Вы здесь

«Возьмите нас с собой, туристы»

«Возьмите нас с собой, туристы»

Пока в Европе на кинопутешествиях зарабатывают миллиарды, в России даже не начинали осваивать это направление.

Во всем мире проводится множество маркетинговых исследований, доказывающих прямую связь между выходом успешного фильма и ростом числа туристов в стране съемок. Самый известный пример такой зависимости — бурный рост туристического рынка Новой Зеландии после выпуска трилогии «Властелин колец» Питера Джексона.

Количество желающих лететь к черту на рога, чтобы на несколько дней очутиться в Среднеземье, выросло на 17% после выхода первой части фильма в 2001 году и еще на 40% в последующие годы. Успех от экранизации романа Толкиена оказался для новозеландской экономики тем неожиданнее, что этот мегапроект осуществил режиссер, известный до этого лишь по фильмам вроде «Живая мертвечина» или мокьюментари «Забытые пленки», в котором рассказывается о великих достижениях новозеландского кинематографа начала прошлого века (выдуманных от начала и до конца). Но что Джексон отстаивал твердо — то, что съемки должны быть только в Новой Зеландии. Теперь прилетающих в страну приветствуют словами «добро пожаловать в Среднеземье», а любое туристическое агентство помимо традиционных рыбалки и каякинга предлагает ассортимент тематических туров по местам съемок. В качестве хоббита, эльфа, орка или простого туриста — на экскурсии по 1,5 долл. за минуту.

То, что кинотуризм успешно работает не только с большими географическими расстояниями, доказывает многолетний опыт австрийского Зальцбурга. У него помимо прекрасных церквей, парков и дома, где жил Моцарт, есть огромное преимущество перед прочими милыми европейскими городками из путеводителя. Здесь снимался голливудский мюзикл «Звуки музыки», получивший в 1966 году пять «Оскаров». С тех пор и поныне в Зальцбург приезжают толпы фанатов этого фильма — примерно 300 тыс. человек в год, и около 40 тыс. из них покупает официальный тур «Звуки музыки» за 55 долл. с человека.

Емкость этого рынка может варьироваться от региона к региону, однако факт: в любой стране, где существует кинопроизводство, можно получить дополнительный доход с туристов. Нам, к примеру, так же как европейцам и американцам, не очень хорошо знакомо кино Китая или Южной Кореи. Зато между самими странами Дальнего Востока происходит активный обмен кино- и телепродукцией, которая в том числе стимулирует туристический бизнес. Так, благодаря огромной популярности корейского сериала «Лестница в небо» карусель из сеульского развлекательного центра Lotte World, фигурировавшая в особо трогательной сцене фильма, стала объектом паломничества. Этим воспользовались предприимчивые местные власти, и среди предложений организации туризма Кореи появились не только традиционные молитвенные туры, в которых всем желающим предлагается на несколько дней удалиться в буддийский монастырь, но и путешествия по местам съемок известных фильмов.

Что касается России, то, несмотря на огромные возможности по монетизации нашей киноистории, в этом направлении пока мало что делается. Проблема даже не в том, что российские фильмы не очень хорошо знают за границей, у нас всегда остаются советские хиты, которые знает и любит внутренний зритель. В Москве и Петербурге ряд агентств предлагает экскурсии по местам съемок фильмов «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» или «Невероятные приключения итальянцев в России». Но в отличие от Нью-Йорка или Лондона, продвигающих кинотуризм на федеральном уровне, у нас такие услуги не поддержаны ничем, кроме человека с мегафоном, отлавливающего потенциальных клиентов у вокзала: ни специальной навигации, ни интерактивных сайтов, ни приложений для iPhone и тем более сувениров.

При этом некоторое понимание, что пришло время развивать внутренний и внешний туризм, в стране есть. Губернатор Ивановской области Михаил Мень после того, как российскому фильму «Овсянки» в Венеции стоя аплодировал Тарантино, написал в своем твиттере, что надеется на возрождение популярности древнего протогорода Алабуги. Другой российский успех — «Как я провел этим летом», получивший двух «Серебряных медведей» в Берлине, — изначально позиционировался как фильм, в котором «одну из главных ролей играет русская природа», и снимался при поддержке правительства Чукотского АО. Но, как видно, одного фильма для развития отрасли недостаточно — необходимы приличные гостиницы, инфраструктура, решение всех логистических проблем.

Впрочем, западная индустрия все еще работает на нас, снимая Красную площадь и собор Василия Блаженного в блокбастерах вроде «Трансформеров» и «Людей икс». Мы же гордо игнорируем эту бесплатную рекламу. И пока не появится политическая воля поднять деньги, лежащие под ногами, мы так и будем облизываться на миллиарды, которые зарабатывают на кинотуризме в Европе или за океаном.

Источник: mn.ru