Вы здесь

Виртуальный учебник "Режиссура экранных форм" / Часть 6-7

Итак, анимация.

По-русски - мультики. Третья из основных ветвей кинематографа. Некоторые аниматоры считают, что любое кино - это частные случаи анимации. Конечно, это лишь эффектное преувеличение, но доля истины в этой формуле есть.

Во всяком случае, я завидую аниматорам, что они не зависят от погоды, им не нужно волноваться, что герой начнет говорить какие-нибудь глупости, и вы будете потом недоумевать, как это все монтировать. Аниматоры иногда кажутся самыми свободными из кинохудожников, но… Анимация самое дорогое из экранных удовольствий.

Между прочим, анимация - единственный вид кино, который можно делать без кинокамеры! Если вы никогда не видели экспериментальные работы канадского режиссера Нормана МакЛарена, то многое потеряли. Он делал фильмы, нанося изображение вручную прямо на пленку. Это сложнейшая работа. Минута-две изображения - это иногда несколько лет работы. Режиссеры этой волны работали и в России в первой половине XX века. Даже оптическую фонограмму царапали вручную. Аниматоры, вообще, трудоголики, но бескамерная анимация - даже на общем фоне - исключительное дело.

Слово «мультипликация» происходит от латинского multiplicatio - умножение. Но мне все же больше по душе термин анимация, потому что animation значит одушевление. Видите, как полезно иногда знать происхождение казалось бы абстрактных терминов.

Анимация имеет огромный потенциал выразительных средств. Она может быть рисованной - графической, теневой (силуэтной), основанной на перекладках и плоских марионетках, включая вырезки, аппликации, объемной - кукольной, барельефной, пластилиновой. Есть потрясающие техники, например образы, создаются масляной живописью прямо на мультстанке, мазок за мазком непосредственно под аппаратом.

Есть знаменитый «игольчатый экран», тоже русское изобретение - гениального режиссера и художника Александра Алексеева (1901 – 1981) . Стержни игольчатого экрана выдвигаются и освещаются по-разному, что создает неповторимый изобразительный эффект.

«Игольчатый экран» - техническое изобретение, разработанное Алексеевым совместно со своей помощницей (в последствии - второй женой) Клер Паркер в 1931 году. Принцип действия «игольчатого экрана» построен на неравномерном выдвижении иголок на экранной поверхности. Нужное изображение выдавливается специальными валиками на экране. Чем больше выдвинуты иглы, тем длиннее образуемые ими тени. Неровная фактура экрана, освещенного подвижным боковым светом, создает богатую светотень и дает необыкновенные графические возможности и световую гамму, включающую все оттенки черного и белого цветов. Первый экран состоял из 500 тысяч иголок. На нем были сделаны все «программные» фильмы Алексеева - «Ночь на Лысой горе» (1933), «Нос» (1963), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980). Другая веха - фильм» «Мимоходом», снят в 1943 году в Канаде на втором игольчатом экране, состоящем из 1 млн. иголок.

Все гениальное просто. «Игольчатый экран» - задумка, на удивление, простая: вертикальная плоскость и тысячи свободно ходящих в ней дешевых иголок, скупаемых по всему Парижу женой и дочерью, - так и остался бы забавой, если бы воображение художника не воплотило на нем своих причудливых фантазий о человеческой жизни, неповторимости и изменчивости ее мгновений. Александр Алексеев говорит: » Надо было изобрести такую мультипликационную технику, чтобы я смог в полном одиночестве делать фильмы, передающие полутона, дымку и нечеткие, переливающиеся формы».

К сожалению, телевидение, замусоренное третьесортными поточными мультфильмами, в которых вся анимация, то есть эффект «жизни» персонажей, сделаны на компьютере, не показывает фильмы, снятые в перечисленных уникальных технологиях.
Сам принцип анимации был найден задолго до изобретения братьев Люмьер. Одним французским инженером было создано приспособление - праксиноскоп. Оно воспроизводило движущиеся изображения на экране при помощи вращающегося диска или ленты с рисунками, системы зеркал и волшебного фонаря.

Оригинал поста