Вы здесь
Эдвард Эпштейн. Как выживает Голливуд
Голливуд оправдывает звание «фабрики грез»: там уже давно не снимают высококачественные фильмы, но тщательно это скрывают. Чем живет Голливуд сегодня, рассказывает Эдвард Эпштейн в книге «Экономика Голливуда», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер».
В Голливуде выживают, как умеют: ищут подчас экзотические виды заработка, стараются не браться за оригинальные сценарии, да и кинозвезды иногда готовы работать практически бесплатно. Но воротилы кинобизнеса это не афишируют.
Менеджеры Голливуда старой закалки опасаются того, что в определенный момент фабрика грез предстанет такой, какая она есть, пишет в своей книге «Экономика Голливуда», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», американский публицист Эдвард Эпштейн.
Эдвард Эпштейн изучал государственное управление в Корнелльском и Гарвардском университета, занимался изучением политики и исследованием телевизионных новостей. Преподавал политологию в Массачусетском технологическом институте и Калифорнийском университете, потом стал писать книги. «Экономика Голливуда» — это четырнадцатая книга Эдварда Эпштейна, она составлена из колонок, который автор публиковал на сайте онлайн-журнала Slate.
Сейчас Эпштейн живет в Нью-Йорке.
На чем же основываются опасения старожилов голливудских холмов? Наружу может выплыть тот факт, что Голливуд уже давно перестал быть местом, где делают высококачественные картины. Кинобизнес теперь — это создание телепрограмм, видеопродукции, компьютерных игр и прочих объектов — то есть собственности, на которые можно оформить авторское право и получать доход.
Миф о том, что Голливуд — это все еще прекрасные сценарии, съемки с многомиллионными бюджетами и потрясающие актеры — поддерживает только лишь церемония вручения премии «Оскар», на которой действительно награждают за высококлассную работу. Но она, по мнению Эпштейна, — лишь исключение из правил.
В Голливуде нет места оригинальности, признает автор книги. Эпштейн описывает случай, когда студия Paramount закрыла проект, под который были найдены режиссер и актеры, имелся одобренный сценарий. Причину менеджер киностудии объяснил следующими словами: «Это потрясающий сюжет, как жаль, что по нему до сих пор не снят фильм, а то мы бы сделали ремейк». Киностудии Голливуда в наше время дают добро на фильм только в трех случаях: если это ремейк, сиквел, фильм на основе сериала или же по мотивам компьютерной игры, резюмирует автор.
Рассчитывать на постоянный приток зрителя в кинотеатры Голливуд уже не может, а потому делает ставку только на определенную аудиторию, которую «создает» при помощи маркетинговых кампаний. А как только реклама начинает приносить доход, то фильм сразу же становится франшизой, которая и приносит компаниям основной доход, в том числе от продажи лицензий на использование персонажей фильмов.
«Главное — побольше соли»
В самих кинотеатрах больше никто не зарабатывает только на кино. Основной заработок теперь приходится на продажи попкорна. Томас Стивенсон, ранее возглавлявший одну из крупных американских сетей кинотеатров, рассказал, что в 1997 году его сеть (450 кинозалов) собрала от продажи билетов 50 млн долларов. Однако большую часть пришлось отдать киностудиям, а себе оставить лишь 23 млн долларов. При этом собственные затраты сети на тот момент составили более 30 млн долларов, и в итоге сеть рисковала остаться с убытком в 8 млн долларов. Но у Стивенсона был еще один бизнес: продажа попкорна, на которой ему удалось выручить 26,7 млн долларов, а прибыль составила 22,4 млн долларов.
Напитки — тоже важная часть кинобизнеса. Подстаканники в сидениях управляющие кинотеатрами называют одним из самых удачных нововведений в истории кинотеатров. «Главное — побольше соли», — гласит одно из важнейших правил владельцев кинотеатров.
В Голливуде секса нет
И в киноиндустрии теперь правят бал в основном тинейджеры: они с удовольствием придут в кино, купят много попкорна и колы. И из-за этого в Голливуде и секс стал больше не нужен. По крайней мере, экранный. Сцены эротического характера в кино не позволят ему получить рейтинг, который разрешит доступ к просмотру фильма молодежной аудитории. Кроме того, возрастные ограничения картины вызовут трудности при заключении договоров о взаимной рекламе с сетями быстрого питания, на телевидении и прочих.
Домоседы и японские компании мешают зарабатывать
Эдвард Эпштейн считает, что проблемы голливудской киноиндустрии усугубили простые домоседы и японские компании. Раньше киностудии четко планировали выход фильмов в разных сегментах рынка — в кинотеатрах, затем на DVD-носителях, а уж затем на ТВ. Сейчас эта схема — она называется система окон — дала трещину. Зачем идти в кино, если можно посмотреть фильм по DVD, кабельному или сетевому каналу или же загрузить из Сети?
Все проблемы начались еще в 1970-м году в Токио и Осаке, когда Sony и Matsushita создали видеомагнитофон. Голливудские студии во главе с Universal боролись, как могли, и в течение семи долгих лет судились с Sony, пытаясь помешать тому, чтобы видеомагнитофон дошел до массового потребителя. Их усилия, как известно, пошли прахом. В итоге сами студии сдались и сделали продажу видеопродукции одним из источников дохода.
И в итоге, если в 1980-м году выручка от кинотеатров обеспечивала 55% дохода киностудий, то уже в 2007 году она составила лишь 20%. А 80% принесли «ленивцы», желающие посмотреть кино дома, лежа на диване. Теперь с развитием возможности заработать на скачивании фильмов и передач, в прошлое может уйти и сектор розничных продаж DVD, полагает Эпштейн.
Также автор на примере блокбастеров, историй звезд первой величины и воротил кинобизнеса развенчивает и другие мифы, связанные с Голливудом.
Кто выгоднее всего в Голливуде «продал лицо» при отсутствии очевидных актерских талантов, как «надувают» зрителя во время рекламной кампании нового фильма? Каким образом расходы на содержание кинозвезды мировой величины снижаются до уровня меньше, чем на содержание одного копировального аппарата? Как звезды и кинокомпании бьются друг с другом за каждый миллион? Какое место занимают в кинобизнесе страховщики? Как Голливуд торгует драгметаллами? Почему на фабрике грез нет чистой прибыли?
Эдвард Эпштейн узнал ответы на эти вопросы в процессе встреч tet-a-tet с представителями кинобизнеса и изучения многочисленных отчетов о дистрибуции и финансовых документов, которые доступны лишь узкому кругу лиц.
Автору, чтобы вникнуть в суть изучаемого вопроса, пришлось сняться во второй части картина «Уолл-Стрит 2: Деньги не спят», чем он сам, кстати, остался доволен и описал этот опыт на страницах книги.
Странно, что Голливуд, который на протяжении почти всего прошлого столетия брался за съемки фильмов, основанных на удивительных событиях, так и не снял фильм о себе самом. Сюжет мог бы начинается с зарождения бизнеса евреев-выходцев в основном из Восточной Европы — Майера, Голдвина, Кона и других — по крохам собирающих деньги на открытие первых кинозалов, фантазирует Эдвард Эпштейн. Затем страницы истории Голливуда, связанные с приходом цветного телевидения и вездесущих агентов, которые учат актеров заключать правильные контракты и освобождают их от «порабощения киностудий». Следующий поворот сюжета — выживание в эру развития цифровых технологий и расцвет «индустрии попкорна». Сюжет по истине захватывающий. Правда, циничен и отчасти трагичен. Интересно, какая аудитория клюнет на него и сколько будет стоить маркетинговая кампания?
—
Источник: bfm.ru