестиваля в Локарно для России завоевала именно она. Ее «Случайный вальс» обратил на себя внимание мирового киносообщества поразительно откровенной интонацией, способностью ощущать тектонические сдвиги на территории чувств и отношений. В Каннском режиссерском двухнедельнике показали «Отражение в зеркале». Венеция пригласила «Удаленный доступ» в основной конкурс. Сейчас «Перемирие» побывало на фестивале класса «А» в Монреаль и завоевало главный приз 21-го кинофестиваля «Кинотавр».

Мира Наир: восток-запад

Американский кинорежиссёр индийского происхождения. Первый же фильм этой индианки – Салям, Бомбей! – принес ей мировое признание и приз Венецианского кинофестиваля. Последнее кино Миры недавно шло у нас в прокате – это Амелия.

Принадлежит двум культурам — Востока и Запада, этот момент нередко становится основой ее фильмов, определяет точку зрения режиссёра.

Нора Эфрон

В качестве автора сценария дебютировала в телевизионном сериале «Adam’s Rib» (1973). В последующие десять лет зарабатывала на жизнь написанием юмористических статей для различных журналов, написав в этот же период и один сценарий для телефильма «Превосходный джентльмен» (1978).

Настоящий успех пришел к Норе в 1983 году. За сценарий к биографической драме Майка Николса, написанный совместно с Элис Арлен, была впервые номинирована на «Оскар». С тех пор еще дважды выдвигалась на «Оскар», в 1990 за сценарий к мелодраматической комедии Роба Рейнера «Когда Гарри встретил Салли» (1989), и в 1994 за сценарий к своей же собственной киноленте «Неспящие в Сиэтле» (1993) с Томом Хэнксом в главной роли.

«Неспящие в Сиэтле» стала второй режиссерской работой Норы. В качестве режиссера она дебютировала годом ранее, с картиной «Это моя жизнь» (1992), в котором, как и в абсолютном большинстве своих режиссерских работ, выступила не только в качестве сценариста, но и в качестве продюсера.

С 1993 года создала всего несколько картин, среди которых есть как весьма успешные: «Майкл» (1996), «Вам письмо» (1998), «Колдунья» (2005), так и провалившиеся в прокате: «Совершенно чокнутый» (1994), «Cчастливые номера» (2000), «Джули и Джулия» (2009).

Алла Сурикова

Одна из самых известных женщин-режиссеров, народная артистка России. Ее фильмы знакомы всем, достаточно перечислить лишь несколько комедий - «Человек с бульвара Капуцинов», «Суета сует», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем»….

Пенни Маршалл

Сестра режиссера и актера Гэрри Маршалла, жена режиссера Роба Райнера, родилась в Бронксе (Нью-Йорк, США) 15 октября 1943 году. Изучала психологию и математику в университете Нью-Мексико.

В качестве режиссера в большом кино, достаточно успешно дебютировала с картиной «Джек-попрыгун» (1986), главную роль в которой исполнила Вупи Голдберг. До этого момента приобрела некоторую известность благодаря главной роли в телевизионном сериале «Лаверне и Ширли» (1976 - 1983) в котором выступила и в качестве одного из двенадцати его режиссеров.

На сегодняшний день Пенни Маршалл уже состоявшийся мастер, на режиссерском счету которого такие картины как: «Большой» (1988) с Томом Хэнксом, «Пробуждение» (1990) с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом и «Их собственная лига» (1992) в котором вновь сыграл Том Хэнкс, а кроме того Мадонна и Джина Дэвис.

Салли Поттер

Свою первую 8-миллиметровую камеру Салли Поттер получила в 14 лет. Спустя два года она уже была членом Лондонского кооператива кинорежиссеров и поставила несколько короткометражек прежде, чем начать уч:) в Лондонской школе современного танца.

Эти параллельные интересы - ставить фильмы и танцевать - были направляющей силой ее жизни, достигшей своей кульминации в фильме «Уроки танго», где она впервые выступила в качестве актрисы в своем собственном фильме.
В 1970-х годах она объединила силы с Джэком Лэнзли и основала собственную балетную труппу «The Limited Dance Company», при участии которой осуществила постановку и хореографию нескольких фильмов, балетов и пьес.
Мы знаем ее по фильмам Орландо (это был совместный с российскими кинодеятелями проект), Уроки Танго, Гнев, Да и Человек, который плакал (в проекте были знаяты Кейт Бланшетт, Джонни Депп и Кристина Риччи).

Лоне Шерфиг

Закончила Датскую национальную киношколу в 1984 году. Работала на телевидении. Прославилась благодаря снятой в рамках движения «Догма-95» романтической комедии «Итальянский для начинающих» (2000), которая сумела завоевать успех у зрителей и принести режиссёру несколько престижных наград, в том числе — приз «Серебряный медведь» от жюри Берлинского кинофестиваля. После успеха этого фильма Шерфиг начинает снимать и по-английски. Последняя на настоящий момент её работа — лента «Воспитание чувств» (2009), номинированная на премию BAFTA в двух престижных категориях, в том числе — «За лучшую режиссуру».

Скоро начнется работа над новым фильмом. В картине под названием Один день запланировано Участие Энн Хэтэуэй и Джима Стерджесса.

Анн Фонтен

Первая самостоятельная картина Фонтен – режиссера – «Les histoires d’amour finissent mal… en general» (1993) получила приз Жана Виго. Спустя два года Фонтен сама написала сценарий и сняла фильм «Сухая чистка» (1997), который был отмечен призом за Лучший сценарий Венецианского кинофестиваля и сделала из Анн Фонтен «важную персону во французском современном кинематографе».
Дважды Анн Фонтен снимала своего брата Жана-Кретьена Сибертин-Блана, в главных ролях, в фильмах «Августи» (1995) и «Августин, король Кунг Фу» (1999). В 2000-е режиссер представила на суд публики фильмы «Как я убил своего отца» (2001), «Натали» (2003), «В его руках» (2005). Третий фильм о приключениях Августина, «Nouvelle chance» (также известный как «Oh La La») был создан в 2006. Следующие фильмы режиссера «Девушка из Монако» (2008) и байопик «Коко до Шанель» (2009).

Поседний ее проект - фильм Хлоя с участием Джулианы Мур и Аманды Сайфред.

Гуриндер Чадха

В 1989 году Чадха дебютировала как режиссер с документальным короткометражным фильмом «Я британец, но…» , посвященном жизни молодых англичан азиатского происхождения, который был создан при содействии Британского института кинематографии. Этой же проблеме столкновения двух культур был посвящен и ее первый художественный одиннадцатиминутный фильм «Прекрасно договорились» (1991), о свадьбе по договоренности родителей. Вслед за этим Чадха сняла свою первую полнометражную картину, феминистскую комедию о женщинах на отдыхе «Банджи на пляже» (1993), за которую она была удостоена специальной премии «Ивнинг Стандарт» как самый многообещающий новичок.

В дальнейшем она сняла еще несколько документальных фильмов, а также телевизионную драму в двух частях «Богатый обманщик» (1995) для телеканала «Би Би Си». Позднее Гуриндер Чадха работала в Соединенных Штатах, где поставила комедию «Что готовиться?» (2000), состоящую из нескольких пересекающихся историй о подготовке к Дню благодарения в американских семьях разных национальностей. Ее следующая картина «Играй как Бэкхем» (2002) с участием актрис Парминдер Награ и Киры Найтли о юной девушке из индийской семьи, мечтающей о карьере профессиональной футболистки, стала самой удачной как в творческом, так и в коммерческом отношении работой. Фильм собрал немало наград различных кинофестивалей и выдвигался на соискание премии Александра Корды Британской академии кино и телевидения и американской премии «Золотой глобус».

В 2004 году на экраны вышла очередная комедия «Невеста и предубеждение», главную роль в которой сыграла актриса Айшвария Рай. Название фильма отсылало к известному роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение», откуда была и заимствована сюжетная линия, однако герои были перенесены в настоящее время. На следующий год она выступила в роли продюсера и сценариста картины «Принцесса специй» (2005), которую поставил ее муж, сценарист Пол Мэйеда Берджес, а вскоре сделанный ею короткометражный фильм «Набережная Сены» вошел в альманах «Париж, я люблю тебя» (2006), состоявший из небольших зарисовок о столице Франции режиссеров разных стран. В июне 2006 года за свой творческий вклад в кинематограф Гуриндер Чадха была удостоена звания офицера ордена Британской империи.

Последние ее проекты - комедии Ангус, стринги и поцелуи взасос и Эта замечательная загробная жизнь.

Андреа Арнольд

На ее счету несколько киноработ, среди которых фильм «Аквариум», получивший приз жюри на Международном кинофестивале в Каннах в 2009-м году. «

Красная дорога» /Red Road/, ее дебют в полном метре, получил приз жюри Международного кинофестиваля в Каннах в 2006-м году, пять премий шотландской BAFTA, Награду Карла Формена на церемонии вручения призов Британской академии, и приз Сазерленда на Международном кинофестивале в Лондоне 2006-го года.

До этого она сняла 3 короткометражки. Фильм «Оса» /Wasp/ получил 38 международных премий, среди которых Оскар за Лучший короткометражный фильм в 2005-м году.

Дипа Мехта

Дипа Мехта родилась в 1950 году в Индии, в семье кинопрокатчика. Закончив университет, в 1973 году переехала жить в Канаду. Ей принесли известность два предыдущих фильма — “Огонь” (1996) и “Земля” (1998), которые теперь, когда к ним присоединилась “Вода”, составили трилогию. Во всех трех показаны драмы частной жизни индийцев в ее переплетении с историей и общественными установлениями.

Режиссеру не дали закончить “Воду” в Индии. Ей грозили смертью, сожгли декорации. Съемки остановились на два года и были завершены в Шри Ланке. Финальный титр фильма напоминает, что в Индии 34 миллиона вдов. Несмотря на то, что сюжет отнесен на 70 лет назад, он, к сожалению, не потерял актуальности.

За фильмы “Огонь”, “Вода” и комедию 2002 года “Болливуд-Голливуд” она получила несколько международных премий.

Изабель Койшет

Закончила исторический факультет Барселонского университета. Работала журналистом, занималась рекламой, основала несколько рекламных агентств. Снимает рекламные ролики, музыкальные видеоклипы. Дебютировала как режиссёр короткометражным фильмом «Посмотри и увидишь» (1984). Работает с международным актёрским составом. Широкую известность в мире кино получила после фильма «Моя жизнь без меня» (2003).

Потом сняла одну из короткометражек в киноальманахе Париж, я люблю тебя.

Один из последних ее проектов - Элегия - снят по книге ФИлипа Рота. В ролях - Бен Кинглси и Пенелопа Крус.

Кимберли Пирс

Совмещает ремесло художника, писателя и фотографа с режиссёрской деятельностью.

Кимберли Пирс оставила свой след в киноиндустрии оскароносным фильмом «Парни не плачут» (1999). Ее рассказы и театральные ревю публиковались в Канзай Тайм Аут, Грей Сити Джорнэл и Коламбиа Скрин Мэгезин. Фильм Кимберли Пирс «Последний вздох», короткометражка, рассказывающая о судьбе двух любовников, пожертвовавших собой друг для друга во время событий Второй Мировой войны, вошёл в программу Локарнского Международного кинофестиваля в 1994 году.

Он получил несколько престижных наград (в Саффолке, Чикаго и Торонто). Пирс работала монтажёром в мультипликационной картине Шона Аткинса «Анастасия, королева сердец», и была ассистентом монтажёра у Шерил Данай («Привет из Африки» демонстрировался в Берлине, Сандансе и Монреале).

Учась в Колумбийском институте, Пирс обратила внимание на трагическую историю Тины Брэндон, транссексуала из Небраски, убитой в 1993 году.

Она занялась сбором информации, ездила с группой гей-активистов на слушания дела, следила за освещением событий в прессе и сделала дипломную работу о Брэндоне. «Парни не плачут» (1995, короткометражка) выиграл главный приз на студенческом конкурсе им. принцессы Грейс, и грант от Астреа Продакшнз. Позднее у молодого режиссёра родилась идея о большом фильме, и в 1999 году дипломная тема переродилась в голливудский хит.
В 2008 году она сняла фильм Война по принуждению об американском солдате. В ролях - Джозеф Гордон-Левитт и Райан Филипп.

Лукреция Мартел

Лукреция Мартел - аргентинский режиссер, сценарист, актриса и продюсер. Сняла 3 фильма, которые были восприняты критиками крайне положительно.

Кинорежиссер - профессия традиционно мужская, женщин в ней мало, а отношение к тем, кто всё же рискует снимать, часто снисходительное. Аргентинка Лукресия Мартель относится к тем немногим кинопостановщицам, которым снисхождение ни к чему. Когда в 2008 году Каннский кинофестиваль попытался сделать ставку на южноамериканское кино, Женщина без головы Лукресии Мартель оказалась единственной в непривычно большом «региональном пакете» картиной, в полной мере соответствующей уровню престижного фестиваля.

Клер Дени

Французская кинорежиссёр и сценаристка, яркая представительница современного авторского кино Франции. Дочь администратора во французских колониях, росла в Африке (Камерун, Буркина Фасо, Джибути). Закончила Институт высших кинематографических исследований.

Дебютировала в 1988 автобиографическим фильмом Шоколад, действие которого, как и ряда других фильмов Дени (в том числе последний фильм «Белый материал»), разворачивается в Африке.

Сюзанн Бир

Еще одна обладательница Оскара за фильм «Месть» за Лучший иностранный фильм, датчанка Сюзанн до этого уже получила «Золотого глобуса» в той же номинации.

Отметим также следующие имена: Марина Разбежкина, Рената Литвинова, Лариса Садилова, Оксана Бычкова, Лидия Боброва, Анна Меликян и многие другие.

Источники: story.com.ua, etoya.ru

Groups audience: 
Комментарии
Awkward Scribble
9 лет назад

Варда где? Акерман где? Дюрас где? Поменьше бы порол сексистской дури да побольше бы занимался саморазвитием.

Аватар пользователя Фаррух Тилляев
Фаррух Тилляев
9 лет назад

мы готовимся снимать фильм, так у нас не только Женщина-режиссер, но и оператор талантливая девушка.
https://vk.com/daydreamrim

fa'Rah

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
9 лет назад

И Оксана Бычкова

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
10 лет назад

А где Света Баскова?