Вы здесь

Гуру американских сценаристов. Интервью с Сидом Филдом

Друзья, те из вас, кто изучал экономику, наверняка помнят закон убывающей предельной полезности. А именно: при постоянном потреблении определённого продукта, его предельная полезность начинает уменьшаться. Иначе говоря, начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся удовлетворение.

Если вы ещё не потеряли интерес, продираясь сквозь тяжеловесные словеса, объясню на пальцах. Человек за раз съедает один арбуз, который идёт ему на пользу, а вот полезность второго, третьего и всех последующих арбузов для этого человека будет снижаться. То же самое с моими интервью, которые представляются мне вроде тех арбузов. Уже было хотел завязать с этим делом, однако некоторые из читателей блога попросили не прекращать моих бесед.

Стало быть, продолжим данную тему до тех пор, пока её предельная полезность не сведётся к нулю. Сегодня на вопросы отвечает один из столпов современной американской кинодраматургии или, как его ещё называют, «гуру всех сценаристов», Сид Филд.

Сид Филд (Syd Field) - знаменитый теоретик сценарного мастерства, лектор, консультант, самый настоящий «сценарный гуру», автор многочисленных учебников по кинодраматургии, включая Screenplay: The Foundations of Screenwriting, впервые изданный в 1979 году.

Считается, что Филд был первым, кто заметил «срединную точку» (точку «невозврата») в структуре фильма. Да и вообще, как мне кажется, именно с этого преподавателя началось серьёзное изучение и развитие структуры сценария. (Сегер, Хейг, МакКи, Труби - все они пришли несколько позже). Чтобы проверить это утверждение, я открыл пару старых учебников других авторов - «Writing the Script» Уэлса Рута (1979) и «The Screenwriter’s Handbook» Констанции Нэш и Вирджинии Оуки (1978). В обоих пособиях структура сценария предельно проста. Нет ни срединной точки (midpoint), ни точек фокусировки (pinch 1 и pinch 2). То есть структура, представленная этими авторами, мало отличалась от той, которую предложил Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Поэтике».

Для наглядности приведу графическое изображении структуры сценария от Сида Филда. Сам автор называет её «парадигмой».

Если у вас нет возможности купить книгу Филда «Screenplay» на Амазоне или ebay, её можно найти на englishtips. (На русском языке это пособие можно скачать здесь).

Кстати говоря, когда я готовил интервью с Филдом, нашёл на его сайте «контрольные вопросы», которые гуру предлагает учитывать при написании сценария. Позволю себе перевести их на русский:

1 Убедитесь, что завязка вашей истории излагается на первых 10 страницах. Представлены ли здесь главные герои, задан ли основной драматический вопрос (предпосылка), показана ли драматическая ситуация и обстоятельства, окружающие главного героя?

2 Пересмотрите структуру сценария и убедитесь, что события представлены наиболее драматичным образом.

3 Ещё раз взгляните на диалоги. Не слишком ли они многословны? Не объясняют ли персонажи свои действия, чувства и сам сюжет через диалог? [То есть такого не должно быть].

4 Помните: драма - это конфликт. Убедитесь, что действие движется благодаря драматической потребности героя. Фильм - это манера поведения, поступок. Либо герой, совершая поступки, отвечает за действие, либо действие тащит героя. Выясните это.

5 И напоследок. Убедитесь, что сценарий написан в правильном формате. («Final Draft» - лучший выбор для сценариста). Исправьте орфографические ошибки, сосчитайте количество страниц; это вещь малая, но не маловажная.

На мой взгляд, рекомендации Филда неплохие, но немного пространные. Прежде чем мы узнаем, будут ли таковыми его ответы, приведу для сравнения контрольные вопросы другого «сценарного гуру», Майкла Хейга:

1 Какова цель каждого персонажа? Является ли она видимой? (То есть цель персонажа не просто успех, слава или любовь, а миллион долларов, кубок чемпиона или свадьба с любимым человеком).

2 На что готовы пойти персонажи ради достижения своей цели? Чем они готовы пожертвовать?

3 Что ужасает каждого персонажа на пути к цели? Что делает эту цель недостижимой?

4 Насколько активен главный герой? Являются ли его поступки локомотивом для сюжета или сюжет тащит героя?

5 Что ужасного произойдёт, если герой не достигнет своей цели?

Друзья, не поленитесь задать себе «контрольные вопросы» от Филда и Хейга. Надеюсь, они помогут вам сделать ваши сюжеты драматичнее и увлекательнее.

Ну, а теперь обещанное интервью. К сожалению, оно получилось коротким. Сид Филд сейчас путешествует по Индии, поэтому извиняется за то, что у него нет времени дать развёрнутые ответы.

Александр Волков: Господин Филд, скажите, в чём заключается основная задача сценариста?

Сид Филд: Основная задача - рассказать историю с помощью картинок. А также писать настолько увлекательно, чтобы читатель не мог оторваться от сценария.

The main goal of the screenwriter is to tell a story with pictures. I always say that a screenwriter’s goal is to keep the reader turning pages.

А.В.: Как человек с огромным опытом теоретической и практической работы, вы видите разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

С.Ф.: Безусловно, разница есть. Большинство начинающих сценаристов рассказывают истории с помощью диалога, а не картинок. Поэтому их сценарии - это «говорящая» фотография, а не история, рассказанная с помощью кинокадров.

Of course there’s a difference. Most aspiring screenwriters seem to tell their stories in dialogue, not pictures. So it becomes a talking picture, rather than a story told with pictures.

А.В.: А есть ли разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и голливудского сценариста первой величины? [Тут, признаюсь, я допустил ошибку. Филд был первым из всех моих американских собеседников, кто не понял вопроса, а я не стал его уточнять. Я имел в виду среднестатистического профессионального сценариста и сценариста первой величины, а Филд решил, что под словом «автор» подразумевается писатель].

С.Ф.: У многих писателей-романистов возникают трудности при написании сценария, потому что здесь нет такой возможности, как в книге, показать внутреннее состояние персонажа. Поскольку картинки или кинокадры всёгда что-то описывают или изображают, сценаристы должны найти способ рассказать историю без инструментов, которыми пользуются писатели. В конце концов - фильм это поступок, образ действий.

Many novelists have a difficult time with screenplays because there is no way to incorporate the internal state of the character. Since pictures describe something, we have to find ways to tell the story without using the novelists tools - film, after all, is behavior.

А.В.: Как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора, а затем, сделав ещё один шаг, стать голливудским сценаристом первой величины?

С.Ф.: Изучая инструменты визуального способа описания историй, а также изучая ремесло развития персонажей посредством слов, диалога, картинок или кадров.

Learning the tools of visual story telling - learning the craft of developing character through words, dialogue and pictures.

А.В.: Вы знакомы со многими голливудскими сценаристами первой величины. На ваш взгляд, что нужно, для того чтобы стать успешным автором: талант, профессиональное мастерство или везение?

С.Ф.: Упорство. Нужно писать, писать, ещё раз писать, смотреть фильмы и читать сценарии.

Persistence. Writing, writing, writing, seeing movies and reading screenplays.

А.В.: Если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы свою работу?

С.Ф.: Никогда. У меня были замечательные преподаватели и учителя. Я написал около 50 серий для телевидения, 12 фильмов, прочёл более 10 000 сценариев и путешествовал по всему миру, обучая профессионалов и новичков инструментам сценарного мастерства. Что может быть интереснее?

No. I had great teachers, mentors. So far I’ve written some 50 episodes of tv, 12 movies, read more than 10,000 screenplays and traveled around the world teaching professionals and aspiring writers the tools of writing a screenplay.

А.В.: Вы самый известный «сценарный гуру». Что сделало вас тем человеком, которым вы являетесь сегодня?

С.Ф.: Упорная работа, удача, решимость, настойчивость и замечательные учителя.

Hard work, luck, determination, persistence and great teachers.

А.В.: Сид, что бы вы порекомендовали российским сценаристам, которые хотят поработать в Голливуде?

Писать, писать, ещё раз писать, а затем писать ещё больше.

Write, write, write, then write some more.

Друзья, как вам ответы «гуру всех американских сценаристов»? Отметили для себя что-нибудь новенькое? Сравните ответы Филда с ответами Блейка Снайдера, Роба Тобина, Джона Ворхауса, Майкла Хейга, Линды Сегер и Александра Молчанова.

Признаюсь, я для себя ничего нового не нашёл. (Наверное, всё-таки сработал закон предельной полезности). Зато я обратил внимание на то, что многие из ответов Филда совпадают с мнением предыдущих авторов и «сценарных гуру». Всё чаще и чаще встречаются следующие слова и выражения: упорство, упорная работа, много читать, писать, ещё раз писать. Расхождение во взглядах выражается лишь в том, как авторы и «сценарные гуру» отвечают на первый вопрос.

А как бы вы на него ответили? В чём заключается ваша основная задача? Хотели бы вы «глаголом жечь сердца людей», «заставлять плакать и смеяться», или ваша цель более приземлённая?

Александр Волков, оригинал

Groups audience: