Вы здесь
Голливуд как орган власти США
В данной статье рассматривается одна из сторон киноиндустрии США. Статья является мини-исследованием кинематографа как универсального и гибкого инструмента политики. Политика упоминается без оценочных суждений и лишь в контексте кинематографа. Вопросы современных политических и экономических реалий РФ затронуты лишь косвенно. Проблемы пенсионных накоплений, коррупции, принадлежности какого-либо полуострова и прочее в статье не затрагиваются.
Голливуд производит сотни фильмов каждый год. Это высокорентабельный бизнес и инструмент глобального влияния. Практически все современные голливудские студии в частных руках, но «повестку дня» все равно задает высшая политическая власть. При этом официально, голливудским студиям помогает Пентагон и ЦРУ. За лояльность «повестке дня» эти организации предоставляют консультации и серьезную техническую поддержку (в том числе и бесплатную). Например, для съемок фильма «Самолет президента» (который еще будет упомянут ниже) Пентагон предоставил возможность съемок на закрытых военных объектах, целую эскадрилью истребителей и 250 высококвалифицированных специалистов (включая пилотов-инструкторов).
Конечно Голливуд не монолитен. Политика каждой студии и взгляды отдельных режиссеров серьезно различаются, но все равно есть общие правила. Кинематограф США отражает американское видение истории и будущего, а также является важным инструментом пропаганды.
Сладкая жизнь
Американский кинематограф демонстрирует лакированную действительность, преподносит американский образ жизни как картинки потребительского рая. Экономисты из журнала “Business Week“ провели исследование. Просмотрев десятки фильмов и сериалов они подсчитали, что “средняя американская семья” из телевизора как минимум в три раза богаче реальной средней американской семьи. И эта ложь транслируется по всему миру, чтобы соблазнить "американским образом жизни". Поэтому молодежь многих стран, впитав эти образы готова променять свою историю и культуру на призрачный шанс причаститься к потребительскому раю. Происходит импритинг в подкорку, в этом случае контрпропаганда уже почти не работает.
Подготовка общественного мнения
Фильмы лучше годятся для подготовки общественного мнения, чем выступления даже самых харизматичных политиков. Кинематограф упрощает манипуляцию массовым сознанием. Например, незадолго до терактов 11 сентября в прокат вышел дорогостоящий блокбастер «Перл-Харбор». Мобилизовать общество на борьбу с «международным терроризмом» после такой подготовки стало намного проще...
Еще один вид вооруженных сил
Не стоит думать что это мышление категориями холодной войны или паранойя, но страх перед американскими вооруженными силами — это важный фактор геополитики. Кинематограф США является важным и органичным дополнением к вооруженным силам США (а именно, к корпусу психологической войны). Боевики, в которых в художественной форме демонстрируется американская военная мощь, видят миллиарды людей по всему миру. Эти образы впитываются в подсознание десятилетиями с самого детства. Главная задача этих фильмов не развлечь зрителя, цель более прагматична. Потенциальный противник на уровне подсознания должен быть уверен в непобедимости американских вооруженных сил.
В итоге, во время настоящего конфликта воля противника оказывается сломлена. В Панаме (1989), в Персидском Заливе (1991), в Югославии (1999), в Ираке (2003), в Ливии (2011) противники США проиграли не использовав даже половину возможностей к сопротивлению. Они действовали пассивно и предсказуемо, по навязанным «правилам».
Одна из причин — это психологический «блокиратор» в мозгах у людей. Они даже не могут себе представить что американцев можно победить или по крайней мере нанести такие потери, чтобы кампания обратилась в провал.
Замазывание провалов
Магия кино способна исправить впечатление от безусловных поражений и провалов. Например, фильмы «Перл-Харбор» (разром военно-морской базы), «Падение черного ястреба» (провал операции элитных войск), «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» (гибель посла-резидента), «В тылу врага» (потеря самолета F-16). Во всех этих фильмах речь идет о безусловных провалах и поражениях. Но американские кинематографисты умеют так интерпретировать события, чтобы они не казались поражением.
Пиар вооружений
Одна из важных составляющих киноиндустрии США — это пиар вооружений. Со времен нацистских пропагандистских фильмов мало что изменилось. Потенциальный противник должен думать что американские технологии наголову опережают весь мир. Из примеров можно привести пиар «самолета-невидимки» (стелс) F-117. На деле это слабый дозвуковой штурмовик (не истребитель!) с посредственными характеристиками. Но в кино его преподносят зрителю как истребитель-сверхоружие, намеренно завышая его возможности. Например в фильмах «Филадельфийский эксперимент-2» (1993), «Приказано уничтожить» (1996), «Укрощение шторма» (фильм 1999 года с Дольфом Лундгреном) и «Перехватчики» (1999).
Президент — хороший парень
Наверно невозможно найти американский фильм в котором президент США является негативным персонажем. Даже в комедиях и независимых проектах таких как «Плутовство (Хвост виляет собакой)» его изображают с иронией, но без издевательств. Всегда президент — честный и мужественный человек.
Образ врага
Голливуд также работает в связке с внешнеполитическим ведомством. Страны и народы представляются в фильмах в соответствии с официальной повесткой дня. Немалое внимание уделено таким странам как РФ, Иран и КНДР. Казалось бы, это всего лишь кино — плод воображения режиссеров и сценаристов. Но важно обратить внимание на тренды и контекст. Тогда все становится на свои места.
Образ России. Первый этап — враг№1.
Во времена Холодной Войны, американские фильмы демонстрировали СССР как врага и одну из главных угроз. В этот период выходят фильмы-агитки «Красный рассвет», сериал «Amerika» по сюжету которых США были оккупированы злыми коммунистами, а небольшие группы простых граждан доблестно сражаются с ними методами партизанской войны. В жанре классических боевиков можно выделить фильмы в которых герой-одиночка воюет против целой советской армии («Рэмбо-2,3») или спецслужб («Вторжение в США»).
Также важным поджанром были антисоветские фильмы демонстрирующие зверства советских военных. Например, вымышленные военные преступления в Афганистане («Зверь», 1988) и Анголе («Красный скорпион», 1988).
Образ России. Второй этап — Страх перед реваншем
После распада СССР и начала периода политической нестабильности на постсоветском пространстве, в Америке отчетливо чувствуется сильный страх перед реваншистами. В этот период снимаются такие фильмы как «Багровый прилив» (1995), «007: Золотой глаз» (1995), «Самолет президента» (1997), «Святой» (1997), «Цена страха» (2002).
Все эти фильмы сделаны по единому сюжетному правилу (как под копирку): в глубине силовых структур РФ есть группа нехороших людей-реваншистов. Они пытаются свергнуть законно избранного демократического президента РФ и заодно своими интригами гадят американцам. Но доблестные американцы устраняют угрозу демократии.
Образ России. Третий этап — дегуманизация
После установления периода “стабильности” страх перед реваншем постепенно сошел на нет. Теперь Россия изображается как коррумпированное криминальное недогосударство. Образ врага изменился, теперь это не злые сталинисты/националисты жаждущие реванша, а отвратительная «русская мафия». Классические примеры, это фильмы «В аду» (2003), «Неоспоримый 2» (2006), «Железный человек 2» 2010 (шикарный образ блатного физика), «Джон Уик» (2014) и «Великий уравнитель» (2014).
А как у нас?
В России существует негласный, но строгий запрет на демонстрацию американцев как врагов. Единственное исключение (после которого этот запрет и был введен) — это фильм «Брат-2» где Данила Багров массово убивает американцев. Во всех остальных фильмах и сериалах американцы показаны как «старшие братья». Никто не смеет даже поднять на них руку.
В стране с 2000 года существует жесткая установка в СМИ и кинематографе на позиционирование страны как «младшего брата» и защитника ценностей западной цивилизации. Мы сами ставим себе «блокиратор» в мозги. Типичный боевик в современной России — это борьба против террористов или националистов, строго в сотрудничестве со старшими братьями: «западными партнерами».
Помимо этого «блокиратора» в нашем кинематографе есть мазохистское самобичевание и ложь самим себе. Демонизация и дегуманизация самих себя. Поэтому винить американцев не стоит. Если мы не можем заполнить свое медиапространство качественным контентом, то пенять на других не имеет смысла. Мы не используем и десятой доли возможностей кинематографа как универсального и самоокупаемого инструмента. И дело не в отсутствии денег или талантливых людей, все это есть в достаточном количестве.
Автор - параноик
Практически к каждому слову можно предоставить пруф. И о том что ЦРУ и Пентагон официально сотрудничает с Голливудом. И о том что кинематограф для США и Великобритании - официально (есть пруфы) фактор национальной безопасности.
Кино США тот же самый агитпром что и в тоталитарных странах, просто чуть деликатнее.