Вы здесь

Форум РОССИЯ 2012: Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа

Форум РОССИЯ 2012: Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа

4 февраля 2012 года в «Красном Октябре» кинематографисты встречались друг с другом и с представителями бизнеса. В рамках Форума РОССИЯ 2012 был выделен специальный день «Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа», в программу которого были включены ряд дискуссий и круглых столов, посвященных актуальным проблемам и тенденциям российского и международного кино- и телевизионного рынка, а также специфике инвестирования в кино, телевидение и медиаактивы. Мероприятия проходили по инициативе Сбербанка России, Тройки Диалог и компании Cinemotion Group.

Внешнее оформление встречи было воплощением международных стандартов. Несколько залов, имена которых отсылали к великим мирового кино (Эйзенштейн, Тарковский, Феллини, Бергман, Параджанов). Несколько параллельных панелей, разделенных на блоки, которых, пожалуй, было больше, чем могли осилить участники, и по количеству, и по содержанию. Привлекательная тема и упоминание в организаторах «Тройки Диалог» магическим образом привели в 20-ти градусный мороз в субботу около 700 представителей киноиндустрии поговорить в очередной раз «о судьбах отечественной кинематографии».

Все панели можно разделить на несколько групп: проблемы кинематографии, PR или самоPR, узкоспециальные панели, темы которых подходят скорее для образовательных семинаров и панели ни о чем. Надо отметить, что, тем не менее, все секции привлекали своих слушателей.

Конечно, как всегда, вне конкуренции в блоке стала панель, посвященная господдержке.

«Государственная поддержка производства и проката отечественного кино – что изменится?»

Если пересчитать все форумы, встречи, творческие и бизнес отчеты, случившиеся за последние 2-3 года, то можно сделать вывод о том, что в нашем кинематографе нет более острого вопроса. И список выступающих всегда один и тот же. Так что любой кинообозреватель, постоянно пишущий по вопросам «господдержка – прокат», уже порой может сам квалифицировано выступить за многих профессионалов. Заранее известно о том, что исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков будет говорить о положительных переменах: «нам удалось убедить правительство России в том, что кино, культуру надо поддерживать и финансовая помощь это доказывает. В стране уже создан положительный фон для дальнейшего развития». И что ему будет оппонировать президент Гильдии продюсеров России Ренат Давлетьяров: «Был картельный сговор, последствия которого – увеличение стоимости кинопроизводства. У нас дошло до того, что существует негласный аукцион оплаты труда и техники. Усложнились условия старта начинающему продюсеру». В зале прозвучали аплодисменты. Жаль, что Ренат Фаварисович не дождался выступления вице-президента кинокомпании «СТВ» Анны Крутовой, которая провела параллель с актуальным политическим раскладом в России. Госпожа Крутова деятельность компании и лично ее главу Сергея Сельянова в создании Кинофонда сравнила с «Единой Россией», а господина Давлетьярова с Жириновским. Легкий шорох в переполненном зале вызвало высказывание госпожи Крутовой: «Мы образовываем правительство, постоянно работаем в высоких кабинетах и убеждаем чиновников выделить дополнительное финансирование». Продюсеры-одиночки зашептались: «Неправда это, ведь Минкультуры дополнительные деньги получило раньше, чем был создан Фонд. А потом дополнительные деньги перевели туда»… Но никто в дискуссию так и не вступил.

В зале кинообозреватели начали гадать насчет режиссера и продюсера Джаника Файзиева, которого модератор заседания, социолог Олег Иванов назвал «человеком-проектом». По всем параметрам он походил на Михаила Прохорова. Фильм Файзиева «Август. Восьмого» со стопроцентным финансированием Фонда удачно вписался в схему, предложенную госпожой Крутовой. Файзиев был убедителен, когда говорил о том, что означает в России снимать большое кино: «Посмотрите на себя и найдите хоть один предмет отечественного производства. А на подобных съемках надо свести в единое целое 15-20 национальных отраслей. Люди, работающие на таких фильмах, учатся выполнять точные задания и вовремя. Свой опыт они потом будут использовать и на других проектах». Генеральный директор «Арт Пикчерз студио» господин Дмитрий Рудовский завершил утреннее заседание почти лозунгом: «Изменится к лучшему все!»

«Есть ли будущее у кинотеатров и кинопроката»

Модератор Иван Кудрявцев применил навыки тележурналиста и задавал вопросы заявленным выступающим. Генеральный директор «Кронверк Синема» господин Андрей Терешок и председатель совета директоров киностудии «Ленфильм», основатель федеральных киносетей «Кронверк Синема» и «КИНОСИТИ» Эдуард Пичугин делились опытом оснащения российской глубинки кинозалами. Иван Кудрявцев проявил изрядную настойчивость, и присутствующие узнали о том, что «КИНОСИТИ» в 2013 году обустроит 50 киноплощадок, 15 проектов уже в запуске. Кому-то все цифры были уже знакомы, кто-то спешил конспектировать данные по кинотеатрам, их окупаемости в Майкопе, Якутии. Но, как сказала ранее госпожа Крутова («СТВ»), серьезные вопросы решаются в тиши кабинетов. Форум – площадка публичная, и аудиторию надо уметь «зажигать». Потому зал не только оживился, но и заполнился до отказа с появлением господина Бондарчука. Федор Сергеевич вступил темпераментно: «Скучновато как-то тут у вас!». О проблемах проката он говорил из собственного опыта: «Российское кино, скорей живо, чем мертво. Но как с ним поступают прокатчики? Пример ЦПШ. Компания говорит о себе как о лучших прокатчиках в России. Но как можно было прокатать фильмы «Дом» или «Два дня» так, как прокатали они?!». (Напомним, что в статье «Итоги 2011 года. Российское кино. Радости мало» от 02.12.2011 мы писали результатах проката обоих фильмов). Помня об этих печальных итогах, хочется поддержать предложение господина Бондарчука: «Будущее российского проката в небольших независимых компаниях. С ними надо работать!».

А по окончании заседания окружившим его журналистам Федор Сергеевич еще сообщил о том, что 21 февраля состоится суд между авторами фильма «Два дня» и кинокомпанией ЦПШ по поводу титров. В прокат картина вышла без имени Рубена Дишдишяна, генпродюсера фильма и бывшего главы ЦПШ.

Надо сказать, что во время получасовых перерывов не все угощались бутербродами и соками. Многие успевали побывать и на митинге на Болотной площади: ведь так повезло, что все рядом, и с гордостью показывали фото в мобильных телефонах. Другие на Форум России 2012 приходили с митинга.

Пожалуй, самые жаркие дискуссии развернулись на панелях, посвященных борьбе с медиапиратством и конкурентоспособности отечественных киностудий.

Медиапираты: Стоит ли на самом деле с ними бороться?

Спикерами выступили председатель совета директоров группы компаний «Амедиа», член совета директоров Гильдии продюсеров России Александр Акопов и старший вице-президент по федеральным программам и корпоративному управлению «Системы Масс-Медиа» Евгений Савостьянов, которые являются идеологами регулярно проводимых круглых столов по борьбе с видеопиратством в Интернете «Вору.Нет!» , а также Марина Жунич, директор по взаимодействию с государственными органами «Google Россия».

Напомним, что на последней акции «Вору. Нет!» не было замечено ни одного представителя интернет-гигантов, таким образом, на прошедшей 4 февраля дискуссии представительнице «Google Россия» пришлось отвечать за весь рунет. Все участники обсуждения сошлись в том, что с пиратством, конечно, необходимо бороться, но камнем преткновения в диалоге сторон стал, естественно, вопрос финансов. По мнению, Марины Жунич, самым действенным способом упразднить нелегальное распространение видеопродукции в Сети, является сотрудничество Интернет-площадок с правообладателями контента: «Если миллион площадок начнет платить правообладателям, этого хватит на съёмки любого Аватара». Однако реального повода для подобного оптимизма пока не наблюдается - существующие поступления смехотворны и, по замечанию самих правообладателей, душат кинопроизводство. Так, по словам Александра Акопова, заработки, которые кинопроизводство сейчас имеет от продажи прав на размещение видеоконтента, являются мизерными и не могут свидетельствовать о росте легальной дистрибуции посредством Интернета.

Предсказуемо, что дискуссия, собравшая в зале многих представителей Интернет-сообщества, порой скатывалась до словесной перепалки. Представители киноиндустрии называли Интернет-пользователей любителями «бесплатной колбасы», а то и «ворами», а «группа поддержки Google», в свою очередь, норовила представить правообладателей ретроградами.

Логично, что собравшиеся вновь пришли к выводу о том, что взаимодействие между киноиндустрией и Интернет-корпорациями может быть взаимовыгодным и действенным в борьбе с медиапиратами только при наличии адекватной законодательной базы. Таковая, по мнению Евгения Савостьянова, в скором времени будет создана, а «свободный народ Интернета, хочет он того или нет, будет приведён к цивилизованным нормам».

Напоследок, пользуясь присутствием представительницы «Google Россия», Александр Акопов сказал: «Мы заставим Google и Yandex не находить нелегальный контент по запросам пользователей». Это заявление было воспринято «свободным народом Интернета» (в лице присутствовавшей группы поддержки Google) c нескрываемой иронией. Очевидно, удалять терабайты нелегального видеоконтента, гуляющего в Сети, никто не собирается.

Киностудии: кто выиграет в конкурентной борьбе?

Несмотря на то, что количество российских киностудий растет, отечественные кинематографисты все чаще предпочитают снимать за рубежом. Почему так происходит, за круглым столом форума «Россия 2012» собрались обсудить главы компаний «Амедиа», «Главкино», «Ленфильм XXI», а также руководители киностудий «Беларусьфильм» и Film.Ua (Украина).
Самым эмоциональным спикером оказался Федор Бондарчук: «У нас абсолютная деградация кинопроизводства. Мы уродливы, мы стоим очень дорого и получаем отвратительное качество», - сказал совладелец компаний «Главкино» и «Арт Пикчерс Студио». Основной проблемой наших студий Бондарчук, как и Александр Акопов («Амедиа»), занимающийся преимущественно телепроизводством, считает малоквалифицированные кадры. Так, по словам, Федора Бондарчука, «в Москве дорого, неэффективно и работаешь с обожравшимися непрофессионалами».

Наглядный пример неконкурентоспособности российских киностудий привел Евгений Савостьянов, старший вице-президент компании «Система Масс-медиа», в состав которой входит студия RWS, сотрудничавшая с Paramount в работе над фильмом «Миссия Невыполнима 4: Протокол Фантом». Несмотря на то, что у съемочной группы Тома Круза было разрешение на съемку внутри Кремля, они в итоги уехали снимать «кремлевские» интерьеры в Прагу, где им предложили выгодные налоговые льготы. При этом Савостьянов смотрит на ситуацию с производством кино внутри России более оптимистично, чем Акопов и Бондарчук. По его мнению, для зарубежных продюсеров российские киностудии могут быть привлекательны благодаря наличию уникальных видов и высокого уровня технического оснащения. Но вот отсутствие финансового и налогового стимулирования при дороговизне услуг и низком уровне кадровой подготовки ставят нашу конкурентоспособность на мировом рынке под вопрос.

Чтобы повысить конкурентоспособность российских киностудий хотя бы внутри страны, Евгений Савостьянов предложил в дальнейшем сделать организацию съемок в России обязательным требованием при получении госфинансирования через Фонд кино. Директор международного департамента Фонда Кино Елена Романова согласилась, что «в будущем такую практику нужно бы ввести», а также отметила, что вскоре Фонд вплотную займется формированием региональных кинокомиссий, способных вкладывать средства в производство фильмов при условии, что съемки будут проходить в определенном регионе.

Однако пока взгляд Елены Романовой на положение отечественных киностудий оптимизмом, как и у большинства собравшихся, не отличается: «Если даже российские продюсеры не хотят снимать в России, зазывать сюда международные группы очень тяжело, так как Москву можно найти в любом другом месте, а для международных продюсеров играют роль не красоты, а только финансовые стимулы».

«Создание прорывных хитов: дар предвидения или расчет?»

В названии уже была заложена путаница в терминологии, о чем сказал продюсер Александр Роднянский: «Хит – это явление в кино (в музыке и так далее) многократного использования. И не надо хит путать с отдельными успешными коммерческими фильмами. Хит – это всегда прорыв, он остается в общественной истории и личной истории каждого. Приведу пример создания фильма «9 рота». Многие прокатчики высказывали категорические сомнения в том, что прокат может быть успешным. А ведь «9 роте» предшествовали успешные валовые кассовые сборы «Дозоров», «Турецкого гамбита». Это были крупные маркетинговые проекты. И была лишь наша внутренняя убежденность в том, что аудитория найдет фильм. Это был 2005 год. Россияне хотели верить в себя, что все стало меняться к лучшему. Что они живут в стране, в которой можно уважать и себя, и других. Поэтому мы делали фильм не о поражении в афганской войне, а о личной победе каждого отдельного человека. Мы дали возможность тем, кто долгое время чувствовал себя ущемленными, уязвленными, сомневающимися в собственной полноценности, почувствовать себя героями. И это сработало, потому что ответило на внутренний запрос времени. С амбиционным «Обитаемым островом» не получилось. Не знаю, что получится со «Сталинградом».

Совместное производство: как найти общий язык?

Вопросами развития международных кинопроектов в России активно занимается Фонд кино, директор Международного департамента которого Елена Романова выступила модератором панели, посвященной копродукции. Участники дискуссии – главы иностранных и отечественных кинокомпаний – обменялись собственным опытом в сфере совместного производства видеоконтента.

Для России прошлый 2011 год был отмечен вступлением в фонд «Евримаж», которое уже принесло несколько полезных плодов. Так, по словам национального представителя России в совете «Евримаж» Леонида Демченко, был одобрен первый совместный проект с мажоритарным российским участием, а также получили поддержку проекты «Колоски» (Польша, Словакия, Россия) и «Чайка» (Испания, Грузия, Россия, Франция).

Интересен пример копродукции России и Франции: телефильм «Распутин» (режиссер Жозе Дайан), в который инвестировал телеканал «Россия» ($5 млн.), недавно с успехом прошедший на французском ТВ. Генеральный директор «Совтелеэкспорт» (ВГТРК) Юлия Матяш представила публике форума отрывки из фильма с Жераром Депардье в главной роли и сообщила, что для России было принято решение сделать полнометражную киноверсию «Распутина», которая выйдет в прокат в сентябре. В данном случае удалось соблюсти интерес каждой из сторон и сделать из одного отснятого материала два абсолютно разных продукта.

Управляющий директор канадской компании Lionsgate Television Сандра Стерн рассказала о принципах выбора стран для совместного производства. По ее словам, определяющими факторами являются подходящий локейшн, наличие финансовых льгот и качество съемочной группы. Кроме того, госпожа Стерн отметила, что в будущем им очень хотелось бы произвести что-нибудь в России.

Итогом произошедшего обмена опытом стали рассуждения спикеров о том, что, по их мнению, можно считать залогом успеха проекта копродукции.

«Я верю только в сильный объемный сценарий, мощные характеры. Качество фильма – это единственное. Тогда у нас будет много партнеров и потенциал дистрибуции», - сказал председатель совета директоров AR Films Александр Роднянский, являющийся продюсером картины «Машина Джейн Мэнсфилд» (режиссер Билли Боб Торнтон, США), которая будет представлена на грядущем Берлинале.

«Качество фильмов и здравый смысл для того, чтобы стороны сразу определили сферу рисков и ответственности. Тогда проект пойдет вперед», - добавила партнер юридической компании King & Spalding Алла Наглис.

«Действительно, нужно сконцентрироваться на качестве сценария и на выборе жанра. Самые международно-востребованные жанры – это экшн, триллер, научная фантастика, лавстори и романтическая комедия. От драм и комедий, юмор которых основан на языковых шутках, стоит держаться подальше», - заметил Билл Джонсон, соучредитель кинокомпании Inferno Entertaiment.

«Я работаю в основном в сфере телевидения. Очевидный ключ к успеху копродукции – универсальность истории. Найдите хорошую историю, мыслите нестандартно, думайте обо всем мире, когда производите продукт», - сообщила Сандра Стерн.
«Сценарий, знание юридических аспектов и законодательной базы, а главное – не бояться пользоваться имеющимися механизмами, в частности, фондом «Евримаж», который может дать не только финансовую, но и имиджевую поддержку» - сказал Леонид Демченко.

«Оценивать свои силы и идти на компромиссы с партнерами, чтобы в продукте соединились лучшие стороны каждого участника», - заключила генеральный директор Sony Pictures Television Russia Мария Смирнова, говорившая о тонкостях адаптации сериального продукта для различных стран.

Кинематографисты высказались, обменялись мнениями и, довольные собой, разошлись. О том, что думает о конференции представитель компании-инициатора Кинофорума, зачем «Тройке Диалог» играть в кино и что такое специальный фонд для финансирования кинопроизводства, рассказал «ПрофиСинема» управляющий директор руководитель аппарата президента «Тройка Диалог» Гор Нахапетян.

Авторы: Маргарита Васильева, Вита Рамм, Нина Ромодановская

Источник: proficinema.ru

Темы: