Вы здесь

«Стратегия кино»: борьба за права кинопоказчиков продолжается

«Стратегия кино»: борьба за права кинопоказчиков продолжается

28 февраля 2011 года, в день открытия 84 Российского Международного кинорынка состоялась насыщенная деловая программа. Компания «Тикет софт» обсудила способы повышения доходности кинотеатров и новые каналы продажи билетов. Специалисты Movie research проанализировали методику успешного продвижения фильмов на примере отечественных комедий «Елки» и «Выкрутасы», а участники Некоммерческого партнерства содействия в развитии аудиовизуальной культуры «Стратегия кино» сосредоточили внимание на перспективах развития киноотрасли в России.

В пресс-конференции НП «Стратегия кино» приняли участие председатель правления организации Анатолий Семенов, директор юридической фирмы «Юста Аура» из Екатеринбурга, защищающей интересы кинотеатров, Евгений Дедков, директор кинотеатра «Победа» в Белгороде, заслуженный работник культуры РФ Галина Лобач и начальник управления статистики и аналитики Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры России Сергей Мокров.

Как и на предыдущем кинорынке, основной темой обсуждения стали сложные взаимоотношения кинотеатров с Российским Авторским Обществом, по мнению специалистов НП “Стратегия кино” незаконно взимающих с кинопоказчиков сбор на вознаграждение композиторам зарубежных фильмов. Одна из главных задач организации – сформировать положительную судебную практику для кинотеатров в их противостоянии действиям РАО, так как учащаются судебные иски к кинотеатрам со стороны данной организации. С этой целью будет создана экспертная группа по интеллектуальным правам, которая обратится с запросом в Конституционный суд.

Эксперты уверены, что через суд смогут доказать сомнительность полномочий РАО в отношении представления интересов иностранных композиторов, так как РАО обладает государственной аккредитацией лишь на сбор вознаграждения для российских авторов. В Санкт-Петербурге было рассмотрено дело, в ходе которого суд, внимательно проанализировав договоры, которыми РАО подтверждает свои полномочия, пришел к выводу, что они ненадлежащим образом уполномочивают организацию на сбор вознаграждения для зарубежных авторов. По словам Анатолия Семенова, в этих договорах речь идет исключительно о лицензировании музыкальных произведений. Такое постановление суда может стать первым серьезным шагом на пути разрешения спора между РАО и кинотеатрами в пользу последних.

Когда слово взяли представители кинотеатров, неожиданно были озвучены другие наболевшие вопросы, не указанные в повестке дня. Конопоказчики пожаловались, что дистрибьюторы не считаются с ними в отношении условий показа отечественных фильмов, которые очень редко выходят на окупаемость. «Если вы не возьмете этот фильм, то не получите и другие», - такова, по словам Галины Лобач, позиция прокатчиков, которые требуют денег и не дают возможности кинотеатрам их зарабатывать. Представители НП “Стратегия кино” предложили кинотеатрам более точно обрисовать сложившуюся картину, с тем чтобы юристы смогли выявить данные нарушения и помочь кинопоказчикам освободиться от давления со стороны дистрибьюторов. “Когда отдельно взятый кинотеатр пытается торговаться с дистрибьюторами, шансов у него, откровенно говоря, немного, - подчеркнул Анатолий Семенов. – Эту ситуацию мы должны преодолеть посредством объединения кинотеатров”.

На пресс-конференции также обсуждалась инициатива российского премьера Владимира Путина о введении так называемого вмененного налога на иностранную продукцию в целях отчисления части прибыли от зарубежных фильмов на создание отечественных картин и иные протекционистские меры для российского кинематографа. На недавно прошедшем заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии председателем КиноСоюза Борисом Хлебниковым было озвучено предложение направлять часть средств от кассовых сборов на скорейшее цифровое переоборудование региональных экранов с сохранением гарантированных окон в этих залах для российского кино. Анатолий Семенов предложил представителям провинциальных кинотеатральных сетей и независимых кинотеатров высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Кинотеатры с пониманием относятся к важности продвижения национального кино, но, увы, осознают, что для них это продвижение, скорее всего, окажется убыточным. В 2010 году валовый сбор от российских фильмов составил лишь 15% от всей кассы, тогда как в еще в 2008 году этот показатель был равен 25,7%. «Если, не дай Бог, ввести дополнительный налог на отчисления в пользу российского кино, которое и в дальнейшем не будет приносить прибыли, то возникнет замкнутый круг, - уверены кинопоказчики. – Мы существуем только за счет иностранного кино».

Такие пессимистические выводы в отношении российского кино вывели дискуссию к анализу статистических данных, которые должны быть использованы при формировании кинозаказа. По этому вопросу высказался начальник управления статистики и аналитики Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры России Сергей Мокров, отвечающий за программу введения системы единого билета ЕАИС. «Результаты сборов данных новой системы пока никем не востребованы по той причине, что сведений недостаточно для приема каких-либо решений, - заявил Мокров. – На данное время в системе зарегистрировано 1700 кинотеатров, из них только 300 современных городских кинотеатров, а остальные – это кинотеатры в малых городах вплоть до киноустановок. Из этого же количества регулярно передают данные только более двухсот кинотеатров». Сергей Мокров выразил уверенность, что с урегулированием нормативно-правовой базы, а именно с принятием двух приказов Министерства культуры, утверждающим технические требования к программно-аппаратным средствам и порядок обмена информацией, кинотеатры будут вынуждены зарегистрироваться в системе и ежедневно передавать данные о показах в службу ЕАИС.

Кинопоказчики с энтузиазмом восприняли предложение Анатолия Семенова использовать статистику ЕАИС для вынесения определенных решений по отечественному кино и в том числе для возможной компенсации кинотеатрам за показ заведомо убыточных российских картин. Однако представители кинотеатров по-прежнему выражают недовольство по причине того, что издержки при регистрации в системе ЕАИС несут они сами, а не государство, заинтересованное в получении от них статистической информации.

Автор: Ксения Сахарнова, источник: proficinema.ru

Taxonomy upgrade extras: 
Groups audience: