На второй день фестивальная программа уже была достаточно насыщена. Уже сутра начались показы кинофильмов по всем программам, от коркурсных премьер до ретроспектив и спецпоказов. Открывал конкурс новый фильм с Жераром Депардье в главной роли.
На конкурсный кинопоказ зрителям выдается листок с названием фильма и пятью оценками. По окончании сеанса каждый присутствующий может оценить фильм; таким образом проходит голосование за приз зрительских симпатий.
В кинотеатре – фестивальном центре, проходят преимущественно конкурсные фильмы, в кинотеатре на Одесской киностудии – ретроспективы и мастер-классы, в остальных трех – в основном, неконкурсное, но интересное кино.
На киностудии в этот день было многолюдно. Широко известный и разрекламированный голливудский актер Рутгер Хауэр обещал провести интересный мастер-класс для молодых кинематографистов, будущих актеров и режиссеров. И, конечно, участники киношколы были более чем заинтригованы. За 15 минут до начала в холле киностудии собралась такая толпа, что можно было утверждать: на мастер-классе будет аншлаг.
Нужно признать, что президент кинофестиваля Виктория Тигипко понимала, о чем говорит, когда предупреждала, что только дан старт фестивалю в Одессе, поэтому без казусов не обойтись. В этот день подтверждение этому можно было увидеть как раз здесь. Первую часть мастер-класса Рутгер решил провести в кафе киностудии, в которой, понятное дело, сто гостей не уместилось бы. Тем более в 30-градусную жару. Переехали на веранду, при этом заметив, что практический урок, первая часть семинара, рассчитан лишь на профессиональных актеров и кинематографистов, а для остальных предусмотрена лекция через полтора часа. Хотя заинтересованным разрешили смотреть со стороны.
Итак, в чем суть практического урока? Рутгер выбрал из студентов киношколы нескольких актеров, а также операторов в помощники, и затем объяснил, что сейчас в совершенно простой обстановке будет снимать короткометражку на встроенную в ноутбук камеру. Камера не заработала, и Рутгер спокойно достал из чемодана простую веб-камеру и прикрутил ее скотчем к компьютеру. Голландский режиссер советовал: “При съемке фильма отталкивайтесь не от того, чем вы не располагаете, а от того, что у вас есть”.
Затем предложил двум актерам сыграть двух наемных убийц. Диалог между действующими лицами должен был поставить точку в жизни одного из них. Все, что требовалось от актеров, – это смотреть в веб-камеру и общаться так, будто бы их разделяет несколько километров. Рутгер Хауэр настаивал на том, что чем более естественнее и непринужденнее будет обстановка, тем качественнее будет этот урок.
Смонтированное видео короткометражки, срежиссированное Хауэром, продемонстрируют на следующий день в Летней школе.
Вторая часть мастер-класса перешла в кинозал, где собралась и сумела расположиться уже более внушительная аудитория. Зал, конечно, был полон. Технические проблемы и несогласованности вновь дали о себе знать. Заявленный ролик о школе Рутгера Хауэра, оказывается, был без перевода, что возмутило часть аудитории. На что голландец заметил, что если здесь есть люди, мечтающие стать серьезными режиссерами или кинодеятелями, то им в обязательном порядке придется учить английский. Кстати, меткое замечание.
Рутгер отметил, что проблема не так страшна, потому что вся информация об этой школе и ее основных идеях общедоступна и расположена в интернете. Например, на сайтах rutgerhauerfilmfactory.com, на Youtube.com, а также тут и тут.
Перешли к вопросам и ответам.
Неподготовленный к мастер-классам одесский зритель стал спрашивать глупые вопросы о жизни и творчестве Рутгера, от чего приводил остальных в негодование, а самого гостя провоцировал на неадекватное поведение и, местами, жесткое словцо 🙂 Конечно, были и интересные вопросы. Голландский гость поведал, что в юности он не представлял себя актером, будучи сыном родителей-театралов, и вернулся к искусству в качестве актера кино. Хотя всегда хотел быть режиссером.
Также заметил, что система Станиславского не очень понятна ему, хотя и весьма интересна. Принципы обучения системе оставляют много вопросов.
Рутгер рассказал, что в его понимании игра актеров строится на инстинкте. Он учит слышать и понимать свою интуицию. Нужно прочувствовать роль сердцем, “выпалить”, снять все на камеру и посмотреть, что получилось.
Проповедуя инстинкт и импровизацию, режиссер не отрицает необходимость сценария: “Импровизацией стоит заняться тогда, когда Вам очень наскучил сценарий”.
Напоследок весельчак Хауэр посоветовал всем хотя бы раз сняться в эротической сцене, а также пообещал сыграть в одесском кино. Будем надеяться, что после этих слов кинопроизводство в Одессе пойдет в гору!
Броненосец “Потемкин”
Кульминацией дня стал спецпоказ Броненосца “Потемкина” Сергея Эйзенштейна, в отреставрированной восстановленной версии, на Потемкинской лестнице, а также в живом сопровождении Государственного одесского симфонического оркестра под музыку Майзеля. Около 10 тысяч людей пришли полюбопытствовать на произведение искусства начала прошлого века. Внизу лестницы, у входа на морвокзал расположили большой экран, и рядом – сам оркестр. Скажем прямо – идея показать исторический фильм 1925-го года, классику мирового кинематографа, прямо на месте фактических съемок, к тому же и самих событий, напрашивалась давно, и сейчас, на Первом кинофестивале, появился как раз удобный случай реализовать данную идею.
Кинопоказ и концерт прошел успешно; как правильно заметили организаторы, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Нужно отметить, что немое кино и симфоническую музыку сумели дотерпеть до конца (а это около полутора часов) не все собравшиеся, но в то же время массовый зритель выдержал и был вполне удовлетворен увиденным и услышанным. Потихоньку приобщаем к искусству 🙂
—