Вы здесь

Когда в Беларуси появятся свои классные сериалы и боевики

Когда в Беларуси появятся свои классные сериалы и боевики

Лукашенко попытался разобраться, что происходит с белорусским кино. Совещание затянулось на четыре с половиной часа. По киношным меркам, на добрых четыре серии проблем хватило.

А что на выходе? Будет ли хеппи-энд у нашего кино? Об этом буквально через час после совещания я поговорила с двумя его участниками -режиссерами и продюсерами Александром Франскевичем и Владимиром Янковским. Замечу, давно не видела их такими воодушевленными, какими они вернулись со встречи с президентом.

Киноиндустрия как голодный механизм

Франскевич: - Мы шли на это совещание с надеждой, что будем услышаны. Мне понравилось, что президент оценил ситуацию очень грамотно. Были даны установки создать при Министерстве культуры независимый продюсерский совет, который подробно разберет ситуацию, сложившуюся в нашем кинематографе, и уже к новому году составит бизнес план с подробной схемой кинопроизводства.

- А ее, этой схемы, не было? Как-то же кино снималось до сих пор…

Франскевич: - Как-то и снималось. Сценаристы приносили на «Беларусьфильм» свои сценарии, директор киностудии отдавал их редакторам, потом на обсуждение худсовету. Эти люди читали сценарии и на уровне «нравится - не нравится» давали свои заключение. Самое интересно то, что никто из них в дальнейшем после утвержденного ими сценария за судьбу фильма не нес німатериальной, ни моральной ответственности.

Янковский: - Великая империя Советский Союз рухнул 20 лет назад. А с ней ушли все экономические и социальные связи. Нет больше системы кинопроизводства, когда страна создавала за государственные деньги 350 фильмов в год. Жизнь перешла в капиталистическую систему отношений во всех сферах. Во всех, кроме киноиндустрии! Она как висела на шее государства, так и продолжает висеть. Она,как некий голодный организм,высасывает деньги из государства и ни копейки не возвращает на протяжение20 лет.

- «Вам не кажется, когда смотрите ТВ, что мы находимся не в Беларуси, а в России?»

Франскевич: - Надеемся, что кинопроизводством в Беларуси будут заниматься независимые продюсерские компании. И что мы получим возможность обращаться с кинопроектами в Министерство культуры и департамент кинематографии за государственной финансовой поддержкой без посредничества «Беларусьфильма». Тогда «Беларусьфильм» будет являться технической производственной базой, чем он и должен быть.

Янковский: - Например, в России «Мосфильм» существует как огромная техническая база, на которой производят фильмы десятки частных продюсерских студий.

- Так «Беларусьфильм» тоже это делает - посмотрите, сколько московских режиссеров здесь снимает!

Янковский: - Мы же говорим о национальном кино, а не о совместных проектах. То, что я вижу сегодня на телевизионных экранах в Беларуси, - полное отсутствие телевизионного белорусского продукта, за исключением новостей и шоу. Чисто финансово телеканалам выгоднее покупать какие-то чужие сериалы. Но это пагубная практика. Так мы просто захлебнемся, у нас никогда не будет своего продукта.

Франскевич: - Вот у вас не складывается ощущение, когда смотрите ТВ, что мы находимся не в Беларуси, а в России? Сплошные российские сериалы про россиян. О том, что они думают, как живут, о чем мечтают и т.д. А белорусские зрители, как инопланетяне, внимательно следят за их криминальными разборками… А у белорусов тоже есть семьи, дети и своя белорусская жизнь с ее трудностями и радостями, свой менталитет, в конце концов.

Из 100 тысяч 40 уходит на налоги

- То есть теперь появятся белорусские сериалы. И вы считаете, это будет интересно?

Янковский: - Безусловно, у нас много талантливых сценаристов. Сейчас у меня есть несколько телевизионных национальных сценариев, которые готовы купить российские каналы, если мы произведем их качественно.

Франскевич: - У меня был удачный опыт работы над белорусским сериалом. Я сделал три года назад по заказу Белтелерадиокомпании фильм «Майор Ветров». Он успешно прошел и в Беларуси, и в России, принес прибыль. Потом мы сделали совместный с российской компанией «Централ Партнершип» проект «В июне 41-го», и он тоже оказался успешным. За него я, кстати, получил одну из главных наград на фестивале «Лiстапад» - приз президента Республики Беларусь

- Вот, не все так плохо.

Янковский: - Да, на первый взгляд не так все плохо. Только я работаю для России, а работал бы с удовольствием для Беларуси. Я пытался делать в 2001 году «Анастасию Слуцкую», был режиссером-постановщиком, прошел шесть бредовых худсоветов, мне дали оклад в 100 долларов, но я и на это согласился. Тогда миллион долларов пришел на «Беларусьфильм», данный на этот фильм президентом. А уже через несколько дней от него осталось 600 тысяч. Остальное ушло на зарплату сотрудникам, на оплату коммунальных услуг, на долги киностудии… И это еще без уплаты налогов, которые для кино у нас безумные. Из выделенных 100 тысяч 40 тысяч уходит на налоги. То есть государство само дает и само же забирает. Это абсурд. Но теперь есть надежда, что налоговая система изменится.

Белорусское кино продают московские звезды

- Если актеры российские, то это национальное кино?

Янковский: - Невозможно делать сегодня белорусское кино без российских актеров, потому что это гарант продаж. Если я делаю в Беларуси конфеты, почему я не могу в России заказать красивую обертку? Конфеты от этого не станут российскими.

Франскевич: - А вообще, какая разница, из какой страны актер или режиссер? Важно, чтобы этот фильм был белорусского производства и принадлежал Беларуси. Посмотрите, кто снимает в США? Французы, итальянцы, китайцы, испанцы… А фильмы выходят американские.

На чем стоит кино? На продюсерах и кинорежиссерах. А их в Беларуси не так уж много. Кадровый вопрос очень серьезный. Надо посылать людей в продюсерские школы, обучать режиссеров, операторов. А пока научаться, надо пользоваться услугами тех, кто готов снимать белорусское кино.

Из досье «кп»

Владимир ЯНКОВСКИЙ - белорусский актер, режиссер, продюсер. Закончил Белорусскую академию искусств. Снял более 600 музыкальных и рекламных роликов. Был продюсером и режиссером телефильмов «Идеальная жена»,«Семин», «Месть». В 1995 году организовал собственную кинокомпанию «Ирреал Пикчерз».

Александр ФРАНСКЕВИЧ-ЛАЙЕ - российский актер, режиссер, сценарист, продюсер. Закончил ГИТИС. Учился режиссуре в Польской академии кино и телевидения, закончил аспирантуру немецкой киноакадемии в Кельне. В 2001 году вернулся в Москву, снял сериалы «Криминальная Россия», «Слепой-2», «Майор Ветров», «В июне 41-го», «Семин»,«Смертельная схватка», «Месть». Продюсер российской продюсерской компании «Патриот» и белорусской кинокомпании «БелПатриот».

Цитаты в тему

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

О состоянии кинематографа

«За последние три года в эту сферу направлено почти Br 60 млрд., однако прорыва в создании качественного национального кино так и не произошло. Доходы от продажи фильмов составили лишь чуть более 8% затраченных средств».

«Фильмы белорусского производства находятся на периферии зрительского интереса. Для их посещения зрителей приходиться «организовывать». Сборы от продажи билетов не покрывают даже расходы на приобретение и рекламу».

О молодых талантах

«Их сценариями (молодых режиссеров. - Ред.) мне также пришлось, к сожалению, заниматься. При «Беларусьфильме» была создана молодежная студия. По прошествии времени я имею все основания задать вопрос: где же результаты?»

О господдержке

«Дорогие мои, я вас люблю и уважаю, но деньги народные тратить без гарантии не могу, не имею права. Бездумная трата денег, уважаемые мои, это поддержка неталантливых людей».

«Этому важнейшему из всех искусств мы будем помогать, финансирование будет увеличиваться. Но деньги будут направляться только на новое, окупаемое. (…) Для меня не важно - это будут наши телевизионные каналы в качестве заказчиков, это будут частные компании или же наша знаменитая компания, которая, извините меня, как хромая кобыла, сегодня болтается на поле искусств».

О финансировании

«Вопрос не в том, что государство не помогает или я не хочу. Вопрос в вас! Вы - сценаристы, режиссеры, актеры и другие категории: операторы, художники-постановщики и так далее. Вы соберите и создайте хоть один мощный фильм, который будет стоить миллиарды. И я вам заплачу. Не важно, где я возьму деньги. Но вы его сделайте!»

О реконструкции «Беларусьфильма»

«Была масса обещаний, меня уговорили пойти на колоссальные льготы инвестору, а студия по-прежнему ветшает и превращается в руины».

О национальных фильмах

«Нельзя девальвировать это понятие. Кинолента на сюжет из отечественной истории, где актеры говорят по-белорусски - это еще не национальный фильм».

«Сделайте хороший фильм, чтобы там душа народа сквозила, как вы говорите, на сцене или с экрана. Чтобы люди смотрели и радовались. А как белорусы умеют радоваться успехам, мы это знаем. Вот выиграли у сборной Франции, не важно, как выиграли, такая радость была, так довольны! Победила девчушка на «Славянском базаре» или, дай Бог, на «Евровидении» - и она у нас национальная героиня. Мы ей дипломы, звания и большие деньги. Сделайте! (…) Заработайте деньги. Или, наверное, они вам не очень нужны. За исключением студентов, которые здесь присутствуют».

(Александр Лукашенко на встрече с деятелями культуры по вопросу развития кинематографии, 9 сентября 2010 года.)

Источник: kp.by

Groups audience: