Вы здесь

Виртуальный учебник "Режиссура экранных форм" / Часть 11

Фильмы могут быть сняты на разных носителях: на кинопленке (35, 16, даже 8 мм), или на видео, разных форматов, аналоговых или цифровых. Об этом мы с вами будем говорить отдельно. Это может быть важно, потому что стилистика фильма во многом зависит от носителя.

Фильмы могут быть игровыми, документальными, научно-популярными, анимационными. Об этом мы уже говорили, когда определяли основные экранные формы.

Кроме того, фильмам присуща жанровая природа, т.е. набор неких стилистических, сюжетных, или иных формальных признаков, характерных для того или иного вида искусства.

Перечислим некоторые наиболее широко используемые жанры в игровом кино:

  • драма;
  • комедия;
  • исторический (костюмные) фильмы;
  • приключения;
  • боевики (по-английски «action»);
  • детективы;
  • триллеры (это некая разновидность драм, но их, почему-то выделяют);
  • фантастические фильмы
  • музыкальные фильмы.

Большинство перечисленных жанров относятся к явлениям массовой культуры, увы. Если я забыл какой-то из жанров, буду благодарен тем, кто дополнит список.

Есть художественные явления, которые очень трудно вписать в эту жанровую схему: украинское поэтическое кино (Довженко и его последователи, грузинское кино 60-70 гг.). Но это искусство, или как сейчас говорят art-house.

Сложнее определять жанровую принадлежность в документальном кино. И все же попробуем:

  • репортаж, рассказ о каком-то событии;
  • историко-биографические фильмы;
  • путешествия;
  • фильмы-портреты современников;
  • научное, научно-популярное кино;
  • учебное кино.

Впрочем, научное и учебное кино может включать в себя элементы игровой стихии. Но я предупреждал, что мы будем бродить в поле противоречивом.

Продолжение следует

Оригинал поста