Вы здесь

Дом кино закрыт. Все пошли на…

Дом кино закрыт. Все пошли на…

Был в Саратове уникальный культурный центр, где можно было увидеть новые интеллектуальные арт-хаусные фильмы, отечественное авторское кино , которых нет и не будет в других кинотеатрах, заваленных голливудским ширпотребом.

Сюда на встречу со зрителем приезжали представлять свои работы известные российские кинорежиссеры и актеры. Здесь ежегодно проходил Международный телекинофестиваль «Саратовские страдания», собиравший интереснейшие имена документального и игрового кино. Дом кино очень любила продвинутая молодежь и интеллектуальная публика за возможность соприкоснуться с фильмами мирового уровня, быть в курсе того, что показывают на европейских кинофестивалях, и за демократичную стоимость билетов.

Календари в кабинете главного редактора Нижневолжской студии кинохроники Татьяны Зориной застыли на 1-м марта – дне, когда прекратились показы. «Дом кино - это обозначение центра кино. Одно дело, когда хотят отнять здание, другое, когда уничтожают сформировавшуюся культурную единицу,  - считает Татьяна Викторовна. - Когда мы пришли на студию в 2003 году, Дома кино не было. Тогда в университете вместе с «ГТРК-Саратов» и киноклубом «Волшебный фонарь» мы готовили журналистов по профессии  «телевидение» и немного занимались кино - у нас была программа «Универ». Открыв при студии Дом кино, мы совместили производящую часть с показом.  В 2004 году мы с институтом Гете организовали первый фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Если кинозалы созданы для того, чтобы зарабатывать, то для нас это был не бизнес, а продолжение работы по пропаганде новых образцов кино. Наша ситуация отличается от других городов тем, что там в Домах кино показывают русские национальные фильмы и осуществляются социальные проекты, а студии существуют отдельно и занимаются только кинопроизводством».

Причины финансовой дыры: отсутствие заказов и накопление долгов

«За пять лет мы сняли 21 фильм, 8 журналов и один альманах, - говорит временно отстраненный директор Андрей Наймушин.  - Долгов за три последних года накоплено 5 миллионов рублей. Основная причина – практически полное прекращение заказов на производство фильмов, составлявших 60 %  бюджета предприятия. Мы не смогли скомпенсировать его другими видами деятельности. Минимальное количество заказов за три года должно быть двенадцать, а мы получили два. Меня обвиняют в том, что это была специально организованная задолженность, но это абсурд, потому что по документам видно, куда ушли деньги и почему их не хватало. Меня можно упрекнуть, что я плохой руководитель, но из пяти оставшихся провинциальных студий четыре находятся практически в такой же ситуации. Возникает странная загвоздка: госзаказ сохранился – те же 400 документальных фильмов разыгрываются каждый год, но начиная с 2008 года их не дают государственным студиям, а дают «частникам», сидящим «за углом» от министерства культуры.

До середины 2008 года у нас шел ремонт обвалившейся крыши и строительство мансарды, а с начала года прекратилось финансирование, поэтому строительный долг из 1,7 миллиона с учетом пеней вырос до 1,9 миллиона.  Мы худо-бедно кантовались с этим долгом, садились на половину зарплаты, но в 2010 году ситуация повторилась при полном отсутствии фильмов, а коммуналку надо было платить, и набрался еще долг порядка 1,5 миллионов, плюс налоги, пени - так и набежало 5 миллионов».

«До 1 марта между студией и киноклубом «Волшебный фонарь» был заключен договор о совместной деятельности, - поясняет его руководитель Дмитрий Орлов. - Выручка от продажи билетов распределялась поровну. Весь прошлый год студия свою часть платы владельцам прав практически не перечисляла - люди в отсутствии заказов за счет этого существовали. Мы отчитывались перед поставщиками фильмов за двоих и эти 50 % отдавали им в Москву, поэтому выгоды для нас не было никакой.  В результате у студии накопилась задолженность перед «Волшебным фонарем», из нее 1 миллион 100 тысяч я продал с дисконтом физическому лицу. Сейчас долгов осталось примерно 600 тысяч».

Вмешательство государства: «Мы, Росимущество, никого не банкротим…»

Рост кредиторской задолженности ОАО «ТПО «Нижневолжская студия кинохроники» со 100 % госкапиталом взволновал Росимущество, на балансе которого она находится. Представители Росимущества обвинили Наймушина в доведении студии до предбанкротного состояния и отстранили его от должности.

«Когда человек лишается своего поста, он придумывает всякое - якобы «злые дяди из Ромимущества» хотят погубить саратовскую культуру. Это неправда - в плане приватизации акционерного общества нет, профиль меняться не будет. Наша позиция такова - сохранить государственное имущество, вывести предприятие из банкротного состояния и развивать его дальше», – заверил руководитель территориального управления Росимущества Вячеслав Дьяконов.  - В середине 2010 года был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, который показал, что студия находилась на грани разорения. Около 40 % кредиторской задолженности студии приходится на «Волшебный фонарь».  Орлов, которому Наймушин продал часть помещений (корректность этой сделки мы сейчас проверяем) подал иск о банкротстве студии. Мы подали встречный судебный иск и отбили это банкротство. Сейчас Орлов готовит еще один иск».

Дьяконов считает Андрея Наймушина «аффилированным лицом», поскольку он вместе Дмитрием Орловым является соучредителем киноклуба «Волшебный фонарь».

«Волшебный фонарь» является общественной организацией, у которой нет уставного капитала, - поясняет Орлов.  - 20 февраля 2002 года Наймушин вышел из состава членов совета организации, о чем свидетельствует протокол общего собрания. Он не может считаться аффилированным лицом. В аффилированности можно упрекать меня, но это все равно, что путать вампира с донором».

«Если бы не усилия Росимущества, уже ввели бы процедуру наблюдения, а следующим было б конкурсное производство, - добавил Дьяконов. - Документы по сложившейся ситуации направлены в ГУВД для дачи правовой оценки. Со дня на день начнется аудиторская проверка, результаты  которой также будут направлены в ГУВД».

«Дьяконов пытается доказать, что я, три десятилетия занимавшийся киноклубным движением, решил в конце жизни обанкротить студию, на которой работаю, - считает Наймушин. - Зачем? Чтобы оказаться в неловком положении перед старыми друзьями, которые за меня выплачивали часть моих долгов? Как говорит героиня Нонны Мордюковой в «Бриллиантовой руке»: «А до этого он тщательно маскировался!»
Переломный декабрь
22 декабря руководителем киностудии был назначен Сергей Феклистов. «Когда назначили Феклистова, то его заместителем стала  работавшая здесь лет 25 назад Татьяна Кирсанова, - продолжает Зорина. - Она стала ходить по студии и рассказывать, что тут все разграбили и все украли. Никаких документов, что «тут все воры», нам не предъявлено. В феврале Феклистов нас собрал и сказал, что раз денег на зарплату нет, то подавайте заявления об уходе. Мы отказались. На следующий день Кирсанова стала сидеть на входе и записывать, кто и во сколько пришел на работу. Потом новый директор дал распоряжение написать, чем мы занимались в течение недели». Некоторым сотрудникам это показалось глупостью, так, осветитель написал в своем отчете о проделанной работе, что он «освещал сотрудникам студии путь в светлое будущее», а водитель - что «рулил по маршрутам студия – банк – налоговая - статистика».

Увольнения

«Мы обращались в разные инстанции по поводу ситуации на студии, – говорит Наймушин. - 18 февраля Феклистов издал приказ о сокращении большей части штатных единиц из тех, кто занимался кинопоказом. Мы проинформировали московское и саратовское Росимущество, а также облдуму, с которой у нас шла переписка еще с прошлого года. 28 февраля мы написали обращения в трудовую инспекцию, прокуратуру, следственный комитет. Речь шла о невыплате в течение двух месяцев заработной платы, бюллетеней, отпусков и сокращений сотрудников, в том числе женщины, находящихся в декретном отпуске, а также замене одних сотрудников другими при сохранении тех же обязанностей, что запрещено трудовым законодательством. К примеру, на место администратора Романа Васильева принята девушка, которая будет заниматься тем же самым, но на другой должности. Формально ему должны было предложить эту ставку, и если бы он отказался, то принять на работу ее. Происходит лишение человека права на труд – Феклистов сделал договоры с бухгалтером на стороне и с фирмой, занимающейся обслуживанием акционерных обществ. Он забрал первичную документацию у главного бухгалтера и администратора и задает им вопросы: «Почему вы не работаете?» Это все равно, что у водителя забрать машину и спрашивать, что же ты не ездишь на ней? Раз ты не работаешь, то давай, увольняйся. Удивительная логика! Мы смирились с тем, что Феклистов не хочет с нами сотрудничать. Мы бы могли предать все наши контакты и наработки команде, и она могла бы его обеспечивать теми же фильмами, но он не хочет и увольняет людей».

«Сокращение некоторых сотрудников произошло из-за того, что эти люди работали по совместительству, - пояснят свое решение Феклистов. -  Раньше зарплата выплачивалась в виде займа у Орлова как у физического лица, тем самым кредиторская задолженность росла. Я в этом большого смысла не увидел. Орлов предлагал свои услуги, чтобы выплатить людям заплату из своих денег, но долг перед Орловым и Желяковым (еще один собственник помещений) уже достаточно велик. Я виноват перед трудовой инспекцией и прокуратурой за задержку заработной платы, но мы этот вопрос решим – есть договоренность с инвесторами на безвозмездных условиях поддержать нас в этой ситуации. Дальше вгонять студию в долги я не намерен».

Это страшное слово - банкротство

«Видя, что задолженность растет, Орлов в конце января подал иск о банкротстве, - добавляет Наймушин. - Счета за коммунальные услуги составляют более 100 тысяч рублей ежемесячно. У банкротства, которого они так боятся, есть положительная сторона – если вводится внешнее наблюдение, то замораживается выплата процентов по долгам.  Если бы «Волшебный фонарь» не заплатил за электричество -  никакого показа бы не было. Феклистов с декабря не платит ни за что, хотя студия владеет 78 % помещений. Если так и дальше будет продолжаться – мы вместе с ним заколотим вход в это здание».

«Новый директор – заложник ситуации, которую не он создал. Он пришел, а там разруха полная,  - считает председатель совета директоров Нижневолжской студии кинохроники Галина Пырикова.  - Кредиторская задолженность на 31.12.2008 года была 1 млн 800 тысяч, на 31.12.2009 – 3 млн 300 тысяч, на 31.09.2010 – 5 млн. Было выведено 60 % активов – проданы частным лицам нежилые помещения по Октябрьской, 43 и Рижской, 1. Сейчас пакет акций не подтвержден активами – это нездоровая ситуация. Если сделки осуществлены с нарушением законодательства, то они будут признаны ничтожными».
Наймушина удивляет такая позиция Росимущества, поскольку они были в курсе всех дел: «Исполнительный орган вправе самостоятельно распоряжаться активами, если их суммарная стоимость не превышает 25 % от общей, - поясняет Андрей Наймушин. - Все сделки, совершенные в 2007, 2008 и 2009 годах, не превышают 10 %. Я отчитался по ним в полном объеме. Каждый год, начиная с 2004-го, по закону «Об Акционерных обществах» у нас проводятся аудиторские проверки, результаты которых утверждаются ревизионной комиссией и советом директоров».

Ария московского гостя: «Спасти и поднять на ноги»

Для укрепления наступательной позиции Росимущества из Москвы на встречу с журналистами был специально приглашен и.о. начальника управления информационной политики Росимущества Александр Комаров.

«Двое замечательных мужчин учредили одну организацию. Один из них попутно стал директором госпредприятия, и они его по полной использовали в своих интересах и довели  до банкротства,  – «на пальцах» объяснил суть вопроса главный пиарщик. - Когда государственное предприятие находится в состоянии банкротства, некоторые предприимчивые господа пытаются использовать эту ситуацию в своих личных, корыстных целях. Главное сейчас - сохранить и качественно улучшить все процессы».

Видимо, при отсутствии финансовых рычагов, достойный выход из тупика – смена руководителя на «активного, неординарно мыслящего», к тому же психически устойчивого управленца: «Сергей Николаевич на самоубийцу вообще не похож, - добавил Комаров. - Он собирается работать над идеей дальнейшего продвижения творческого коллектива и развития творческого процесса».

«Опыта работы в киноиндустрии я не имею, но связан был…»

Временно исполняющий обязанности гендиректора Сергей Феклистов честно признался, что у него нет прямого опыта работы в кино. Он был директором по маркетингу компании «Союз», на ВГТРК озвучивал документальные и телевизионные программы. Голосом Феклистова говорят фестивали «Мир права» и «ТелеПрофи». Теперь его баритон звучит на втором этаже студии. Сергей Николаевич полон планов и идей по выведению предприятия из кризиса: «Кинопроизводство было сведено на нет по непонятным мне причинам. Из З00-400 заявок 5-6 выигрывают саратовские коммерческие студии. Почему студия кинохроники не могла получить 1-4 фильма в год? Работать надо. Надо искать темы, на которые будут давать деньги.  Уже пишутся сценарии, есть предприятия, готовые оказать финансовую поддержку. Будем продолжать фестивальную деятельность. В планах - использование зала для театральных и других культурно-массовых мероприятий».

Ради освобождения места для рыцарских турниров там уже разобрали первый ряд.

На мансарде планируется открыть Центр эстетического воспитания для детей. Но это когда будет финансирование, а пока его нет совсем. 14 марта Феклистов делает «ход конем» - вдвое повышена сумма арендной платы.  Теперь арендаторы должны бежать из студийного подвала как крысы, потому что за такие деньги можно снять приличный офис в центре города.

«У меня возникает вопрос по поводу этого временно исполняющего обязанности, - добавляет Наймушин. - Когда он здесь появился, было сказано, что он будет заниматься оздоровлением студии, разбираться с долгами, а позже мы узнали, что он уже «оздоравливал» сельхозпредприятие «Красный боец» Ершовского района, причем совмещал это с работой на ГТРК. Такие ребята «на подхвате», видимо, нужны для «очистки» объекта».

Мансарда преткновения

«Предстоит подтвердить обоснованность расходов на строительство мансарды - зачем нужен был еще один кинозал, если этот пустует? -  интересуется  Пырикова. - От продажи имущества было выручено 12 млн рублей. Почему они не были направлены на закупку нового оборудования? Не было экономического смысла строить мансарду. Можно было просто починить крышу, а остальные деньги пустить на развитие производства».
По мнению Наймушина, он выручил только 9 миллионов. Идею построить мансарду, чтобы переместить туда технических работников,  ему подал замруководителя территориального управления Росимущества Александр Безводнинский.

«В экспертном заключении «Облпроекта-1» от 2007 года говорилось, что необходимо менять все перекрытия. Оно было направлено в Росимущество, вместе с годовым финансовым отчетом. Сделав ремонт крыши, мы бы сэкономили не более миллиона, а подняв ее на два метра, ввели 320 кв. м недвижимости», - поясняет отстраненный директор.

«Саратовским страданиям» не пострадают

В Росимуществе понимают, что Татьяну Зорину трогать нельзя - она является «знаковой фигурой» и «лицом нашей области на международной арене». Фестивалю ничего не угрожает: «Мы готовы работать с ней в одной команде. Никто не нацелен на то, чтобы разрушить достигнутое»,  - отметил Дьяконов.

«Саратовские страдания» никуда не денутся, - добавил Феклистов. – Проведение фестиваля поставлено в план производства на 2011 год. Будем обсуждать условия сотрудничества. В частности, с Зориной я готов работать в дальнейшем».

Показ «интеллектуального в легкой форме»

«Упрекать нас в том, что мы не показываем патриотическое и семейное кино, по меньшей мере, смешно, - удивляется Зорина. - Мы показывали все лучшее российское кино: у нас был и христианский кинофестиваль, и целый блок по военно-патриотическому воспитанию. С первого марта Кирсанова забрала ключи от зала. Показов больше не будет, сказала она, и прекратите отвечать на телефонные звонки в Дом кино. Здесь Нижне-Волжская студия кинохроники».
Теперь в репертуарном плане  - семейные комедии и мелодрамы, а также фильмы для детей и подростков по проблемам  СПИДА и наркомании, рекомендованные школьной программой. «Это не будет тупое голливудское кино, а будет интеллектуальное, но в легкой форме. Такое доброе и светлое, - заверил Феклистов - Цена билетов высокой не будет. Показ арт-хаусного кино мы ограничим 1-2 фильмами в неделю.  Когда на фильм приходит 2-3 человека - это тяжело для студии».

«Взять в областном киновидеоцентре старые патриотические ленты - не проблема, - поясняет Наймушин. - В Хвалынском муниципальном кинотеатре до сих пор идет «Отряд Трубачева сражается» и тому подобное. Есть с десяток прошлогодних премьер, которые все уже видели, но раз они куплены, то их нужно где-то крутить. Смысл этой акции мне непонятен. Да, мы не очень много собирали зрителей на арт-хаус, но кому нужен устаревший мэйнстрим? Кто хотел – посмотрели его в кинотеатрах или на DVD, а кто не хотел - по телевизору».

Феклистов запустил показ, как и обещал с 16 марта. Билет стоит 100 рублей. На фильмах Феллини в зале сидело по несколько человек. На очереди – «Тарас Бульба» и «Елки». Из относительно «свежих» работ в запасниках киновидеоцентра имеются «Наша Раша: Яйца судьбы», «Человек с бульвара капуцинов -2» и мультфильм «Гадкий утенок».

Фильму давай!

«Дом кино, наверное, будет существовать, - прогнозирует Наймушин. - Мы уже не первый раз дрейфуем по городу. И здесь, на первом этаже, который не принадлежит Росимуществу, мы хотим объединить две комнаты и сделать небольшой 44-местный зальчик. Вполне возможно, что с сентября начнем работать, если мешать не будут. Арт-хаусное кино особо никому не нужно. Я 32 года этим занимаюсь и конкурентов-идиотов в городе больше не было».

Источник: nversia.ru

Taxonomy upgrade extras: 
Groups audience: