Вы здесь

"Йошлочка" или как закончить свой первый фильм

"Йошлочка" или как закончить свой первый фильм

Первая работа, будь то короткометражная или чуть больше, которую вы делаете как фильм - это реальная первая киношкола. Для меня это оказался фильм под странным названием «Йошлочка».

В этой статье мне бы хотелось поделится неким опытом и мыслями с теми, кто еще хочет или собирается снимать свой фильм. У меня есть много знакомых, которые хотят снять фильм. Одни не могут написать или закончить сценарий. Другие загрязли в съемках. Третьи в после съёмочном периоде. Что бы снять фильм – надо пройти все эти пути и не загрузнуть в них, иначе фильма не будет.

Для своей первой работы, я сразу выбрал жанр - «треш». Мне хотелось сделать фильм в таком жанре по нескольким причинам. Во-первых, у меня не было особого опыта в съемках. Во-вторых, не было знакомых актеров и умения работать с ними. Все что у меня было - это книга «Цифровое видео», в которой пояснялись азы постановочной видеосъемки и книга интервью Джима Джармуша. Я не особо являюсь поклонником его фильмов, но именно после ее прочтения, я решил - «надо снимать». Мне стало ясно, что все везде находятся в одинаковых условиях. Никто нигде не даст тебе просто так камеру, денег на съемку или актеры согласятся сниматься. Но люди хотят сделать фильм, и они, всячески выкручиваясь, делают его. Собственно Джим и стал моим заочным наставником, главная рекомендация заключалась в том, что «просто бери и снимай свой фильм». В дань уважения, и не только, я потом еще сделал несколько работ в диалоговом стиле. Но об этом возможно расскажу в следующий раз.

Собственно почему треш? Мне нравится этот жанр. Сейчас я смотрю много фильмов у себя в киноклубе на проекторе и трехметровом экране - и лучше вижу фильмы, и могу сказать, что треш - это не только безумие, кровь и секс, это может быть и крупный фильм, который на самом деле такой же фастфудовый как и произведения студии Трома. Хотя фильмы последних могут оказаться куда честнее по отношению к зрителю, не пытаясь под дорогой обверткой, пихнуть мусор, а прямо дают его.

В этом жанре лучше всего экспериментировать и что-то пробовать. Ну, и конечно же, меня вдохновили такие фильмы как «Зловещие Мертвецы» Сэма Рейми и «В плохом вкусе» Питера Джексона. Это очень крутые фильмы.

Самое первое с чего все начинается - это история. У меня она возникала после определенного события: мне довелось встретить Новый Год в малознакомой компании, в квартире без ремонта с весьма стремным видом. Подробности самой вечеринки мало интересны, но именно после нее мне разонравился алкоголь.

Сценарий был придуман очень быстро, через неделю после вечеринки - компания молодых людей приезжает в другой город и встречает Новый Год в малознакомой компании, но через время одни за другим они начинают исчезать. В итоге герои узнают о существовании духа, который собственно всех и похищает. А далее идет замут, что один из местных ребят заманил всех в эту квартиру с целью провести темный ритуал, где некий дух является инструментом. Когда дело доходит до развязки, остаются в живых парень и девушка, Они убивают главного злодея, но в конце оказывается, что девушка его сообщник. Она убивает парня и все заканчивается хорошо. Для нее. Первоначальное название фильма было «Сияние из подвала». Стандартное трешевое.

Сюжет очень простой. Почему бы его не снять. Тем более, что есть место съемок - квартира. А это главное. Актеры? Все желающие из друзей и знакомых. И вот мы начали встречаться, что-то обсуждать. Нашли камеру, которая писала на DVD-диски, со светом было сложности. И вот, мы уже назначили дату первой съемки и здесь оказывается, что у нас уже нет такой локации как квартира. Это конечно было поражение. Все посыпалось, и все на этом как бы закончилось. Я в это время начал работать на одной небольшой тв-студии продакшен, под руководством Алексея Прохорова (который с играет серьезную роль в создании «Йошлочки»), снял несколько коротких видеоартов, и после закрытия тв-студии поработал на студии учебных-документальных фильмов, до ее закрытия в декабре. Это был 2008 год, всем известный кризис. В общем остался я без работы, снова наступила зима, Новый Год. Я прочитал книгу интервью с Джимом Джармушем и мне снова вернулся в голову сценарий, написанный год назад. Теперь все было куда лучше. Я уже знал что-то по съемке и смог договорится с Алексеем, что бы он дал мне камеру Panasonic DVX-100 для съемок фильма. Что было уже хорошо. А с Алексеем Болтовым, со студии учебных фильмов, договорился за пару галогенок по 1квт. Я благодарен этим ребятам, что помогли с техникой. Как правило - это решающий вариант. Вы хотите снимать, но у вас нет техники. Пока вы ее ищете, пытаетесь достать - время идет, а вместе с тем и проходит желание сделать фильм и вера в него. Я знаю примеры, когда люди делают сценарий и ждут. Это ожидание может продлится вечно. Если техники нет, то это не значит что вам надо обязательно надо ее купить. Ведь вы пойдете работать, будите уверены, что зарабатываете на технику для фильма. Но время идет. Накладывается куча разных проблем и аспектов и в итоге вы останетесь без техники и без фильма. Думаю, что важно помнить об одном. Камера нужна для того что бы снять конкретно этот фильм, а не для того что бы она лежала у вас дома. По-этому нужно искать любые варианты. Мне повезло с камерой, правда она была не в свободном доступе. Ведь тв-студия вернулась к работе и я мог брать камеру лишь когда у них не было съемок. А соответственно под это подстраивался весь съемочный график. И весь риск сводился к тому, что если на студии внеплановая съемка, то мои съемки накрываются. И так было. А иногда было, что съемки задерживались и приходилось ждать, и потом вместо запланированных 4 часов было лишь 2 часа съемок. Ведь конечно же мы могли снимать только по вечерам. Квартира теперь у меня уже была с большими шансами, чем в прошлый раз. Но в ней жили три программиста с разным временем обитания в ней. И первая сложность которая возникла - это то, что изначально мы договаривались что будем снимать в любом месте без проблем, но перед съемками один из программеров стал фрилансить дома. Это уменьшило наши возможности. В общем я уже рассказываю детали, но именно от них очень многое зависит. А конкретнее ваш фильм.

Но вернемся немного назад - к сценарию и подготовке. Конечно, теперь сценарий был немного переделан. Название изменено, потому что подвал выпал из сюжета. Йошлочка - это что-то нечто связанно с хвоей. Именно это приходит на ум при первом его упоминании. Слово Йошлочка само по себе ничего не обозначает, я его увидел на одном из форумов, где в списке активных пользователей весел юзер с ником Йошлочка. Мне понравилось это название, и я решил назвать так дух в своем фильме. Персонажей осталось столько же, но я четче прописал их характеры. Был герой который проживет дольше всех, был главный злодей, девочки-предательницы уже не было. Она оказалась просто одной из других 4 персонажей, которые просто уйдут на корм Йошлочке. Сценарий был написан, но главная проблема которая тревожила - это диалоги. Они было неестественны и скучны. Я собрал друзей, которые согласились участвовать в фильме и мы попробовали прогнать сценарий. Получалось все не очень. Все просто читали текст, было неестественно. Простому человеку сложно передать текст, а не прочитать его. Я, конечно же, пытался найти людей актеров или тех, кто учится на него, но все было безрезультатно. Оставался лишь вариант со своими друзьями и знакомыми. Поскольку актерской игры не получалось, я решил пойти на сложный маневр. В сцене мы лишь обговорили действия и кто что говорит, и решили что каждый будет говорит все своими словами. Так как им удобнее. Это конечно облегчило жизнь актеров, но не очень облегчило мне на монтаже, когда в разных дублях они говорили всегда немного «по-разному». Конечно хорошо, когда все всегда одинаково. Но с другой стороны, это уменьшает вариации которые могут разнообразить сцену, принести в нее нечто новое. Когда снимаются друзья, то атмосфера на площадке не может быть рабочей. Все такие на позитиве, всем интересно и прикольно. Но все это сохранится ровно несколько съемочных дней. Вот потом, когда пойдут уже пятые, шестые дни все будет иначе. Все уже наигрались, но до результата еще далеко… и теперь только вам надо его тянуть.

Собственно о «тянуть». Вскоре вы поймете, что это и называется «снимать фильм». Когда внезапно какие-то актеры не приезжают на съемки. Скажите, зачем тогда такие актеры? Надо брать профессиональных. Но с ними будет куда сложнее. Во-первых либо они захотят денег, либо они будут выкраивать время между своими выступлениями, утренниками или съемками, и вам придется хорошенько подстраиваться под них. Хотя в любом случае надо будет сделать все так, что бы все было удобно. И возможно с вашими друзьями, которые ничем особо не занимаются, будет куда проще, чем с профессиональными актерами у которых три спектакля в голове, какие-то внезапные репетиции и корпоративы. Это конечно пока вашим друзьям это интересно.

Я пытался подключить к «Йошлочке» несколько студентов театральных вузов, но результата не было. Все как-то тянулось, вроде были согласны, но в то же время ничего не происходило. И я забил на это. Не дайте себе морочить голову. Это ваш фильм – если человек хочет участвовать в нем, он будет знать об этом уже на следующий день. Иначе лучше искать другого. Как бы этот человек, по вашему мнению не подходил на эту роль. Начнете на него надеяться, пытаться уговорить – готовьтесь к проблемам. Вы должны понимать, что каждый должен заниматься своим делом и не все должны снимать кино или сниматься в нем. Не надо ни на кого обижаться или психовать. Этим занимаются только такие же психи как вы – постарайтесь их и найти.

Первые съемочные дни «Йошлочки» прошли нормально. А потом постепенно начинало все сыпаться. Кто-то не смог приезжать – приходилось придумывать так, как бы снять эту сцену либо без него либо так, что бы его снять потом отдельно. Много сцен в квартире снято именно так. Персонаж Клава – вообще снималась отдельно, потому что перед самими съемками она заболела. Это произошло именно в сам первый съемочный день.

Перед началом съемок я все распланировал где-то на 6 съемочных дней. Первый день был самый простой – я просто походил с ними и мы сняли заставку. Это кадры которые якобы сняты Ашотом его видео камерой. Второй день уже был посерьёзнее. Это сцена в парке. На улице уже был март, но нам надо было сделать 31 декабря. Снега не было. Мне говорили, что типа какой новый год без снега, но я уже был настроен снимать и без него и вот в день съемки этой сцены идет снег. Это было хорошим сюрпризом. К тому же я выбрал парк потому что среди деревьев снег не так быстро таит как на асфальте. За день до съемок мы порепетировали с актерами на локации. Все поняли где им быть, стоять, куда идти и что говорить. Вроде все хорошо. На следующий день съемки: одна актриса звонит и говорит, что лежит с температурой. Что же делать? Ведь у нее там реплики. Решаем просто убрать ее из сцены и изменить диалог таким образом, что она где-то в ларьке. Поскольку был вечер мы поставили две галогенки по 1квт, запитавшись у ближайшего ларька. Предварительно договорившись с ними. Надо было кинуть на 30 метров удлинителя, но поскольку не было такого длинного, то мы собрали с нескольких. И вот, наконец-то, начали снимать. Снимаем первый план, когда герои идут вдоль памятника и здесь происходит еще один неожиданность: неизвестно от куда в парке появляется машина, она проезжает прямо по тройнику в удлинителе. Мы остаемся без света. Теперь пришлось менять расположение актеров на площадке, переместив их под фонари, где хоть какой-то есть свет. Еще держали большие самодельные отражатели. Все это было, конечно совсем не то, что ожидалось. Мы снимали до половины 12. После, замерзшие и уставшие, разошлись по домам.

Несколько слов о помощниках: оператора я тоже не смог найти, потому что все свадебщики и снимают они либо свадьбы либо за деньги. Лучше с ними не связываться. На следующем проекте я в этом хорошо убедился. Какое может быть кино, если оператор в день съемок едет снимать какую-то халтуру, забыв при этом предупредить тебя. Поэтому камеру я взял сам. У меня был один помощник, который выполнял роль не только ассистента оператора, но и звукооператора.

Начали мы снимать в квартире – поскольку в ней жили товарищи, то мы за вечер снимали лишь в одной комнате. И что бы не возвращаться к ней, мы делали все сцены, где задействована эта комната. Исключение составил коридор, но с ним было проще, чем с комнатами – не надо было перетаскивать кучу вещей, а потом все возвращать на место. В целом на съемку сцен в квартире плюс лестничная площадка ушло 5 смен. Я как бы на это и рассчитывал, но не рассчитывал что многое придется менять на площадке из-за всяких внезапных отсутствий актеров или недоступности локации. Это когда ты договариваешься об то, что будешь снимать в этой комнате завтра, а приходишь и тебе говорят – подожди, мне надо сайт доделать. Ты ждешь и у тебя остается час – полтора на съемки. На ночные съемки никто не согласился.

После съемок в квартире у меня был материал, но совсем недостаточный для меня. Много снять не удалось.

Оставалась финальная сцена на чердаке. Я нашел чердак в одном из заброшенных зданий. Между сценами в квартире и на чердаке прошло недели три. По сюжету, все кто исчез в фильме – должны были быть на чердаке. Но в назначенный день съемок никто из этих актеров не смог быть на площадке. Это было финальное поражение. Что бы хоть как-то разнообразить сцену, мы придумали такой сюжет: мой помощник с играл парня просящего закурить, потому что не приехал актер который должен был играть эту роль. В той сцене он просит закурить и едет дальше, а Арсений один из персонажей идет за ним. После и начинаются все странности в фильме. Мы решили, что пусть этот парень весит вместо них, типа Арсений с ним что-то сделал.

Мы сняли эту сцену. Я оцифровал отснятый материал и немного подзавис. Было 30 минут времени, но были большие дырки. Так же не получилось сделать и концовку, какая планировалась. Точнее не такой. Это конечно было полное разочарование. Еще добавилось ко всему – звук с площадки. Он не годился в фильм. Я попробовал тоннировать диалоги, но возникли проблемы и с этим. В итоге получилась Йошлочка на 30 минут, с плохим звуком.

В дальнейшем, через год, я решил доснять эпизоды, которые бы сделали фильм более целостный. А еще почти через год, мне удалось его тоннировать. Что сделало фильм уже чуть лучше. Все это время, она не давала мне покоя. Когда у вас есть незаконченный фильм – забыть о нем сложно. Его надо сделать. Я знаю примеры, когда короткометражки делаются по году или два. Это фильмы по 10 – 15 минут. Потом фильм выходит, и людям просто уже ничего не хочется снимать.

В следующей статье я напишу о каком-то элементе производство детальнее. Монтаже или озвучке, или съемке.

Главное помнить – если беретесь за съемки фильма, то доводите все до конца иначе не тратьте времени зря. А если нравится снимать, то можно снимать и видеоарт, и клипы, рекламу, свадьбы…

Темы: 
Комментарии
Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
12 лет назад

Операторская работа и монтаж радуют. А на что снимаете новые фильмы? В чём монтаж?

poberailo
12 лет назад

данный фильм я снимал на Panasonic DVX-100. Потом с помощью плагина в After Effects (не могу вспомнить как называется, кажется от Red Gaint, с помощью него программно можно растянуть из одного формата кадра в другой), я обрезал 3х4 в 16х9 и сделал разрешение 1280х720. Цветокорекцию делал в Combastion 2008, монтировал в Sony Vegas

сейчас снимаю на Canon 600d монтирую Premierе CS6

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
12 лет назад

Автор статьи очень точно описал все зримые и незримые проблемы любительского кинопроизводства.Самое главное тут найти единомышлеников.из числа (сдвинутых на теме своё кино) готовых тратить свои жизненные ресурсы на эту идею.И наверное самое главное самому( не съехать с темы) и быть постоянным источником творческой энергии что-бы вдохновлять и стимулировать людей участвующих в проекте.Для этого наверное надо очень любить то, чем занимаешься..У меня такой опыт есть.на протяжении 7 лет с друзьями снимали вестерн.получился 6 серийный мини сериал.Всё это безумно сложно и очень интересно…

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
12 лет назад

не рано ли раздаёте советы? может прежде ещё пяток фильмов снимете? и раз уж пишете статью, пишите хотя бы без ошибок/опечаток.

poberailo
12 лет назад

русский интернет такой русский

shtolcalex
12 лет назад

Интересная статья. Сейчас гляну сей плод!)

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
12 лет назад

Спасибо большое.

poberailo
12 лет назад

не за что