Вы здесь
Просто еще один день
О создании ленты, от возникновения идеи до выхода на экран, рассказывает сценарист, режиссер, актер и продюсер Нинель Приходько.
Вот такие они, реалии, отечественного кинематографа.
Интервью подготовил Андрей Бережанский
О чем фильм?
- О смерти, которая напоминает, что надо жить, а не существовать. Завязка проста. Она – молодая девушка, живущая среди блеска столичных витрин. Он – Ангел по имени Смерть. Сегодня он пришел за ней. Она его, конечно же, не ждала. Ему нравится ее душа, все еще чистая и добрая. Но он на работе… Единственное, что он может для нее сделать – дать еще один день.
Почему такое название: «Просто еще один день»?
- Изначально хотела назвать ленту «Еще один день». Но слово «просто» - оно двоякое: с одной стороны действительно простое, а с другой стороны – оно характеризует то, как живет большинство людей – просто и не задумываясь… Я сама часто использую это слово-паразит
(тарелка: по кино-поверию ее нужно разбить и кусочки разделить между съемочной группой, а на премьере она должна быть склеена заново)
Как вообще возникла идея снять нечто подобное?
- Неожиданно, как наверно и все фильмы, книги, песни этого мира…: бац… и в голову приходит идея, и она не дает тебе ни есть, ни спать. Я не планировала писать сценарий, или, тем более, становиться режиссером. Но это случилось. И все началось с образа Ангела Смерти. Того, как он выглядит. Что и почему делает. Как к нему относятся люди, и как он относится к ним. Так я промаялась целую неделю, пыталась заснуть, но мысли из головы не уходили. Перед глазами разворачивались картинки, появлялись раскадровки к фильму. В силу своей лени, я убеждала себя что это ерунда, что мысли как пришли, так и уйдут… До этого у меня не было амбиций стать режиссером или сценаристом. Как актриса я хорошо представляла тот объем работ, который им проходится проделывать, и считала процесс создания фильма слишком сложным для себя. Но в одну из очередных бессонных ночей я осознала, что стала заложницей своих мыслей о фильме, и что у меня нет выбора. Я села за клавиатуру и всего за три часа закончила сценарий. Я не знаю, откуда шли все эти фразы, мысли, идеи, диалоги, вся эта философия. После не раз перечитывала текст и не верила, что это написала я. Мой фильм для меня важен даже не тем, что он первый, а тем, что он очень символичен, что он появился именно так. Хочу верить, он даст зрителям еще один повод задуматься о жизни и смерти. Как мы свои жизни проживаем, точнее прожигаем… и что может быть совсем иначе.
Философ Эммануэль Левинас написал, что работа художника-творца состоит из трех этапов: Принять, Оценить, Передать… Мне кажется, я справилась с задачей
(так отсматривают отснятые кадры, в условиях минимального бюджета)
Если не секрет, как возник образ ангела по имени Смерть?
- Это целая история. Я практикующий психолог – куда же без этого – и участвовала в семейной расстановке по Хеллингеру. На мероприятие пошла из праздного любопытства и не предполагала, во что все это может вылиться. Так вот, в процессе занятия случилась расстановка, в которой участвовал человек по имени Ярослав. Не буду объяснять подробности, в интернете можно найти много информации по теме, скажу лишь, что участникам занятия достаются различные роли, связанные с какой-либо проблемной ситуацией, а затем эта ситуация «проживается», находятся решения. Ярославу досталась роль моего брата…, которого уже 20 лет как нет… Масса эмоций, переживаний, мыслей. Осознание многих вещей. Впоследствии я даже хотела пригласить Ярослава на главную роль в фильм. К сожалению, у него не было нужного опыта… и мне пришлось долго искать актера, похожего на него.
(кадр из фильма. Главный герой)
Довольна ли подбором актеров?
- Кастинг проходил всего один день. Пришло очень много писем. Все очень талантливые ребята, очень много красивых лиц, зачастую слишком красивых. Вопрос был в том, чтобы подобрать человека на роль Ангела Смерти… Мне нравятся те актеры, которые были. Для Саши, игравшего ангела, это была первая роль. С учетом этого он справился хорошо. А Маша Крушинская сыграла так, как я и хотела… и даже лучше.
В фильме привлекают внимание диалоги: емкие, острые… словно обмен уколами между фехтовальщиками. Сложно поверить, что они появились в течение всего нескольких часов…
- Но это действительно так. Как мысли приходили, так и ложились «на бумагу». Быть может, помогло то, что в роли главной героини Екатерины я видела себя. По первому образованию я, как и она, маркетолог. То, что она думает, что говорит – у меня было в жизни. К примеру, в один момент меня начало тошнить от моей работы, от лжи, пусть и в красивой обертке.
Я благодарна своим учителям по журналистике, которые в 12 лет подвигли меня прочитать «Библию», «Мастер и Маргарита» и творчество Маркиза де Сада, и все это - одновременно! Ближе всего, в данном случае, именно диалоги в произведениях месье де Сада - они философские и там всегда есть протагонист и антагонист, при чем, читая их, ты уже не знаешь, на чьей же ты стороне, и чувствуешь, как светлая сторона автора говорит с темной. В моем сценарии у меня тоже было ощущение, что диалоги в тексте – это разговор одной моей части с другой. Как будто, мое бессознательное меня же учило, как нужно жить.
(кадр из фильма)
То есть, Ангел Смерти – это еще и «темная» часть тебя (улыбаюсь)?
- Ангел – это мое бессознательное, которое мудрое, которое все знает. Почему ангел Смерти, а не просто Смерть? Каждый профессионал делает свою работу качественно. И если люди обладают правом выбора, то смерть - нет. Я хотела подчеркнуть, что люди, имея широкий спектр возможностей, не используют их. Слово «смерть» у 99% людей вызывает дискомфорт, страх. А «ангел» звучит позитивно. Словосочетание «ангел Смерти» создает неоднозначность. Я часто задумывалась, что если бы не было смерти… В фильме есть фраза по теме, ее говорит Ангел о дворниках: «Если бы не было дворников, мир бы захлебнулся в собственных отходах». Если бы не было смерти, не было бы рождения. Просто наш эгоистичный ум не в состоянии это понять.
(кадр из фильма)
Запомнился монолог Ангела Смерти о том, что часто души портятся и их нужно «срывать», пока они еще «свежие». Какой смысл в него вкладываешь?
- Сложно не тем, кто умирает, а тем, кто теряет близких. Непросто справится с утратой. Вопрос эгоизма, как это ни печально. В фильме есть некое посвящение близким мне людям, которые «ушли». Мне было сложно принять их уход. И давность не имеет смысла. У многих людей схожие чувства. В монологе одно из множества оправданий, почему их не стало. Добрых, сильных, светлых… Мне давно приходила мысль, что смерть – это очищение. И она не приходит просто так. В этом мире вообще ничего просто так не бывает. Все закономерно. Все вовремя. У меня действительно есть ощущение, что смерть не будет размениваться на случайных людей. Да, с ней даже случается договориться. Но обычно все должно быть в свой час. Я писала о тех людях, которых хорошо знала и фразы из этого монолога касалась одного каскадера и близкого для меня друга, который погиб пар лет назад… Я видела как он постарел за последний год жизни, как не находил своего места в этом мире. Он словно чувствовал себя не в своем измерении. На эту тему с ним общалась не раз. А за год с ним случилось несколько несчастных случаев: авария, затем он чуть не погиб на съемках «Тараса Бульбы»… и вот в один день его не стало… Кстати в фильме есть его песня, в его же исполнении. Я обещала ему когда-то, что буду помогать со съемками в кино, но обещание выполняю только сейчас… Считаю что обещания нужно выполнять…
Вообще, тяжело объяснить, откуда мысли приходили для сценария. Но все было очень интуитивно, такое ощущение, что Мельпомена стояла рядом…
(режиссер в ожидании актеров. 7 утра)
Фильм можно назвать европейским по духу?
- Да (улыбается). По крайней мере, мои друзья-режиссеры говорили, что не хватает экшена, эротики…. Что герои много разговаривают и часть сцен нужно вырезать. Но я выросла на фильмах Марка Захарова и такие картины как «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхаузен» давно стали частью меня. Мне нравится, что герои много разговаривают. Более того, в процессе съемок я поняла, что если выкину хотя бы 10% фраз из сценария, то потеряется та суть, которую хотела передать. Так что это - Настоящее Европейское Авторское Кино с кучей подсмыслов (смеется).
Я очень благодарна своему другу-режиссеру Косте Шлямину за отказ быть режиссером этого фильма. После написания сценария я пришла к нему и сказала: «Костя! Сними». А он мне в ответ: «Я в тебя верю, ты снимешь сама». Он меня поддержал и во время съемок став моей правой рукой. Для меня это был самый трудный, но и самый полезный вариант.
(режиссер Константин Шлямин)
Получается, изначальный сценарий на 100% воплотился в фильме?
- Да. Все сцены были сняты, все вошли. Не смотря на все комментарии по поводу длинного и возможно заумного сценария. А две сцены были даже добавлены. Обожаю импровизацию! А если бы был хороший бюджет… К сожалению, в Украине вопрос с финансированием очень сложен. Я знаю, каким мой фильм мог бы быть! И однажды сделаю ремейк… и он будет именно таким, каким я его вижу.
Ремейк с другими актерами?
- Машу я бы снова пригласила (улыбается). Она дала фильму глубину и изюминку. Она импровизировала, многие ее фразы я оставила, потому что считаю их гениальными, они добавили жизнь фильму.
(актриса Маша Крушинская спешит на съемку)
Сложно сравнивать идеальный образ ленты и реальный фильм? Было ли желание вообще не выпускать продукт на экраны?
- Хотелось бы более качественной работы со светом, звуком, чтобы актеры имели больше времени на проработку образов. «Не выпускать»… Такой мысли не возникало. Все имеет право быть.
Какой, кстати, был бюджет? И какие в связи с этим были ограничения по съемкам?
- Общий бюджет… $3 тыс. Хотя в такой фильм хорошо было бы инвестировать хотя бы $15 тыс. Съемки заняли всего два дня, что очень мало. Вся команда была в нервном состоянии, и только благодаря двум камерам и профессионализму ребят успели все снять. По-хорошему, нужно было 5-7 дней на этот хронометраж. Изначально планировала, что фильм будет 15 минут, но получилось на пол часа (улыбается). Если развернуть сценарий, а у меня есть мысли написать книгу, получится снять полноценный метр. Вообще-то обычно все делается наоборот: сначала книга, потом сценарий, потом фильм. У меня получилось иначе. Как обычно! (смеется)
Ограничения? Фильм вышел на экраны благодаря поддержке моих друзей, их профессионализму и вере в то, что я делаю. Я очень благодарна оператору Анатолию. Мало того, что он был «вторым» оператором, так еще и взялся за сложный монтаж. Он также дал свою музыку - группа «Зелень» - и его композиция играет в начале фильма. Монтаж – это подвиг. Первый блин комом. И сколько бы я не была на съемках в качестве актрисы, но пока не начнешь управлять процессом, не поймешь всех тонкостей. Были свои ошибки… Поэтому Толику нужно давать медаль за отвагу. Он разобрал очень сложный материал: 101 Гб, порядка 10 часов…
Еще одно маленькое чудо – музыка. Мой фильм получился музыкальным, хотя на это и не было средств. Вначале фильма идет клип. Если внимательно присмотреться, действительно есть соответствие действия и текста. Удивительно то, что музыка подбиралась после монтажа, и я просто наугад выбрала песню, а она идеально легла по своему смыслу. Далее, композиция моей лучшей подруги Леси Ильиной в аранжировке Алексея Ольшевского придала этому фильму звучание. Когда я ее услышала, то даже появилась мысль, что только ради одной этой композиции фильм имеет место БЫТЬ!
(звукооператор (и режиссер игрового кино) Владимир Пихоцкий)
Сложности монтажа и пост-продакшн надолго отложили выход фильма?
- Более чем на полгода. Идея появилась в мае и за майские праздники мы закончили съемки. Затем я на личном опыте усвоила, что самый сложный процесс не подготовительный и даже не съемка, а пост-продакшн! Сперва был сложный монтаж. Затем звук долго собирался. Потом столкнулись с цветокоррекцией. Снимали с двух камер, поэтому при совмещении кадров получилась нестабильность по цвету и свету. В итоге, не смотря на хорошую и качественную цветокоррекцию, я обратилась к своему изначальному желанию сделать фильм в ЧБ. Действительно была такая мечта: люди должны ощущать суть, не отвлекаясь на краски и спецэффекты. В данном случае аж до конца съемки картинка идет в ЧБ, что подчеркивает состояние души девушки, которая живет в таком сознании.
Символично…
- В этом фильме вообще очень много символизма. Я огромный поклонник европейского кино, в основном французского. И для меня символизм играет первостепенное значение в любой картине!
(подготовка актера к кадру. Визажист… он же и режиссер Нинель Приходько)
Это первая работа в качестве режиссера. Будет ли вторая?
- Да. Сняла вторую короткометражку – «Доброе сердце». Сейчас идет монтаж. Также есть мечта создать полный метр. Есть наброски к сценарию, которые собираю уже года три. Теперь жду, когда придет та самая муза и скажет «Пиши. Я с тобой!».
Еще полгода назад я не могла взять на себя такую большую ответственность как быть режиссером. Теперь понимаю, что это возможно. Да, это требует очень много сил, очень важно знать правила, обладать большими знаниями в этой области, не менее важна интуиция, нужно уметь делегировать полномочия. Это огромная ответственность. Это подобно тому, чтобы быть богом. Создание фильма – это сотворение маленького мира, новой реальности, в которую, как минимум, верят актеры, веришь ты и команда. А в идеале – еще и зрители.
Радость творчества ощущалась во все моменты создания ленты?
- Да, хоть это и странно. Были тяжелые этапы, но все равно… Один из них - монолог Ангела на горе, когда он говорит о том, что забирает чистую душу пока она еще не успела испортиться. Я лежала на траве пластом, чтобы меня не было видно с двух камер и повторяла про себя весь текст. Этакий мысленный суфлер… я переживала каждое слово актера. В какой-то момент я аж прослезилась… Потому что он сказал именно так, как мне хотелось… Это был катарсис! (смеется)
(актер Саша Сергеев в ожидании «Камера, мотор, начали!»)
Кто продюсер фильма?
- Я. Снимала за свои. Продвижением тоже буду заниматься я. К сожалению, в Украине много актеров и режиссеров, но мало продюсеров. А спонсоры - неведомые заморские зверушки. Вроде и есть такие, но в живую никто не видел.
Получается, создание короткометражек в Украине – это, по большему счету, хобби…
- В большинстве случаев. А если говорить обо мне, то нужно еще и добавить «дорогое удовольствие». Когда я назвала сумму друзьям, которые снимают короткометражки, они были в шоке… И заявили, что сняли бы на эти деньги полный метр. Я им верю. Но у меня есть убеждение, что каждый должен получать достойную оплату за свою работу. Более того, я не могла заплатить столько, сколько эта работа должна была бы стоить. К примеру, актерам за съемочный день платила по 300-400 грн. Оплата была всем и считаю, что это правильно. Я сама актриса и соглашаюсь сниматься в безбюджетных короткометражках. Но как режиссер понимала, что мне будет неловко, если не заплачу людям за ту энергию, которую они вложили. Плюс, это взаимоотношение на площадке. Когда все бесплатно - это уровень дружбы… и не всегда тебя услышат. Так работать сложно. Когда есть оплата за работу, силы впустую не тратятся на уговоры. Есть иерархия, и она очень важна. Друзья друзьями. Я их люблю после команды «стоп». Но по команде «начали» – я главная.
(режиссер Нинель Приходько раздает задачи команде)
Чего хочется пожелать зрителям?
- Вдохновения. В фильме нет экшена, насилия, поцелуев… почти ничего из того, что модно в современном кино. Но там есть философия, душа, есть проблема современного общества. На той памятной для меня расстановке у всех вначале спрашивали: «Зачем сюда пришли и чего ожидаете?». И 90% молодых мужчин и женщин, до 35 лет, говорили, что их «убивает» уныние, что постоянно есть ощущение, будто уже видели все, что все «уже было». Фильм об этом. Очень многие люди не живут, а существует. Я бы хотела, чтобы каждый зритель задумался о том, что любой день может быть как последним, так и первым. И что никогда ничего не бывает поздно. Живите и радуйтесь. Все очень просто. Просто еще один день!
9 декабря в Киеве в кинотеатре Жовтень состоится премьера короткометражного фильма «Просто еще один день». (вход свободный)
а время точного нет?
13:00 видимо
Желаю аншлаг в Аншлаге :)
Внимание!!! Зал АНШЛАГ (а не Классик)!