Вы здесь

Андрей Плахов. Фестивальное кино

Андрей Плахов. Фестивальное кино

Европе, похоже, нечего сказать городу и миру. Европейское авторское кино больше и чаще, чем какое бы то ни было другое, говорит о болезнях, старости, смерти — причем говорит устало и обреченно. Рейтинги по итогам нулевых годов показали, что реальный состав героев кинематографа кардинально поменялся.

Кризис сказывается на киноиндустрии, и в особенности на ее артхаусном сегменте: крупных фильмов в этом году появилось значительно меньше, чем в прошлом, символами которого стали выдающаяся «Белая лента» Михаэля Ханеке и по-своему выдающийся «Антихрист» Ларса фон Триера. Однако по тематике нынешний год продолжал прошлогоднюю линию в том смысле, что и тогда, и сейчас главными оказались так называемые «духовные искания». Поиски Бога, обсуждение духовных ценностей заменили собой социальную проблематику, отодвинули на периферию политическое кино, которое совсем недавно доминировало.

Недаром одним из главных фильмов года стал основанный на реальных событиях «О богах и людях» француза Ксавье Бовуа — о духовном подвиге цистерцианских монахов, павших жертвами исламистского террора в Алжире. На документальном материале исследуются отношения человека с высшими силами, с природой, с религией. Несмотря на трагизм этого сюжета, фильм говорит в том числе о том, что межконфессиональный мир возможен: мы ощущаем это в финальной сцене, когда монахи собираются на свою Тайную вечерю и пытаются смириться с мыслью о неизбежной смерти под душераздирающие аккорды «Лебединого озера». Точно так же в корейской «Поэзии» Ли Чан Дона героиня справляется с совершенно безвыходной ситуацией. Все делает правильно: находит способ, как наказать своего внука-преступника, помочь матери погибшей из-за этого внука девушки и, наконец, свести свои счеты с жизнью, написав напоследок прекрасное стихотворение.

Если в прошлом году главный сюжет артхаусного кинематографа был замкнут вокруг христианской культуры — и «Антихрист», и «Белая лента» каждый на своем языке говорили о кризисе христианской цивилизации, то теперь ситуация выглядит иначе. Например, фильм-победитель Каннского фестиваля «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакула выводит нас к буддистской культуре. Рейтинги по итогам нулевых годов, составленные разными экспертными командами, показали, что на самом деле реальный состав героев нашего кинематографического времени кардинально поменялся. Сейчас среди первых нужно называть именно тайца Апичатпонга Вирасетакула, китайца Цзя Чжанке, то есть прежде всего азиатских, дальневосточных режиссеров. Там — энергия, там — новые идеи и художественные прорывы.

Европе, похоже, нечего сказать городу и миру. В 2010-м главные фестивали (Канн — Венеция — Берлин) чествовали победителей из Таиланда, США и полуазиатской Турции. В 6-ти номинациях призы европейского кино завоевывал «Призрак», интересный только именем режиссера-страдальца Романа Поланского. Европейское кино больше и чаще, чем какое бы то ни было другое, говорит о болезнях, старости, смерти — причем говорит устало и обреченно (азиаты, латиноамериканцы и эти темы решают по-другому). Так, в инвалидной коляске въезжает в кадр героиня «Лурда» Джессики Хауснер, одного из лучших фильмов года, снятых в Европе. А вообще по кинематографу видно, как стремительно стареет цивилизованное человечество: сплошные онкологические драмы и болезни мочеполовой системы.

При всем при том наблюдается упрощение языка артхауса, его адаптация к вкусам вскормленной на масскульте и попкорне современной публики. В кинотеатрах взрослые люди охотно смотрят детские сказки. Как сказано в романе Михаила Идова «Кофемолка», человечество осталось в 5-м классе. Инфантильное сознание поглотило массовую культуру и уже проникает в элитарную. Именно с учетом этого сняты последние, завоевавшие мир ленты братьев Коэнов или Тима Бертона. Как раз Бертон возглавлял жюри Каннского фестиваля и вынес вердикт, признающий режиссером номер один Вирасетакула. Его фильм — пример того, как утонченное авторское кино использует форму народного примитива, эксплуатирует пласты традиций, мифов и ритуалов. Мы не очень хорошо знаем дальневосточный фольклор и только догадываемся о том, что, собственно, Вирасетакул имел в виду, вводя в структуру фильма сказочную историю принцессы, совокупляющейся с рыбой, или монаха, который в финале раздваивается. Может быть, тут нет никакого сложного подтекста и больше шутки, но это тоже очень нужно, чтобы дать людям возможность расслабляться и дышать, получать удовольствие, не опускаясь на вульгарный уровень. Невозможно постоянно жить в душной атмосфере депрессии и страданий. В таком контексте неудивителен успех «Турне» Матье Амальрика, который вообще непонятно что — то ли модифицированное авторское кино, то ли развлекательное зрелище про стриптиз. Одним словом, произошло некое облегчение сюжетики, перегруженных структур авторского кино, ослабление напряжения, которое становилось почти невыносимым, скажем, у Триера. 2010 год прошел без истерики.

Как и всегда, российское кино нужно обсуждать отдельно, и это одновременно причина и следствие его слабой коммуникации с Западом. Тем не менее и в этой области что-то сдвинулось с места. Наши фильмы, завоевавшие экраны и призы зарубежных фестивалей, отличались более яркой зрелищностью, чем обычно. «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — арктический триллер. «Овсянки» Алексея Федорченко — мокьюментари и эротико-этнографическая драма (один критик даже включил наших скромных птичек в категорию «этно-порно»). «Счастье мое», относящееся к категории «невыносимых фильмов», смотрится тем не менее на одном дыхании. Даже выполненный в жанре макабра «Кочегар» Алексея Балабанова обманывает публику лирическим аккомпанементом Дидюли.

Вообще же, раз уж мы заговорили о музыке, то имеет смысл упомянуть, что самым популярным композитором киногода был, несомненно, Чайковский. «Черный лебедь» Даррена Аронофски, «Щелкунчик» Андрея Кончаловского и «Гадкий утенок» Гарри Бардина плюс упомянутый финал «О богах и людях» вывели главного русского музыкального романтика в топы кинематографических саундтреков.

Источник: kommersant.ru

Taxonomy upgrade extras: 
Groups audience: