Вы здесь

Продюсер Сергей Сельянов: Культура арт-кино в России несколько утеряна

Продюсер Сергей Сельянов: Культура арт-кино в России несколько утеряна

На состоявшемся семинаре, в ходе которого обсуждалось кинопроизводство в России, которое прошло в рамках мероприятия Black Market фестиваля «Темные ночи», была затронута тема культуры арт или авторского кино.

По словам продюсера Сергея Сельянова (Art Pictures Studio), авторское кино уступило все позиции после перестройки. «Культура арт-кино в России несколько утеряна. Зритель в России — это зритель американского кино. Большинство новых кинотеатров были построены американским кинематографом». Большая часть аудитории — это люди, которые впервые пришли в те кинотеатры, на те фильмы и по сути пришли в кинематограф через такое кино.

Сегодня арт-кино не модно в обществе, говорил Сергей Сельянов. Сейчас нет такой ситуации, когда непозволительно не посмотреть картину, победившую на кинофестивале. Сейчас недопустимо не посмотреть «Гарри Поттера». Может, не категорически, но все же когда все видели, а ты — нет, это странно.

Вспоминается время, когда у фильмов Тарковского была аудитория в три миллиона человек. «Два миллиона из них ничего в фильме не понимало, но не посмотреть его они не могли», - добавил продюсер.

Однако, большинство участников обсуждения было согласно с тем, что в данном вопросе не обойдется одной поддержкой государства. По словам Алексея Сохнева, представляющего департамент кинематографии Министерства культуры, после изменений в системе финансирования кино в России, объем средств, выделяемых некоммерческому кинематографу не изменился. Одна из задач Министерства наладить систему финансирования фильмов, когда при поддержке производства, оно могло бы и обеспечить прокат картины. Потому что на данный момент часто кинотеатры не берут фильм при наличии альтернативы в виде американского блокбастера.

Пока не изменится система ценностей, повлиять на ситуацию будет сложно. «Я ошибся в некоторых своих предсказаниях в развитии кинопроизводства в России, - сказал Сергей Сельянов. - Я думал, что при увеличении количества зрителей, увеличится и количество зрителей арт-кино. Но этого не произошло. Оно не только не увеличилось, оно скорее уменьшилось, скажем, по сравнению с 2000 годом. Сейчас таких зрителей примерно 50 тысяч человек».

Продюсер Олена Ершова (Украина) предложила систему поддержки авторского кино государством, которая действует в некоторых европейских странах. Суть состоит в том, что посетители кинотеатров, например, после 50 лет платят только половину стоимости билета, а вторую половину доплачивает государство. Тогда кинотеатры не теряют доход, а у людей появляется больше возможностей.

Сложности проката авторского кино в России и Украине Олена Ершова продемонстрировала на простом примере: фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», снискавшего большой успех на кинофестивалях Европы, продан на прокат во Францию 35 копиями, в Германию — 25 копий, в Украину — 3.

Телеканалы сейчас не занимаются поддержкой кинематографа систематически. Часть из них, как Первый канал и канал Россия, сами выступают игроками на рынке, являясь продюсерами. Других никаких обязательств у них ни перед кем нет. По словам Сергея Сельянова, сотрудничать с ними, как с продюсерами, удобно, так как с их помощью можно влиять на аудиторию, тратится меньше денег. Но в большинстве случаев речь опять-таки идет о «зрительском» или коммерческом кино.

Что до арт-кино его не поддерживает практически никто. «Разве что Первый канал, но только очень поздно в рамках специальных показов с обсуждением. Надо отметить, что практически все интересное, что существует в российском авторском кино, он показывает. И это имеет хороший рейтинг, иногда прямо-таки колоссальный, но по ночным меркам», - добавил Сергей Сельянов.

Насколько русскоязычная аудитория Эстонии интересуется авторским кино точно сказать нельзя, но в какой-то мере показательным является сегодняшний опрос, проведенный rus.err.ee. На вопрос, «Посетили ли Вы в этом году фестиваль PÖFF?» (кинофестиваль «Темные ночи», который проходит сейчас в Эстонии), на пять часов вечера практически половина опрошенных ответили, что не знают такого фестиваля и около 40% сообщили, что не собираются.

Источник: rus.err.ee

Groups audience: