Вы здесь

Сергей Члиянц: «Нет никакой индустрии кино в России!»

Сергей Члиянц: «Нет никакой индустрии кино в России!»

«Есть вялотекущий процесс…». Российский кинопродюсер – о своей работе, кризисе и киноиндустрии.

Сегодня очень много говорится о том, что кино должно стать именно тем средством, которое поможет людям преодолеть пессимистичные настроение в связи с экономическим спадом. С другой стороны, сама индустрия кино попала сейчас под сильный удар экономической рецессии. Так как же в итоге будет развиваться ситуация? Выстоит ли индустрия? Воспользуется ли новыми возможностями? Споры об этом не утихают, но, как известно, сколько людей, столько и мнений, и каждая точка зрения имеет право на жизнь.

1 июня 2009 года в Киеве состоится 2-я Международная конференция «Кинобизнес в Украине: особенности, перспективы, возможности», организованная консалтинговой компанией Media Resources Management.

В преддверии конференции организаторы представляют эксклюзивно для «Телекритики» интервью с известным российским продюсером (а также режиссером, сценаристом и бизнесменом) Сергеем Члиянцем, который рассказал о своей новой работе, целебных свойствах кризиса, отсутствии киноиндустрии в России, а также о многим другом.

- Сергей, расскажите о вашем совместном проекте с RWS (Russian World Studios). В прессе сообщалось, что RWS создает департамент кинопродюсирования и проката, который возглавите вы.

- Это департамент продюсирования и дистрибуции, в том числе кинопроката. Это некоторый переходный период в рамках реструктуризации бизнеса RWS и СММ («Система массмедиа», дочерняя компания АФК «Система». - Авт.). Впоследствии предполагается компания - дочка СММ. Решение об окончательной конфигурации примут акционеры.

- Какие задачи ставятся перед департаментом в целом и перед вами лично, что будет входить в ваши непосредственные обязанности?

- Задачи - построить компанию полного цикла в сфере кинопроизводства и дистрибуции, от замысла до реализации прав на созданный и привлеченный продукт. Мои обязанности - создание и руководство этой компанией в широком смысле этого слова. На сегодняшний день мои обязанности вытекают из названия моей должности в RWS - Генеральный продюсер. То есть - разработка, развитие, подготовка к производству, авторский надзор, стратегический маркетинг, предпродажная подготовка проектов, управление продажами. Также в проекте - создание прокатной компании и компании импортно-экспортной по закупкам и продаже прав.

- Какие проекты запланированы на ближайшее время?

- Ближайшие проекты комментировать - долгое и неблагодарное занятие. Это проекты из моего портфеля и из портфеля RWS, а также мы собираемся войти в совместное производство и завершить ряд начатых другими студиями фильмов и телесериалов. (По сообщениям в прессе, в этом году департамент будет работать как минимум над шестью полнометражными картинами из сценарного портфеля «Пигмалион Продакшн» и RWS, в том числе над фильмом «Год обмана», который сейчас находится на завершающей стадии постпродакшн. - Авт.).

- Что подтолкнуло к решению о создании такой компании именно сейчас, когда большинство компаний, наоборот, закрываются?

- Это абсолютно логичный шаг, если не думать, что умрет все кинопроизводство в стране. Я же лично уже больше года находился в переговорах с несколькими стратегическими партнерами и выбрал в итоге предложение от АФК «Система». Я уже три года назад предсказывал гибель маленьких кинокомпаний и начало процесса консолидации, слияний и поглощении. Компании закрываются, но люди не исчезают. В результате на рынке труда появляются качественные предложения. Это хорошо: есть из кого выбирать.

- Есть сообщения, что департамент может быть преобразован в отдельную компанию. Как вы видите свое дальнейшее участие в проекте при таком развитии событий?

- Департамент действительно будет преобразован в отдельную компанию, если мы вместе так решим, если так будет лучше для бизнеса, в операционном смысле. В любом случае, это будет интегрированная группа компаний с единой стратегией.

- Какие перспективы вы как продюсер видите в этом проекте лично для себя, что вас привлекло?

- Как продюсер я получаю новые возможности для создания фильмов и для применения навыков в деле продвижения, продаж и проката.

- Чем, по вашему мнению, ваш опыт ценен для RWS?

- Мой опыт для RWS - это новые бизнес-функции в направлении прокатного игрового кино. Мне же интересен их опыт в деле построения рентабельного, устойчивого бизнеса и крупной компании.

- Какой результат сотрудничества и проекта в целом (в краткосрочной и долгосрочной перспективах) вы бы считали успехом лично для вас и для проекта как такового?

- Лично для меня - это создание новых зрительских картин, актуальных и современных, про нашу жизнь и про страну, в которой мы живем, для тех и про тех людей, которые сидят в зрительном зале. Также я немаловажное значение уделяю профессиональному успеху в кинематографической среде и на международном рынке. Если при всем этом компания станет более устойчивой и рентабельной, я буду считать это успехом проекта.

- Как вы считаете, финансовый кризис внесет коррективы в реализацию данного проекта? Какие?

- Внесет. Мы будем осторожнее подходить к оценке бизнес-планов и рисков. Но кризисы я люблю. Я вообще по натуре кризисный менеджер. Мне нравится - все рушится, изменяется. Очень бодрит. Нет этой тягучей, буржуйской рутины. Наглых вальяжных, довольных физиономий. Всех что-то беспокоит. Вот это уже близко к творческой среде.

- Чем сегодня занимается ваша компания «Пигмалион Продакшн»?

- Компания завершает ранее заключенные контракты. А я сам в соответствии со своим контрактом не имею права заниматься аналогичным бизнесом. Так что все планы - на новой работе. (В прессе сообщалось, что в перспективе при условии создания на базе департамента кино отдельной кинокомпании в рамках RWS или «Системы массмедиа» у Сергея Члиянца будет опцион в такой компании и туда войдут активы его компании. - Авт.).

- Что же будет теперь с «Пигмалион Продакшн»: у нее появится новый руководитель (кто?) или она прекратит свое существование?

- Появится новый руководитель. Возможно, кто-то из молодых, самостоятельных людей. В компании есть проекты, и пусть работает. А может, она станет просто производящей командой.

- Чем сейчас занимаются ваши компании «Нью Синема Маркетинг» и «Нью Синема Дистрибьюшн»?

- Эти компании имеют свои контракты и клиентов. Будут их выполнять. А впоследствии, думаю, мы объединим и усилия, и коллективы, и бизнес.

- Вы лично сейчас что-либо продюсируете?

- Конечно! Я готовлю к производству несколько картин, которые меня очень вдохновляют. Один фильм, в котором мы приняли участие, - фильм Алексея Попогребского. Тот, что снимали на Чукотке (речь идет о фильме «Последний день», в котором играют только два актера - Сергей Пускепалис и Григорий Добрынин. Фильм рассказывает о последнем «дне» работы станции, которая в течение нескольких десятилетий обеспечивала передачу важных метеоданных без единого перерыва и которую переводят на автоматический режим работы, а ее двух «сотрудников» - Сергея и Павла - под конец летней навигации должен снять теплоход. - Авт.). Сейчас идет монтаж. Производит его компания «Коктебель». А вообще, я стал суеверным и не люблю рассказывать о фильмах до начала съемок. Могу только сказать о режиссерах или авторах, с кем мы эти фильмы готовим, - это Петр Буслов (режиссер фильмов «Бумер: Фильм второй» (2006), «Антибумер» (2004), «Бумер» (2003), сериала «Наша Russia» и др. - Авт.), Александр Велединский (соавтор сериала «Бригада», снял фильмы «Русское», «Живой». - Авт.), Оксана Бычкова (режиссер, сценарист фильмов «Плюс один» (2008), «Питер FM» (2006). - Авт.), Андрей Прошкин (режиссер фильмов «Американская дочь», «Яды, или Всемирной истории отравлений», «Русский бунт», «Спартак и Калашников». - Авт.). Еще - это режиссерский дебют сценариста Игоря Порублева. Он написал «Бригаду» и «Живой».

- Какой из своих реализованных проектов вы считаете наиболее успешным и почему?

- Наиболее успешный мой опыт - это прокат фильма «Живой». Это была невыполнимая задача. Такие фильмы обычно не прокатываются. Просто приведу пример: в «Макдональдсе» нельзя купить борщ! Как ни пытайся. Хотя борщ - отличная штука, да еще под водочку. Ну, вы понимаете… Так вот, современная система кинопоказа - не то место, где можно показывать многие хорошие фильмы. А задачу эту мы решили путем неимоверных усилий и затрат времени команды. Так можно работать один раз и только в состоянии влюбленности в фильм. Но поставить на поток - нельзя. Результат - $3,5 млн в прокате, премьера на «Первом канале» с рекордными цифрами рейтингов для кинопоказа (данные по Москве, аудитории 18+ - 11,7% рейтинг и 30,9% доля, в Украине премьера фильма состоялась на «Интере» с показателями 7,6% рейтинга и 20,9% доли по аудитории 18+ в городах 50+. - Авт.). А главное - фильм увидели зрители, и мы получили благодарности.

- Что для вас все же ближе - быть продюсером, сценаристом или режиссером и почему?

- Ближе всего для меня - режиссура. Но для этого нужно было родиться раньше или позже.

- Если с «раньше» все более менее понятно, то что именно вы понимаете под словом «позже»? Когда оно, по вашим ощущениям, наступит, и как узнать, что это уже произошло?

- Давайте об этом отдельное интервью. Никогда не наступит. Я это точно знаю. Кино никогда не будет таким, как мы мечтали в молодости. В мире победил киноинтертейнмент. А в рыночном смысле - кино на английском. Они неплохо это делают, так же, как немцы - автомобили. Зачем нам свой кинематограф - вот это как у Шекспира. Ключевой вопрос!

- Как вы оцениваете состояние российской киноиндустрии в целом? Какие направления сильны, а какие еще следует активно развивать? Почему?

- Нет никакой индустрии! Слово-то какое, модное… Есть вялотекущий процесс. Лучше, если ее оценят зрители. А они в кино не ходят. Русское кино не любят, а любят американское. Или инвесторы (пусть оценят) - а они, как правило, потеряли деньги, вложенные в эти фильмы, потому что зрители живут в одной стране, а кинематографисты - в другой.

- Но вы все же надеетесь на то, что ситуация поменяется?

- Нет, не поменяется. Пока не проявят сильную государственную волю.

- Кто, по вашему мнению, на сегодняшний день является наиболее успешным продюсером в России и почему? Какая кинокомпания в нынешних условиях, на ваш взгляд, работает наиболее успешно и почему?

- Успешных продюсеров в России нет. Есть известные или удачливые. Или просто талантливые люди. Есть отдельные хорошие фильмы и отдельные денежные успехи. Но никто не построил компанию, которую можно продать. (По сообщениям газеты «КоммерсантЪ», единственной крупной сделкой на рынке кинопродюсерских компаний считается продажа в 2005 году контрольного пакета компании «Централ Партнершип» холдингу «Проф-медиа»: по оценкам участников рынка, цена приобретения могла составить $50-55 млн. Так же в 2007 году компания Sony Pictures Television Russia приобрела 51% кинокомпании «Леан-М», хотя до этого сообщалось о намерениях голливудского мейджера купить долю в другой компании - «Амедиа». - Авт.).

- А талантливые и известные/удачливые иногда бывают в одном лице?

- Есть такие, и вы их знаете. А также догадываетесь о тех, кто чужими руками карьеру делал и делает. Очень уж их привлекает слово «продюсер».

- Каковы ваши прогнозы общего состояния рынка на ближайшие несколько лет? Чем грозит российской индустрии кризис, и что делать, чтобы минимизировать потери или, возможно, найти новые возможности?

- Прогнозы - это отдельная тема, требующая много времени и места. Вариантов много. Ясно только, что пришло горькое похмелье и будет еще отрезвление. Кризис ничем не грозит. Он в кино начался гораздо раньше, года три назад. При бездарной госполитике в области кино и мощнейшем конкурентном давлении со стороны Голливуда. Нужно трезво смотреть на себя в зеркало и понимать свои возможности при таком маленьком рынке, как наш. Тем более что продуманная и взвешенная стратегия американских компаний по захвату нашего рынка успешно реализована. Дальнейшее развитие этой темы не хочу: слишком скучно. Не нужно ничего делать, а просто заняться тем, что лучше получается. Новые возможности будут использовать новые люди. Надеюсь, они появятся.

Справка

Сергей Члиянц родился 8 декабря 1961 г. в Одессе. Закончил Одесский инженерно-строительный институт. В 1995-1997 гг. - первый заместитель директора и генеральный продюсер к/с им. Горького. В 1996-1997 гг. - сопродюсер проекта «малобюджетного кино». В 1997-1999 гг. - генеральный директор ЗАО «Продюсерская группа «Союзкино»». С 2001 г. - генеральный продюсер кинокомпании «Пигмалион Продакшн». С 2008 г. - учредитель компании «Нью Синема Студия» (включающая в себя «Нью Синема Маркетинг» и «Нью Синема Дистрибьюшн»).

В 2008 году Сергей Члиянц был приглашен в крупную российскую кинокомпанию «Всемирные русские студии» (RWS), которая входит в диверсифицированный холдинг АФК «Система», возглавить новое для компании направление кинодистрибуции.

В конце января 2009 г. стало известно, что RWS ведет переговоры с Сергеем Члиянцем о создании на базе кинопрокатного подразделения RWS совместного предприятия, куда войдут активы компаний Сергея Члиянца - компании фактически объединяют свои активы.

Избранная фильмография:

Режиссер, сценарист

1992 - «По прямой»

Продюсер

1995-1997 «Программа малобюджетного кино», сопродюсер

1997 «Мама, не горюй», продюсер, совместно с С. Сельяновым

1999 «Небо в алмазах», продюсер совм. с С. Бурнстайном, О. Ботоговым, Р. Фоминой

2001 «Даун хаус», сопродюсер

2001 «Смеситель», продюсер

2002 «Кармен», продюсер

2003 «Похитители книг», продюсер

2003 «Бумер», продюсер

2004 «Настройщик» (Россия/Украина), продюсер

2005 «Бумер. Фильм второй», продюсер совм. с С. Сельяновым

2006 «Живой», генеральный продюсер

Киностудии «Пигмалион Продакшн» была основана Сергеем Члиянцем в 2001 г. Компания ориентируется на фильмы, сочетающие в себе черты авторского кино с очевидным зрительским потенциалом. В портфолио киностудии такие известные фильмы, как «Настройщик» (2004), «Бумер. Фильм второй» (2005), Живой (2006).

В 2007 г. С. Члиянцем было создано агентство «Нью Синема Маркетинг», в задачи которого входит продвижение фильмов на российский рынок и оптимизация затрат на рекламу. Среди проектов «Нью Синема Маркетинг» - романтическая комедия «Догнать брюнетку», картина «Сага о Хантах», «Ассы-2» и др.

ЗАО «Всемирные русские студии» (RWS), основанное в 1998 году, является одной из крупнейших компаний на рынке российского кино- и телепроизводства, предоставляющих полный спектр услуг полного цикла по производству кино- и телепродукции. В активе компании - более пятисот часов программной продукции как собственного производства, так и созданной совместно с зарубежными производителями аудиовизуального контента. RWS на 51% принадлежит АФК «Система», остальной пакет делят Юрий Сапронов и гендиректор «Системы массмедиа» Андрей Смирнов. RWS включает продюсерский центр, студию из семи павильонов в Москве, студию «RWS-киностудия «Санкт-Петербург»». Оборот в 2008 году, по собственным данным, - $100 млн.

ОАО «Система массмедиа» - крупный участник мультимедийного рынка России, владеет и управляет медиаактивами АФК «Система». «Система масс-медиа» является разработчиком, агрегатором и дистрибутором контента на всех платформах, включая кабельные сети, мобильное телевидение и интернет. «Система масс-медиа» распространяет в России и за рубежом пять каналов собственного производства: «Ретро ТВ», «Здоровое ТВ», «Охота и рыбалка», «Драйв» и «Усадьба ТВ». В 2008 году было произведено более 170 часов контента, включая художественные и телевизионные фильмы и телесериалы.

Источник: Телекритика.ua