Вы здесь

Гарри Поттер, или Пост-продакшн решает все!

Гарри Поттер, или Пост-продакшн решает все!

Феномен Гарри Поттера сегодня ассоциируется уже не только с литературой, но и целой индустрией порожденной им развлечений, с присущей ей атрибутикой в виде самых разнообразных товаров с волшебной символикой. Более того, экранизация семи романов Роулинг сделали сам бренд именем нарицательным. Приключения юного Гарри Поттера (Дэниэл Рэдклифф) одаренного/проклятого волшебника, которого судьба свела со зловещим Лордом Волдемортом (Ральф Файнс) покорили миллионы телезрителей по всему миру. Несколько режиссеров и операторов внесли свою существенную лепту в мир Поттера с помощью современных визуальных эффектов, учитывая то, что первый фильм этой саги вышел на экраны почти десятилетие назад.

Для последних двух экранизаций романа «Гарри Поттер и дары смерти» режиссер Дэвид Йейтс остановился на операторе-постановщике Эдуардо Серра (Американское общество кинематографистов). Известный ранее в основном своими короткометражными психологическими фильмами, Серра привлек к себе внимание благодаря фильму о супергероях «Неуязвимый» (Unbreakable), который изобиловал множеством практически незаметных визуальных эффектов. «Я люблю все виды фильмов, как полнометражные, так и короткометражные, - говорит Серра, - А фантастический мир Гарри Поттера позволил получить бесценный опыт, который существенно отличается от съемки «Неуязвимого» или реальных историй». Учитывая предпочтения оператора, в съемках в основном использовались камеры ARRICAM, объективы Cooke S4, а также ассортимент пленок Kodak Vision2 для съемки в формате Super 35.

Режиссер Дэвид Йейтс

Поскольку вторую часть «Даров смерти» Серра видел сверхзрелищной, он не стал противоречить себе, полагаясь на жесткий свет. «Этот фильм принес самые большие кассовые сборы за последнее десятилетие, - ситает Серра, - Но в дальнейшем я не собираюсь достигать драматизма с помощью жесткого света. Все эмоции и эффекты можно подчеркнуть более мягким, натуральным светом».

Серра собрал съемочную группу из ветеранов, которые работали над предыдущими фильмами кино-эпопеи и уже имели ценный опыт как художественной постановки, так и создания визуальных эффектов. «Мы снимали много взрывов и фактических сцен, - заметил Серра, - Но, конечно, было еще и много другой работы. Снимая, я создавал реальные, живые элементы на фоне синих и зеленых экранов, после чего работа продолжалась где-то в другом месте». Отснятый материал реальных сцен сканировался в 4K. Затем разрешение понижалось до 2K для HDCAM черновиков с захватом через Baselight. Художник-колорист Питер Дойл также работал над обеими частями «Даров» и калибровал фильмы вместе с Серра. «Каждый день мы приглашали на ланч не только продюсеров и специалистов из команды визуальных эффектов, но и редакторов для оценки видеочерновиков, - объяснил Серра, - Так что каждое утро я убеждался, что визуализации были именно такими, как я хочу».

Оператор-постановщик Эдуардо Серра

В то время как Серра работал над фильмами о Гарри Поттере впервые, Тим Бёрк - художник специальных эффектов, участвовал в создании всех семи сиквелов, вначале на студии The Mill, а затем как производственный руководитель визуальных эффектов. До этого Бёрк был задействован подряд в трех художественных фильмах Ридли Скотта и получил Оскара за фильм «Гладиатор». В отличии от Сера, который предпочитает не обсуждать особенности сцен фильма, Бёрк всегда готов поделиться секретами чудес последнего фильма саги о Гарри Поттере, с подготовительной работы для второй части фильма, которая началась почти 3 года назад. «Ближе к концу 2008 года, пока мы еще работали над «Принцем-полукровкой» (шестой фильм), мы приняли решение, как показать Хогвартс (школу волшебства) в финальной части, - рассказывает Бёрк, - До этого мы изображали Хогвартс с помощью миниатюры масштабом 1:2. Но из-за сложностей видеорядов, которые должны были появиться в последнем фильме, мы решили сделать модель полностью в компьютерной графике для виртуальной среды».

Такое решение было принято для того, чтобы предоставить режиссеру возможность большей гибкости в создании сцен на этапе пост-продакшн. «Дэвид Йейтс ратовал за широкомасштабные, графические съемки, которые объединяли бы различные действия, - констатирует Бёрк, - резкий переход от экстерьеров в интерьеры, соединение различных частей школы во время битвы, происходящей во второй половине фильма. Ограничения нашей существующей физической миниатюры не позволили бы нам этого сделать, хотя модель нам пригодилась. Мы полностью отсканировали как саму модель, так и ее текстуру. К тому, что у нас получилось, мы также в деталях отсняли и добавили несколько настоящих замков, старинных зданий и живописных видов Великобритании. Это помогло нам сделать объекты реалистичными благодаря архитектурным деталям, которые использовались, как 8K- карты».

Компьютерная графика создавалась при участии компании-разработчика спецэффектов Double Negative и их руководителя Дэвида Викери. «Эта работа позволила нам воспользоваться ПО для создания окружающей среды, которое Double Negative разрабатывали на протяжении последних лет, - говорит Бёрк, - Над проектом в течение нескольких месяцев работала небольшая команда во главе с Пьетро Понти. Модель была закончена лишь весной 2010. Когда была создана цифровая модель, мы довели до совершенства около пяти видов, на которые наводился фокус. Это внутренний двор школы, виадук и зубчатые стены, которые были созданы в значительно большем разрешении. Так что мы легко могли переходить от общих планов к крупным, «пролетая» через окно».

Для создания вида окрестностей Хогвартса использовались фотографии с высоким разрешением сделанные в Шотландии. Когда превизуализация показала, что сюжет будет развиваться только на 180 градусах панорамы школы, мы решили не разрабатывать подробные детали для обратной стороны цифровой модели.

Работая над двумя частями «Даров смерти» Эдуардо Серра стремился к зрелищности, но при этом категорически отказался от жесткого (яркого) света. «Наша команда превизуализации начала работать над сценой битвы очень рано и завершила ее только через 9 месяцев, - рассказал Бёрк, - Последняя битва Гарри и Волдеморта была полностью превизуализирована, так что Дэвид Йейтс мог использовать превизуализацию как инструмент редактирования. Несмотря на то, что он не снимал все в реальности, он мог все спроектировать, не прекращая повествования. А нам оставалось разработать основные аспекты, например, кульминацию битвы».

Некоторые окрестности Хогвартса создавались в сотрудничестве не только с Double Negative. «Наш производственный дизайнер Стюарт Крэиг добавил большой виадук на склоне холма для появления Волдеморта, - заметил Бёрк, - Мы решили, что конец виадука может отделять естественная матовая линия, разграничивающая реальное действие и то, что создали Double Negative. Поскольку компания Moving Picture Company (MPC) собиралась дополнительно работать над созданием армии Волдеморта, а также гигантов, атакующих школу, наличие разделяющей линии означало, что мы могли позволить MPC создать и окружающую местность. Когда мы снимали вид на школу с горы глазами Волдеморта, над анимацией переднего плана работала MPC, а среднего плана - Double Negative. Затем создавался и освещался задний план».

Бёрк заметил, что «разделение среды между двумя объектами оказалось не слишком удачной идеей, но это отлично сработало, хотя в некоторых сценах приходилось смещать эту границу». Например, при добавлении цифровых деревьев в густой лесной местности. «Мы прекрасно научились использовать как активы, так и камеры. Такое разделение пространства было практически невозможно всего лишь несколько лет назад. Компания Rising Sun Pictures, создавшая дементоров в первой части фильма, продолжила свою работу и во второй части, когда режиссер захотел добавить летящих, атакующих школу дементоров. Таким образом, к MPC и Double Negative присоединился третий разработчик спецэффектов», - сказал Бёрк. Эффект взрывов во время атаки с воздуха достигался с помощью сочетания компьютерной графики и настоящих элементов пламени.

Каменные рыцари, великаны и огненные чудовища

Широкомасштабная битва за Хогвартс начинается на многих фронтах. Когда часть армии Волдеморта пытается проникнуть в школу через деревянный мост, ученики подрывают его. Double Negative для передачи динамики видеоряда воспользовалась компьютерной графикой, комбинируя ее с игрой реальных актеров, снятых на фоне зеленого экрана. Согласно замыслу, великаны – в три раза выше человека – спускались по виадуку вниз с холма, чтобы напасть на школу. Актеры надевали большие головы с накладными лицами, анимированными в компьютерной графике для крупных планов. «Чтобы придать им скорость, пропорциональную их росту, мы меняли угол, когда снимали бегущих по дорожкам великанов. Поэтому они вписывались в пейзаж, - сказал Бёрк, - Мы также снимали великанов бегущими по моделе виадука, что прибавило нам динамичной работы с камерой. Эту сцену мы дополнили сгенерированными в компьютерной графике каменными рыцарями, которые бились с ними, высотой 2,5 м. Большой видеоряд битвы был также снят на модели зубчатой стены замка. Мы использовали настоящую пиротехнику и обломки, снимали камерой с плеча и дополняли визуальными эффектами. Реальные декорации пригодились для крупных планов. Для средних и задних планов мы создавали объекты с помощью графики».

Друзья Гарри Поттера возвращаются в тайную комнату. Волны огня приобретают формы животных, угрожая персонажам, которые спасаются бегством, прыгая на мётлы. «Дэвид очень хотел, чтобы огненные сгустки в форме животных не выглядели твердыми, - сообщил Бёрк, - Он хотел, чтобы они, появляясь из огня, в него же и возвращались. Они должны были выглядеть не как осязаемые существа, а скорее как жидкие». Для того чтобы создать интерактивные источники освещения, на съемочной площадке использовались горящие предметы. Замысел тайной комнаты был позаимствован из предыдущего фильма. Комната была полностью восстановлена в компьютерной графике с помощью кадрового запоминающего устройства. Другие разработчики визуальных эффектов, включая Baseblack, участвовавшие в работе над обеими частями «Даров смерти», использовали устройство planar tracker модель Mocha от Imagineer System для ротации и отслеживания. Cinesite продолжили работу над созданием образа Волдеморта.


Объемный Поттер

200 сцен с использованием визуальных эффектов были созданы в 3D. «Необходимость делить стереокамеры между студиями вызвала определенные проблемы у компаний-разработчиков визуальных эффектов, - утверждает Бёрк, - Студии, занимающиеся главными персонажами фильма, диктовали параметры стерео и устанавливали глубину, а затем передавали данные студиям, работающим над фоном. Мы составляли правую и левую картинки задних планов, потом передавали их тем, кто работал над передним планом, чтобы они сделали то же самое. В большинстве случаев студиям приходилось передавать активы третьим сторонам для конверсии (кроме этих 200 сцен, остальной материал второй части фильма был пост-конвертирован)». Студия Rising Sun до этого вообще не работала с 3D, в то время как MPC уже имела некоторый опыт работы над «Нарнией» в 3D. Идея компаний создавать свои собственные 3D производства появилась в результате того, что все сцены были созданы полностью в компьютерной графике. Поэтому дизайн разрабатывался и осуществлялся непосредственно каждой студией.

В последние 3 или 4 месяца были отложены камеры, и за дело взялась стерео команда. Просматривался материал с монокамер и разрабатывались стерео эффекты. Когда Дэвиду нравился предложенный 2D-вариант, тогда начиналась работа над ахроматической версией в 3D. Часто одна версия влияла на другую, поэтому было интересно увидеть, как создавались обе.

Несмотря на то, что пришлось потратить время на обучение, над фильмами работала сплоченная команда, в которой каждый нашел свое место.

Источник: telekritika.ua по материалам HD Video Pro