Вы здесь

Александр Роднянский: «Я не занимаюсь кинодистрибьюцией»

Александр Роднянский: «Я не занимаюсь кинодистрибьюцией»

Весной 2010 года в новостях появилась информация о том, что компания «Кино без границ» обрела нового партнера в лице Александра Роднянского. И уже в начале осени обновленная КБГ выпускает в широкий российский прокат один из самых масштабных и амбициозных документальных проектов последних лет — фильм Жака Перрена и Жака Клюзо «Океаны».

Если даже имена этих авторов вам не очень знакомы, то вы наверняка видели фильмы «Птицы», «Микрокосмос» или «Императорский марш» Как и в предыдущих работах Перрена и Клюзо, многолетним съемкам «Океанов» предшествовала многолетняя подготовка. Как и на прошлых проектах, Перрен и Клюзо изобретали новые способы съемок, поэтому, можете не сомневаться, зрелище нас ждет грандиозное, только теперь не в воздухе, а в воде. За месяц до российской премьеры КиноПоиску удалось урвать несколько свободных минут у самого Александра Роднянского и расспросить его о проекте.

Александр, вы вместе с «Кино без границ» выпускаете в широкий прокат фильм, в котором нет ни модного 3D, ни сложных дорогих компьютерных спецэффектов, в нем не снимаются голливудские звезды, никто не путешествует во времени, по параллельным вселенным или миру грез… Что может сделать этот фильм успешным, в том числе на российском рынке?

Все это правда. «Океаны» — это не модное сегодня 3D, не популярная фантастика, не фэнтези, не сай-фай. Но это кино, которое отвечает запросам современной аудитории, потому что оно про захватывающую параллельную реальность, которую никто из нас с вами никогда в жизни не видел. Особенно в том виде, в котором она показана в фильме Перрена и Клюзо. «Океаны» — результат пяти лет работы одного из самых талантливых документальных авторов с весьма причудливой биографией. В документальном кино были и есть бывшие ученые, исследователи, режиссеры игрового кино, встречаются люди, пришедшие из далеких от кино профессий, но я никогда не слышал об артистах. А Жак Перрен — известный актер, и если кто-то из зрителей не помнит его фамилии, то непременно узнает в лицо, как только увидит его в кадре. Жак Перрен — один из самых блестящих актеров французского кино, обладатель Кубка Вольпи — это награда за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале. При этом он создатель уникального вида кинематографа на стыке документального и художественного — зрелища удивительно красивого, сильного, эмоционального. Перрен, кажется, так и называет свои фильмы — фильмы-зрелища. Если же говорить об «Океанах», то представьте, что может получиться у группы лучших операторов, в том числе подводных, которые на протяжении пяти лет снимали фильм в самых укромных уголках планеты!

«Птицы» смотрелись хорошо…

Я вот смотрел недавно этот фильм второй раз в компании нескольких в техническом плане чрезвычайно компетентных коллег, и мы потом долго обсуждали, как это снято. Так вот они так и не смогли понять, как авторам «Океанов» удалось снять несколько сцен. То есть мы реально спорили и так и не пришли к окончательным выводам. В фильме есть удивительные кадры, и это не спецэффекты, не компьютерная графика, а просто документальная съемка. Но выглядит как мегаблокбастер. Шторм, корабль швыряет из стороны в сторону, он абсолютно вертикально съезжает с огромной волны. При этом камера находится не вверху, на вертолете, а сбоку, ниже волны, в непосредственной близости. И она абсолютно неподвижна! Снято не репортажно, не как документальное кино, а постановочно — категорически непонятно, как им удалось этого добиться. Лучшие операторы мира сняли феерически сильное зрелище, которое в себя вобрало любимые зрителями жанры: комедию (потому что есть очень смешные сценки отношений между персонажами, и иначе как персонажами рыб и прочих жителей океана не назовешь), хоррор (временами очень страшно). Фильм нечеловечески красив, причем, не отдельными кадрами, а сценами и эпизодами. Например, начало фильма — охота дельфинов и альбатросов на каких-то мелких рыбок. В параллельном монтаже на протяжении минут так десяти под точную музыку они все буквально танцуют. Это один из самых впечатляющих эпизодов в мировом документальном кино, я просто убежден!

Не могу понять, как операторам удалось снять с расстояния не более полутора метров поразительные кадры огромной касатки длиной так метров восемь.

Одним словом, эта картина сама по себе является настолько уникальным событием, настолько выделяется из всего того, что принято называть кинематографическим процессом, так исключительна по сравнению со всем, что выходит в кинотеатрах даже в 3D, даже со спецэффектами, что я уверен в ее большом зрительском потенциале. И главное — то удовольствие, которое получат зрители.

Не боитесь, что из-за документальности проект может не добрать своей аудитории?

Если не будет проблем с расписыванием картины по кинотеатрам, то убежден, что доберет. Потому что фильм из разряда must see. То есть его непременно нужно увидеть. Это то кино, которое нужно посмотреть и взрослым, и детям — и обязательно на большом экране. И, в конце концов, это же не нудный образовательный фильм -— это полноценное художественное произведение и, как ни крути, развлекательное.

Структурно картина построена как диалог десятилетнего мальчишки с взрослым. Мальчик в самом начале выбегает на берег океана и смотрит на расстилающуюся перед ним даль. Завораживает с самого начала. И обычная для Перрена дидактическая интонация по поводу уникальности Земли и необходимости сохранения всего живого на ней совсем не раздражает. Авторы заставляют задуматься об ответственности человека, живущего ничтожно маленький отрезок по отношению к истории Земли и ее обитателей, о том, что было до тебя, и кто живет рядом с тобой…

У зрителя уже сложились отношения с такого рода кинематографом — фильмы того же Перрена «Птицы» или «Императорский марш» (о пингвинах) хорошо себя зарекомендовали и пользовались популярностью. Так что, думаю, к «Океанам» интерес окажется таким же высоким. Это кино рассчитано, знаете, на такую медитативную систему восприятия. Так мы обычно воспринимаем музыку, а «Океаны» — своеобразная музыка для глаз. Причем это не обычный набор красивых картинок — фильм сделан необыкновенно сильно драматургически, и это тебя, как зрителя, эмоционально включает и превращает в соучастника событий.

Есть много зрителей, в принципе лишенных интереса к жизни животных. Меня, например, это вообще никогда не интересовало, я не могу похвастаться тем, что смотрел много таких фильмов. Но этот фильм не о жизни животных — он много шире! Перрен снимает вроде бы морских животных, но на самом деле эмоционально рассказывает о самых главных вещах: о жизни, об отношениях с миром, о подлинных ценностях. И ты попадаешь на волну, которая тебя выводит в совершенно особое состояние.

Фильм был куплен на стадии производства, что довольно рискованно. Почему вы были уверены, что в этот фильм стоит вложиться?

Это профессиональная экспертиза Сэма Клебанова. Это клебановский нюх, его чувство кино. Собственно, этим и отличаются хорошие дистрибьюторы от не очень хороших — своим отношением к кинематографу. Ведь дистрибьюция — с одной стороны, абсолютно прагматичный бизнес, система розничных услуг, а с другой — он очень специфичен, требует понимания психологических потребностей аудитории. Потребностей, еще даже не высказанных, не сформулированных и никак не проявленных. До того как картина выйдет на экраны, зритель, скорее всего, и сам не подозревает о том, что она его может заинтересовать и взволновать. Ну кто мог сказать, основываясь на сценарии, что фильм «Начало» окажется столь коммерчески успешным и в США, и в Европе, и даже в России? Только понимание кино, знание возможностей того или иного автора и ощущение постоянно меняющейся психологии зрителей и дает возможность независимому дистрибьютору добиться успеха.

Что касается фильма «Океаны», то пока рано говорить, было ли это правильное решение. Мы же говорим до выхода фильма на экраны, а не после, но я абсолютно уверен, что это было очень точное и тонкое решение Клебанова. Кроме того, есть фильмы регулярного проката, и есть фильмы-события. «Океаны» — как раз именно такой фильм, из последнего разряда.

Судя по вашим словам, вы очень доверяете вкусу Сэма Клебанова. А много ли изменится в КБГ с вашим приходом?

Я с самого начала сказал, что не занимаюсь кинодистрибьюцией. Сэм Клебанов понимает в этом гораздо больше меня, и я, конечно же, ему доверяю. Однако мои возможности, связанные с интеграцией в кинопроизводство и телевидение, мои контакты, которыми я обладаю в киноиндустрии, — как российские, так и зарубежные — окажутся полезны и синергетичны для компании.

Кроме того, финансовые проблемы в течение последних нескольких лет несколько притормозили в целом довольно успешное развитие компании, но мы эти проблемы разрешили. Одним словом, «Кино без границ» — лидер артхаусной дистрибьюции в течение последних 15 лет, им и будет оставаться. Другое дело, что с новыми финансовыми возможностями — и Сэм только поддерживает эту стратегию — мы планируем более широкий прокат нескольких фильмов в год. То есть, помимо двух десятков важных авторских фильмов для ограниченной аудитории, мы решили прокатывать более масштабно четыре-пять фильмов в год. Это, конечно же, фильмы авторские, но сделанные уже на границе если не с коммерческим кинематографом, то уж точно со зрительским. То есть претендующие на статус событийных. Именно это и объясняет появление в пакете «Кино без границ» знаменитого «Дон Кихота» Терри Гиллиама — картины, которая была куплена на стадии досъемок и, надеемся, будет завершена. Режиссер мечтал снять этот фильм много лет и даже сделал прозвучавший документальный фильм о сложностях его производства. Будет и чрезвычайно любопытная история — я сам в свое время пытался в ней разобраться — о любовном треугольнике Зигмунда Фрейда, его не менее великого ученика Юнга и молодой девушки-психоаналитика из России Сабины Шпильрайн. В фильме будут играть Майкл Фассбендер, Вигго Мортенсен и Кира Найтли. Кира Найтли в роли Сабины Шпильрайн — на это стоит посмотреть. Картина с большим потенциалом. Не тысяча копий, разумеется, но, несомненно, рассчитана на широкий зрительский интерес.

Вот такого рода картины могут примерно четыре-пять раз в год появляться в рамках репертуарного предложения «Кино без границ».

Кроме того, мы заявили о создании платного телеканала «Кино без границ». Это, на мой взгляд, очень естественный и логичный шаг в развитии компании. В силу того, что, помимо блестящей библиотеки «Кино без границ», насчитывающей около 800 наименований, хорошо известных ценителям интеллектуального и авторского кино, я приобрел еще несколько библиотек, включая библиотеку «Настроения».

Этот канал не для тех, кто к кино относится с профессиональным интересом, не для тех, кто о кино много читает, знает и понимает, а просто для зрителей, которые хотят, чтобы в их кинематографическом меню появлялся не только фастфуд, но время от времени и haute cuisine.

Мне кажется, таких людей не так мало.

Источник: Кинопоиск

Groups audience: