Кино разделяется на три большие ветви:
- игровое кино;
- документалистика;
- анимация.
Мне не очень нравится термин “художественное кино”, который часто используется для разделения видов кинематографа. Почему? Я знаю множество примеров, когда документальные фильмы являют собою первоклассные образцы художественного творчества. Фильмы Роберта Флаэрти, Йориса Ивенса (вам что-нибудь говорят эти имена?), картина Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм”.
Игровое кино явный фаворит в мире экрана. Так сложилось. Там большие, просто сумасшедшие деньги, там мегазвезды. Ну и Бог с ними. Пусть веселятся. Когда-то, когда я учился, один из наших профессоров Кшиштоф Занусси, на первой же лекции заявил вполне безапелляционно: “Документального кино не существует”. Что он имел в виду? Лишь то, что его не показывают в кинотеатрах, за исключением специальных фестивалей документалистов. Значит, расходы на документальное кино может вернуть лишь телевидение.
Пусть вас не смущает, что я много говорю о деньгах, самому противно, но наши режиссеры сегодня только о них и думают. И не наши тоже. Где взять такую кучу резаных бумажек с цифрами, чтобы “дотащить” свое произведение до конца. Не думать об этом может, разве что, Никита Михалков. Впрочем, и он тоже об этом думает.
Оставим пока игровое кино и поговорим о документалистике. Когда мы будем говорить о телевидении, мы тоже все время будем иметь в виду принципы документалистики, так как они едины, и для большого, и для малого экранов, и для кинопленки, и для видеоносителей.
Документальное кино фиксирует подлинные события. Это великое его свойство, и оно связывает его с феноменом средств массовой информации.
Автор игрового фильма может вносить в сценарий изменения, подчиняя действие и характеры персонажей своей воле. Режиссер документального кино этой возможности лишен, ибо его сценарий “пишет” жизнь, и он вынужден искать более сложные способы влияния на драматургию, которую диктует действительность.
Документальное, или, как иногда говорят, неигровое кино, правдивее, честнее, лучше игрового, а самые хорошие игровые картины похожи на документальные. Посмотрите ранние картины Киры Муратовой, Отара Иоселиани, Алексея Германа, Милоша Формана, Иштвана Сабо. Вы увидите этот странный феномен, когда игровая стихия как бы исчезает.
Кино возникло как документальное. Его изобретатели братья Люмьер снимали незатейливые сцены из жизни: прибытие поезда и люди падали в обморок, им казалось, что поезд сейчас наедет на них, смотрели сценку “политый поливальщик” и хохотали до упаду. Впрочем, с “поливальщиком” уже не так все просто. Мне иногда кажется, что это сыгранная сцена.
Мы много раз будем обнаруживать зыбкость границы между двумя ветвями кино: игровой и неигровой.Уже лет двадцать документальное кино не показывается в кинотеатрах, но исключительно на телевидении. По этой причине в документалистике значительно чаще используется видео, нежели кинопленка. Но, повторяю, характер творчества режиссера-документалиста мало зависит от технологии. Конечно, кинопленка выразительнее, киноизображение более эстетично. Зато процесс киносъемки сложнее. Кроме того, пленка требует химической обработки. Все это усложняет и удорожает работу документалиста, если он использует кино.
В 80-е годы Вим Вендерс отчаянно экспериментировал с видео, причем с любительским, включая его в ткань кино. Сегодня Ларс фон Триер использует видео для съемки того, что буде потом показано в кинотеатрах. Все смешалось.
Мне приходилось слышать жалобы от режиссеров-документалистов, привыкших работать на кинопленке, что видео-де лишает их творческого полета и вдохновения. Отношусь к этим разговорам иронически. Я сделал 5 фильмов на кинопленке 35 мм, и более 30 с помощью видео. Если бы не было видео и телевидения я был бы в бесконечном изматывающем простое, как многие мои товарищи по цеху.
Кроме того, хранение материалов, которое ранее было проблемой, и кинопленка была надежнее в этом смысле, теперь решена изобретением цифровых носителей. Изображение и звук вообще можно хранить на жестких дисках.
Еще одно обстоятельство. В последнее время много говорят о формате HDTV. Это так называемое “телевидение высокой четкости”, качество изображение которого, не уступает кинопленке. Пока что производство фильмов в этом формате дороже, чем на пленке. Как только его использование станет массовым, кино окончательно перейдет в разряд музейных вещей. Впрочем, посмотрите на историю музыки: изобретение электромузыкальных инструментов вовсе не привело к исчезновению классики, акустического звучания, оно лишь окончательно перевело классику в некую элитарную эстетическую нишу. Быть может так же будет и с кино. Поживем, увидим.
То говорим о деньгах, то о технологиях. Когда же будем говорить о режиссуре? В том то и дело, что это на 90% и есть режиссура. Если бы я лучше знал экранные технологии, когда делал свои первые фильмы на пленке 35 мм, но не сделал бы некоторых режиссерских ошибок.
В следующем посте – об анимации.
Продолжение следует.
—