Вы здесь
Предшественники кинокамеры
Зрительный ряд всегда играл важную роль в восприятии человека. Можно вспомнить наскальные рисунки наших предков, чтобы с уверенностью сказать: едва человек стал человеком, как он уже пытался зафиксировать и изобразить свои действия.
Причем, свои действия первобытный человек фиксировал в четком хронологическом порядке - вот наши предки отправляются на охоты, вот в мамонта летят копья, а вот уже счастливая община пирует.
Однако прошли тысячелетия, прежде чем человечество изобрело кино.
Эксперименты с оптическими приборами ставились еще в IV веке до нашей эры. Моисты (последователи китайского философа Мо Ди) описывали в своих трактатах первую камеру-обскуру (от лат. obscurus - тёмный) - простейший оптический прибор, затемненный ящик или темную комнату с отверстием в одной из стенок, позволяющий получать перевернутое изображение предметов на экране или на противоположной стене. Камеру-обскуру описывал и Аристотель, а арабский ученый Х века Абу Али Хайсам (Альхазен) на основе изучения камеры-обскуры выдвинул гипотезу о линейности распространения света.
В средние века и в эпоху Возрождения ученые вернулись к изучению получения изображения посредством камеры-обскуры. Оживление светской науки дало свои плоды и в оптике. Во многих научных трактатах того времени описываются различные виды камеры-обскуры. Талантливые изобретатели - ученые и художники Джованно ди Фонтана и Леонардо да Винчи сделали серьезные шаги по использованию оптики в развлекательных целях. Сейчас бы мы сказали, что они неплохо поработали на индустрию развлечений, но в 15-16 веках, когда еще продолжались гонения церкви на ведьм и колдунов, когда свирепствовала инквизиция, такие изобретения могли принести ученым страшную расправу. И тем не менее, Джованни ди Фонтана попытался сфокусировать через линзу свет от обыкновенного фонаря, а Леонардо да Винчи находил много общего между камерой-обскурой и устройством человеческого глаза. Судя по всему, именно он первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры и подробно описал её в своём «Трактате о живописи».
В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащенную зеркалом под углом 45 градусов, что позволило проецировать изображение на матовую горизонтальную пластину и облегчило художникам задачу перенесения пейзажа на бумагу.
Часто вместо простого отверстия использовалась линза, что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. Чем меньше было отверстие, через которое проецировались объекты, тем отчётливее и резче было изображение объектов в камере. По таким параметрам, как глубина резкости и чёткость изображения, эта оптическая конструкция могла бы соперничать с современными фотообъективами. Существенным недостатком этой конструкции являлась малая светосила, т. к. весь свет попадает в камеру через маленькое отверстие, и яркость уменьшается от центра к краям изображения. На краях изображения возрастают также оптические искажения, падает резкость.
И в настоящее время некоторые фотографы используют так называемые «стенопы» - фотоаппараты с маленьким отверстием вместо объектива. Изображения, полученные при помощи таких камер, отличаются своеобразным мягким рисунком, идеальной линейной перспективой и большой глубиной резкости.
Изобретатели не оставляли попыток сделать камеру-обскуру совершеннее. В 17 веке появляется «волшебный фонарь». Одним из первых его изобретателей был монах-иезуит Атанасиус Кирхер. В его приборе изображение, нанесенное на зеркало, проецировалось на специальный экран. А эскперименты по «непрерывности зрения», то есть по быстрой смене рисунков один за другим описывал еще в 1765 году шевалье д-Арси.
Два века назад по Европе бродили артисты с шарманкой и «волшебным фонарем», в котором прокручивались целые бумажные ленты с разными пейзажами и бытовыми сценками. Смена изображений в «волшебном фонаре» уже напоминает современный кинематограф, вернее, детские диафильмы. Еще чуть-чуть, и изображение оживет, начнет двигаться…
Но это чуть-чуть - не много не мало, целых сто пятьдесят лет. Лишь в 19 веке появились приборы для оптических иллюзий, тауматропы и стробоскопы. Устройство стробоскопа было основано на двух вращающихся дисках. На одном диске были прорези, на другом - последовательные изображения движения. Это была самая простая фиксация движения - танцевали собаки, пили пиво завсегдатаи кабаков, но движение было - хоть и краткое, но уже непрерывное.
В 1839 году появляется дагеротипия (первый способ фотографирования). Человек научился с помощью науки закреплять настоящее мгновение. Еще не движение, нет, но до изобретения кинокамеры уже было рукой подать.
В 1856 году Александру Парксу был выдан патент на изобретение паркезина (целлулоида), и это тоже стало огромным шагом вперед.
В 1878 году фотограф Эдвард Мэйбридж впервые использовал одновременно двенадцать фотокамер, работающих через равные, четко просчитанные промежутки времени. Это позволило Мэйбриджу снять последовательно шаг лошади. Его снимки потрясли не обыкновенных зрителей, а ученых-биологов, разрушив их представления о движении людей и животных. Свои снимки Мэйбридж демонстрировал с помощью сконструированного им аппарата - зоопраксископа. Пожалуй, именно тогда кинематограф мог пойти другим, совершенно определенным, но узкоспециальным путем - он мог встать на службу исключительно ученого сообщества, поскольку снимки Мэйбриджа и изобретения химиков и физиков-оптиков носили, в первую очередь, чисто научную направленность.
Великий физик Томас Эдисон тоже не остался равнодушным к поискам оживления изображения. В 1891 году он продемонстрировал в своей лаборатории работу аппарата собственного изобретения, названного кинетоскопом. Действие кинетоскопа основывалось на горизонтальной протяжке пленки. Огромный минус этого изобретения - просмотр пленки только индивидуальный, через объектив. Через два года, когда Эдисон получает патент на изобретение, кинетоскоп представляет собой целый комплекс устройств - камера для съемки и механизм для просмотра изображения.
Специально для демонстрации кинетоскопа была выстроена студия, прозванная «Черной Марией» из-за сходства с полицейским фургоном - помещение было обито темными щитами, свет проникал только сверху. Именно таких условий требовала технология съемки. Изображение на пленке получалось размером с почтовую марку.
Первый «фильм», который снял на этой студии ассистент Эдисона Уильям Лори Диксон носил смешное название - «Фред Отто чихает». Конструкция кинетоскопа позволяла закольцевать пленку и сделать процесс просмотра непрерывным, так что зритель долго мог забавляться столь интересным зрелищем. Еще через год в Нью-Йорке появился первый зал для просмотра фильмов с помощью кинетоскопа. В зале стояло множество больших темных ящиков с небольшим окуляром наверху. Из-за кольцевого устройства конструкции изображение получалось нечетким и смазанным, проекции на экран не было, пленка просто подсвечивалась снизу.
Эдисон, в отличие от Мэйбриджа, быстро понял, что кино может служить не только науке, но и развлечению, однако большого коммерческого успеха его кинетоскоп не имел. Как ни странно, именно потому, что Эдисон хотел получать от своего аппарата хороший доход! Возможно, изобретатель пошел бы и дальше в усовершенствовании своего прибора, но Эдисон был совершенно уверен, что массовый просмотр фильмов на общем экране значительно уменьшит прибыльность предприятия.
В эти годы тяга к изобретениям киноаппарата увеличилась настолько, что в разных концах света почти одновременно один за другим появлялись новые изобретения. В 1895 году в Германии Макс Складановский сконструировал и продемонстрировал в Берлинском Зимнем саду «биоскоп». В этом же году в Англии Берт Экрис и Роберт Уильям Пол сконструировали свою кинокамеру и сняли на пленку соревнование по гребле. Патенты выдавались один за другим: во Франции Жорж Демени и Леон Гомон создают «хронофотограф», который позволял и снимать, и проецировать изображение; в США зарегистрирована первая кинокомпания - «Американ Мьютоскоп компани». Вот уж воистину - идеи витают в воздухе, нужно только дождаться времени их прихода!
Однако все эти изобретения сейчас прочно забыты и интересны только историкам науки и кинематографа. История избирательна в своей любви к баловням фортуны. В ней остались всего два имени из бесчисленного количества изобретателей - Огюст и Луи Люмьер, великие братья, от первого киносеанса которых и начинает свой отсчет времени новое искусство - кино.
—
Источник: ta-vkm.ru