Вы здесь
Крупный план в кино: учимся снимать и чувствовать. Часть 3
Итак, наш арсенал крупных планов укомплектован [см. Часть 2]. Пора вам, как и обещал, осваивать тайны съемки “видеопортрета”, которые пригодятся для домашних зарисовок.
Секрет 1. Это важно: крупный план снимается ИЗДАЛЕКА! Такой парадокс полностью оправдан, ведь у вас есть волшебный zoom! Иначе это правило называется “съемкой на длинном фокусе”. Почему нужно издалека? Потому что, во-первых, любой фон при наезде красиво “размоется”, станет мягким и объемным. Во-вторых, вы сохраните пропорции лица. А вот если подойдете, и будете снимать “глаза в глаза”, со штатным объективом (а бытовая оптика именно такая) лица ваших друзей поползут вширь, потеряют пропорции в большей или меньшей степени. Снимать с близкого расстояния редко, но можно: например, если вы хотите запечатлеть забавные рожи на празднике или наоборот, режиссируете “хенд-мейд-ужастик”. Но, в таком случае, не показывайте кадры друзьям, пока сами их не посмотрите. Цензура, знаете, иногда спасает отношения!
Секрет 2. При съемке крупного плана главное – зафиксироваться на нем и быстро с него не уходить. Не “разъезжаться”, не баловаться с zoom’ом. Взяли крупный план – подержите его как минимум 10 секунд, последите за эмоциями человека. Что бы он ни делал, не спешите менять крупность. Возможно, вы поймаете выражение лица, которое запомнится вам на всю жизнь!
Секрет 3. На крупных планах следите за композицией! Конечно, удобно держать лицо по центру кадра (из расчета глаза = центр). Но! Не всегда правильно! Попробуйте оставить чуть больше места – “воздуха” в той стороне, куда человек смотрит. Сместите человека к краю кадра, а по направлению взгляда оставьте пустоту или пейзаж. Например, если снимаете мужа в ¾ или в профиль. Кадр сразу обретет смысл, наполненность. Прием из разряда “наоборот”: когда хотят показать, что человек – в тупике, оставляют много “воздуха” позади его лица, чтобы взгляд упирался сразу в край кадра, как в стену.
Секрет 4. Если, например, ваш малыш задумался, советую сделать ме-е-е-е-едленный наезд с помощью zoom’а от интерьера комнаты на крупный план лица - и подержать (см. секрет 2). Так вы в одном кадре сделаете и т.н. “экспозицию места” (например, детской с разбросанными игрушками), и сосредоточитесь на эмоции героя. Объединение двух разных планов в одном длинном кадре сразу рождает более глубокий смысл: а может, посреди машинок и кубиков, карапуз впервые задумался о том, что станет водителем большой красной “пожарки” или будет строить дома? Поздравляю, девушки, вы освоили “внутрикадровый монтаж”! Идем дальше!
Секрет 5. Если человек что- то делает руками, например, ваша мама открывает коробочку с заветным подарком, уместно использовать панораму на крупный план: вы “подгадываете” по лицу, какой крупный план хотите взять, устанавливаете крупность и снимаете… руки! Несколько секунд – и потом плавно вверх, к лицу. И зафиксируйтесь! Снова внутрикадровый монтаж, но уже – с помощью приема панорамы, а не zoom’а! Подойдет, когда ребенок рисует или бабушка печет блины. Только старайтесь вести камеру от рук героя к лицу с очень маленькой амплитудой, как будто движетесь в желе.
Секрет 6. При съемке крупного плана постарайтесь закрепить руку. Потому что на длинном фокусе (т.е., на “наезде”/на zoom’е), камера в разы увеличивает чувствительность к тряске. Конечно, сейчас стабилизаторы даже в бытовой технике очень хороши. Но лучше все же на что – нибудь опереться. Тогда кадр будет даже без штатива производить впечатление “открыточного”, снятого твердой рукой профессионала.
Тренируйтесь. Снимайте своих родных и любимых! Попробуйте хоть ради забавы отработать каждый из секретов съемки дома, на детях, на родителях, - “на кошках”, в конце концов! Так вы запомните простые траектории и правила, и ваше хоум-видео будет становиться качественней день ото дня! Готовы?
Тогда… Свет, камера, мотор!
—