Вы здесь

Свое кино: камеры, платы, программы, методы / Часть 2

Свое кино: камеры, платы, программы, методы / Часть 2

В предыдущей статье мы обстоятельно поговорили о том, какие бывают видеокамеры, и о подходах к ним. Пора углубиться в тонкости программного обеспечения и видеоформатов.

Продолжаем продолжать

На очереди у нас находится программа Ulead Video Studio от Corel, которая по праву считается прямым конкурентом Adobe Premiere, хотя бы потому, что ей пользуются некоторые профессионалы. Во время работы с этой программой вы узнаете несколько секретов, которые подчеркнут «профессиональность» данного пакета.

Подключите камеру к компьютеру и запустите Ulead. Появится окно с выбором, в котором следует нажать верхнюю кнопку «Video Studio Editor». Конечно, в некоторых случаях это окно может не появиться (например, установлен чекбокс, запрещающий его показ при запуске), в таком случае запускайте Ulead Video Studio и в основном окне выбирайте вкладку «Capture». Если камера правильно опозналась программой, то вы увидите ее имя в окне захвата, а также некоторые параметры настроек кодека. Перед захватом видео, которое происходит приблизительно схожим образом с предыдущей программой, нужно произвести кое-какие настройки, попутно разобравшись с еще одним аспектом DV-кодека. Как я уже и говорил, все программы, которые могут качественно производить захват и «слив» видео, обладают почти одинаковым функционалом (чего не скажешь о Windows Movie Maker). Здесь вы не найдете изображения видеокамеры с кнопочками, имитирующими ее работу, зато сразу под окном просмотра находятся функциональные кнопки, выполняющие точно такую же роль — только все это выглядит несколько профессиональней :) .

В главном окне можно выбрать из списка камеру или устройство, с которого будем захватывать видео, и формат, в котором все это будет происходить. Далее нужно указать директорию или раздел, на который будем складывать захваченное видео. Немного ниже, в этом же окне, можно установить чекбокс «Split by scene», который будет разбивать файл на сцены, из которых впоследствии получится меню DVD-авторинга. Немного ниже расположилась кнопка «Settings», нажав на которую, мы попадаем в настройки захвата. Меню состоит из двух ссылок, верхняя позволяет задать опции захвата, а нижняя — тонко настроить формат видео, в который он будет производиться. В принципе, у нас уже все настроено и вроде бы ничего уже делать не нужно, нажимай себе на кнопку «Capture Video» и захватывай, но есть еще одно «но», на котором бы мне хотелось заострить ваше внимание. Если вы в качестве формата избрали что-то вроде MPEG или DVD, то при обращении к меню настройки формата, вы попадете в напичканное всякими параметрами окно, в случае же с DV-форматом перед вашим взором откроется с виду неказистый диалог, который нередко становится поводом для споров на форумах. Как вы могли убедиться, нам предлагают сделать выбор между DV Type I и DV Type II, а что это такое, я сейчас объясню.

DV Type I, еще его называют Native. Камера пишет на ленту именно в этом формате. Таким образом, после записи мы имеем видео- и аудиоряд (16 бит — 48 КГц Stereo), «упакованные» в контейнер avi (то есть чередование видео и аудио в одном потоке). Раньше утверждалось, что видео, «слитое» в Type I, не будет работать через Video for Windows (VfW), и что видео в таком формате потребует больше ресурсов, нежели Type II.

DV Type II — это старый вариант DV-кодека, который не особо вписывался в концепцию Windows, сохраняя на жесткий диск «демуксованное» видео, то есть файл звука и видео отдельно друг от друга. Эти потоки совместимы с VfW (парадокс), и программа, работающая через этот интерфейс, нормально будет воспринимать этот «салат оливье». Такое видео легче редактируется и требует меньше ресурсов, хотя на сегодняшний день это уже не актуально. Настоящими «граблями» при сливе видео в этот формат считается звук, записывающийся с разрядностью 12 бит и дискретизацией 32 КГц. Таким образом, даже если вы запишете на камеру видео в стандартном (нативном) режиме Type I, а затем «сольете» его на винт в виде Type II, ваш звук ухудшится — и это не только на словах, попробуйте. Конечно, граждане «Имеющие Уши» корректно заметят, что разницы в звуке, записанном на «камерный» микрофон, мы не заметим, но практика — тетка упрямая. Таким образом, делаем выводы и получаем такой результат: DV Type I — это с виду привычный avi-файл, в котором звук и видео чередуются. А вот DV Type II — это отдельный видеофайл и отдельный аудио, да еще и урезанный по частоте дискретизации с 48 КГц до 32 КГц.

Надеюсь, что уговаривать вас «сливать» видео в Type I мне не придется, вы и так все поняли; те же, кто хочет отделить звук от видео, могут сделать это позже, «ДАБом» или в «Премьере», легким движением руки. Хотя Premiere больше любит раздельные видео и звук, ведь это профессиональный пакет для работы с видео.

Теперь настала пора нажать на кнопку «Capture Video» в главном окне захвата, и видео польется к вам на жесткий диск, отсчитывая секунды и минуты, попутно превратив кнопку начала захвата в кнопку его окончания. Теперь вы можете откинуться на спинку табуретки и спокойно наблюдать за процессом :). Не пугайтесь полос, которые преследуют изображение на мониторе программы захвата и проигрывателей типа WinAmp или Windows Media Player, мы к ним еще вернемся и поговорим отдельно (о полосках, конечно же). После окончания захвата закрывайте окно Ulead Video Studio и запускайте VirtualDub (MOD, MPEG-2), у нас назревает интересная работа.

На этом этапе я хочу сказать несколько слов о дальнейшем развитии событий. В данный момент вы имеете на жестком диске видеоматериал довольно приличного качества. Ваша задача — принять решение, что делать с этим видео дальше. Есть четыре варианта. Первый — это создание клипа из нескольких захваченных файлов и его экспорт на DV-кассету. Качество в этом случае будет самым высоким (читай — неизменным). Второй вариант — это создать DVD-диск с авторингом и после мастеринга записать материал на DVD-9, при этом качество будет хорошим. Третий вариант — это то же самое, только уменьшение битрейта и запись материала на DVD-5, качество при этом получится удовлетворительным. Последний вариант — это пережатие материала в один из кодеков, относящихся к семейству mpeg-4 (рекомендую цикл статей «Битва шифровальщиков», МК, № 468 и 480), но при этом полученное видео может оказаться как приемлемого качества, так и неудовлетворительного, все будет зависеть от ваших способностей тонко настраивать кодер. Тех же, кто избрал для себя второй и третий варианты, опять отправляю к статье «VHS — вторая жизнь», там достаточно подробно рассмотрены все этапы создания авторингов в домашних условиях. Мы же займемся четвертым вариантом.

Укрощение строптивого

Уж очень часто приходится слышать упреки со стороны неопытных пользователей камер, что им в магазине подсунули неисправную железяку, которая на телике нормально крутит видео, а на компе — с какими-то полосками, «жють»!

Такой эффект называется «гребенкой» или «расческой» — кому как больше нравится, но суть одна. Изображение, записанное в Interlace-режиме, не может выглядеть на прогрессивном оборудовании по-другому. Дело в том, что интерлейсная запись видео предполагает создание изображения не целыми кадрами, где все строки выводятся одновременно, а двумя полукадрами, в которых первый полукадр состоит из нечетных строк, а второй из четных, то есть за одну секунду вы видите не 25 полных кадров, а 50 полукадров. Если смотреть материал на чересстрочном телевизоре, вы и не заметите «подвоха», а если это все посмотреть на компьютере или DVD + LCD, не знающих об Interlace, картина будет удручающей. Это происходит потому, что каждый полукадр принадлежит к разному времени, и на динамичных сценах ручки с ножками могут уехать так далеко, что не разберешь, где Филипп, а где Алла :) . Но такой режим очень полезен в тех случаях, когда нужно получить видеоряд 50 fps. К этому методу прибегают во время кадрирования спортивных роликов или в системах видеонаблюдения, когда нужно покадрово разложить происшествие. В свое время мне попадались даже лицензионные NTSC DVD-диски с интерлейсным видеорядом, привезенные из Штатов.

Вообще тема интерлейсинга и деинтерлейсинга настолько обширна, что под нее впору отводить целую статью. Ведь преобразуют не только интерлейс в прогрессив, но и наоборот, например, на телевидении, когда приходится запускать в эфир кино с DVD. Но мы отвлекаться не будем, пошли дальше.

Поскольку есть проблема, с ней как-то нужно бороться. Не желает народ смотреть такое видео, а маньяков, записывающих смонтированный фильм обратно на ленту, не так уж и много, да они и сами хорошо знают, как бороться со своими проблемами. Процесс устранения гребенки называется деинтерлейсинг и технически сводится к усреднению двух полукадров в один. Для достижения нормального деинтерлейсинга применяются очень сложные и непохожие друг на друга алгоритмы, но некоторые из них оставляют за объектами шлейфы, именуемые призраками. Устранить гребенку, не ухудшив при этом качество изображения, нельзя, картинка после этого процесса становится слегка размытой (но если не присматриваться, то заметить этот эффект невозможно). Конечно, можно поискать в Сети проигрыватель, умеющий делать деинтерлейсинг на лету, но я о таких пока не слышал; а если и найдешь плагин, то такое видео друзьям по сетке не перекинешь — чем они его смотреть будут? Вся эта канитель с VirtualDub затеяна мной не только с целью уменьшения размера видео, но и для борьбы с гребенкой. Давайте начнем.

Сначала откройте в «Дабе» захваченное видео (подразумевается, что видео захвачено в Type I, иначе придется склеивать видео со звуком); если его проиграть, то и здесь появится расческа. Теперь переместитесь в меню Video и убедитесь, что маркер режима обработки установлен в положение «Full Processing Mode». Теперь в этом же окне переместитесь выше и нажмите на ссылку Compression. Появится список, где нужно выбрать кодек, в который будет производиться сжатие. Я обычно работаю с DivX в два прохода, но вы можете выбирать на свой вкус. После того как кодек выбран, займемся удалением расчески. Программа VirtualDub имеет отличную коллекцию фильтров, которую можно расширять плагинами, но в базовую версию уже входит отличный фильтр для устранения гребенки, давайте его выберем. Для этого в меню Video отыщите ссылку Filters и нажмите ее. В появившемся окне справа нажмите кнопку «Add», найдите в списке фильтр с названием «Deinterlace» и щелкните по нему два раза. Сразу за этим последует добавление фильтра в окно управления фильтров и появится маленькое окошко с выбором типа фильтра деинтерлейсинга. Оставьте как есть и нажмите кнопку подтверждения. Фильтр установлен, в принципе, вы можете добавлять сюда еще фильтры, например, увеличить яркость и контраст, но от последовательности наложения фильтров зависит качество результата. Для того чтобы пользоваться фильтрами «Даба» из-под других редакторов, например, TMPEG Editor, даже придумали так называемый «Frame Server». При его использовании качество обрабатываемого файла не страдает от пережатия, а только накладывается определенный фильтр.

Теперь займемся звуком, не оставлять же нам 1536 Кбит/с для «домашних целей». Зайдите в меню Audio и там поставьте переключатель в положение «Full Processing Mode» вместо «Direct Stream Copy». Нажмите ссылку Compression этого же диалога, и в открывшемся окне настройки кодека выберите MPEG Layer-3 с нужным вам битрейтом и частотой дискретизации 48 КГц. Если вы изберете другой кодек, например, Lame MPEG Layer-3 или вообще Ogg Vorbis, то «Даб» может выкинуть ошибку на этапе сохранения видео. К частоте дискретизации тоже отнеситесь с особым вниманием, ее менять ни в коем случае нельзя. Даже если вы сохраните видео в формате Type II и загрузите звуковую дорожку в Sound Forge, то после наложения фильтров и всяких там примочек (не изменяющих количество сэмплов), обязательно сохраните звук в 48-килогерцовый формат, иначе будут ошибки.

Настала пора сохранять наше видео на жесткий диск. Для этого сначала закройте все ресурсоемкие задачи (если ваша машина слаба) и запаситесь терпением. После этого проверьте еще раз все настройки и в меню File найдите строчку «Save as AVI», или просто нажмите F7 в главном окне. Затем укажите место на жестком диске, куда будет сохранено видео, укажите его имя и подтвердите свой выбор нажатием кнопки «ОК». Начнется процесс сохранения, который будет сопровождаться прогрессбаром в окне статуса, показывающим время до конца обработки, скорость обработки кадров в секунду (чем больше фильтров, тем медленней обработка, вплоть до 2-3 кадра в секунду), ну, и другую полезную информацию.

Если в ваших интересах сохранить видео в интерлейсном, а не прогрессивном виде, не добавляйте фильтр деинтерлейсинга, а просто укажите нужный кодек и уровень компрессии и обязательно на вкладке Video в поле Interlace установите опцию Preserve Interlace (но учтите, что такая опция есть далеко не во всех кодерах, и что при этом размер файла получится больше). Многие знатоки видеокодеков могут упрекнуть меня в том, что я ничего не сказал о возможностях кодека DivX производить деинтерлейсинг своими силами. Я нарочно это сделал, так как, ИМХО, он с этим справляется гораздо хуже, нежели фильтр от «Даба». Те, кто раньше не был знаком с VirtualDub, и он им понравился, могут немножко поэкспериментировать и преобразовать 576i 25 fps в 288p 50 fps, такая операция возможна, только нужны более глубокие знания «Даба» (фильтр для этого процесса называется «Bob Deinterlace» и устанавливается отдельно).

Если после захвата вы, не закрывая «Даб», перетащите в его окно очередной файл, то настройки повторять не придется, все останется по-старому, только нажимайте F7. А если есть желание, то в меню File находится ссылка «Save Processing Settings», которая позволит сохранить настройки проекта, потом только останется запустить «Даб» и там же выбрать загрузку настроек. Если ваша машина снабжена двумя-четырьмя ядрами, вы сможете запускать сразу несколько копий «Даба» с разными файлами — главное, чтобы дисковая подсистема не подкачала. По крайней мере, я на своем C2D 4500 (2500 MHz) запускаю две копии, не напрягаясь, еще можно лазить по сетке и слушать музыку.

Немножко поупражнявшись с пережатием захваченного видео, вы сможете добиться очень хороших результатов. Так, при использовании кодера DivX v6.8 с настройками по умолчанию и битрейтом 800 Кбит/с размер файла уменьшается с 13 Гб до 500-700 Мб (все зависит от динамики сцен захватываемого клипа). Звук при этом сжимается в MPEG Layer-3 с битрейтом 256 Кбит/с Stereo и вполне удовлетворяет своим качеством. После просмотра интерлейсного оригинала, который не «шумит» даже на очень загруженных местах, практически все юзеры отдают предпочтение пережатому клипу, который хоть и шумноват, зато не занимает много места на носителях и не раздражает расческой. Но самое главное, что уже смонтированное видео вы можете сохранить с качеством, превосходящим оригинал, полученный при помощи DVD, HDD или Flash камкордеров.

Тем же, кто еще не определился с выбором камеры, советую несколько раз взвесить, какому формату вы готовы отдать предпочтение. Лично я, пока HDV-камеры не станут доступными рядовому пользователю, отказываться от DV не собираюсь.

Автор: Максим ДЕРКАЧ

Groups audience: