Девушка-кинооператор Сибел Мартин рассказывает о своем опыте съемок в холодную погоду.
Я ненавижу зиму. Но я обожаю смотреть на нее в кино. Снежная пурга и вихри, свисающие сосульки, морозное дыхание – все это выглядит удивительно кинематографично. Поле, окутанное снегом, может быть загадочным, романтичным, эпичным, предвестником смерти либо озарения. Обычно кинопроизводство в зимний сезон (с ноября по март) останавливается: отчасти из-за праздников, фестивалей. Но еще и из-за сложностей, возникающих в имеющихся погодных условиях. Начиная с поиска водителя, способного пробиваться через заснеженные дороги, и заканчивая такими задачами, как обеспечение комфортных условий для съемочной группы, актеров и массовки, необходимость удерживать оборудование в сохранности, удобства и нормальных условий для работы на съемочной площадке.
Если теплая погода не является обязательным условием для вашего фильма, я предлагаю вам снять несколько сцен зимой. В большинстве голливудских фильмов, независимо от того, где и когда они снимаются, действия разворачиваются в ясный солнечный день. В виде исключения в фильмах с похоронами или в сценах ссоры влюбленных идет дождь. Независимые фильммейкеры оказывают себе медвежью услугу, пытаясь подражать голливудской эстетике. Но съемки в более сложных погодных условиях увеличивают ваши затраты на производство.
Что меня восхищает в азиатском кино – как они используют смену времен года, погодных условий, и как это влияет на персонажей. Тарантино, как знаток азиатского кинематографа, прекрасно использовал снегопад в сцене битвы на мечах в фильме “Убить Билла, ч.1”.
Но я по-разному отношусь к зимним сценам. Задайте себе вопрос: будет ли такой свет и сцена подходить вашим персонажам? Возможно вам просто необходима холодная погода?
Для начала – зимние фильмы или сцены из фильмов для вдохновения:
- “Дерзу Усала” – Акира Курасава
- “Александр Невкий” – Сергей Эйзенштейн
- “Простой план” – Сэм Рэйми
- “Сны Акиры Куросавы” – Акира Куросава
- “МакКейб и миссис Миллер” – Роберт Олтман
- “Впусти меня” – Томас Альфредсон
- “Фарго” – братья Коэны
- “Гражданин Кейн” – Орсон Уэллс
- “Нечто” – Кристиан Найби, Ховард Хоукс
- “Нечто” – Джон Карпентер
- “Сияние” – Стэнли Кубрик
- “30 дней ночи” – Дэвид Слейд
- “Ледяной ветер” – Энг Ли
- “Транссибирский экспресс” – Брэд Андерсон
- “Славное будущее” – Атом Эгоян
- “Золотая лихорадка” – Чарли Чаплин
- “Весна, лето, осень, зима… и снова весна” – Ким Ки-Дук
- “Красная жажда убийства” – Сёхэй Имамура
- “Лола Монтес” – Макс Офюльс
- “Причастие” – Ингмар Бергман
После того, как вы получили визуальное вдохновение, вам необходимо позаботиться о вашей съемочной группе, актерах и съемочном оборудовании.
Прежде чем отправляться на неопределенную местность на съемки, я всегда прошу у своих друзей и коллег совета и изучаю различные форумы. Вот несколько моих рекомендаций:
Держите свое тело в тепле!
– Посетите магазины спорттоваров и прислушивайтесь к их советам. Я выучила этот урок после первого съемочного дня одного фильма, когда мы снимали ночью на улице. Я никогда раньше так не замерзала. Вы даете режиссеру свободу для создания на площадке сложных и выразительных сцен, но вы должны следить за тем, чтобы вашей команде было комфортно и приятно находиться на съемочной площадке, нужно поддерживать их в хорошем настроении. Ночные съемки в холодную погоду обычно, “не способствуют” этому. Ребята из магазина спортивной одежды сделали мне выговор и подчеркнули, что, например, одежду, особенно нижнее белье из натурального хлопка не рекомендуется надевать, т.к. хлопок в холодную погоду быстро впитывает влагу и холодит.
– Термобелье – отличный выбор, сохраняющий тепло и при этом изготовленный из довольно тонкого материала, не сковывающего ваши движения.
– Используйте согревающий гель для рук, не скупитесь.
– Выбирайте действительно теплую верхнюю одежду, присмотритесь к специализированным брендам зимней одежды.
– Теплые носки и ботинки! Очень важно держать ноги в тепле. Сейчас даже встречаются носки с подогревом.
– Ваша одежда должна вас согревать, но должна быть тонкой. Громоздкость одежды мешает работе.
– Купите шерстяные беспальцевые перчатки-варежки, которые будут согревать и сохранят мобильность ваших рук.
– Частные перерывы помогут согреться. Имейте быстрый доступ к уборной и не противьтесь, если съемочная группа попросит 10-минутный перерыв.
– Здоровое питание с малым количеством углеводов способствуют продуктивной работе.
– Не пейте кофе.
Держите съемочное оборудование в тепле!
– Объясняйте своей рентал-компании, в каких условиях вы будете работать, чтобы они могли дать вам рекомендации.
– Если вы снимаете фильм или работаете с пленкой, механическим (не цифровым) оборудованием и оптикой, они должны быть “подготовлены к зиме”. Держите пленку в тепле.
– Если вы снимаете в снежную погоду, сделайте пробные тесты в подготовительный период. Проверьте, как работает ваша камера, объективы, как картинка реагирует на изменения настроек яркости и контрастности. Чем лучше вы изучите возможности вашей техники в подготовительный период, тем меньше времени вы затратите на съемку на локации. Вероятно, вам понадобятся нейтральные ND, градиентные или поляризационные светофильтры, которые позволят регулировать контрастность и яркость белого снега.
– Держите батареи в тепле. В холодную погоду они разряжаются быстрее. Лучше держать их в помещении, в теплом автомобиле, либо ближе к телу.
– Доставайте камеру только тогда, когда все готовы к съемкам.
– ЖК-мониторы могут работать не очень стабильно в условиях сильного холода. Возможны лаги и смазанность изображения во время съемки. Предоставьте им больше времени в тепле.
– Если вы снимаете на стедикам, говорят, зеленые мониторы в холодную погоду работают лучше LCD.
– Позаботьтесь о водонепроницаемости видеокамеры, найдите защитные чехлы и накидки.
– Тепло вашего тела может помочь сохранять некоторое оборудование в тепле, но конценсат пота может быть вредным каких-то вещей.
– Когда вы возвращаетесь в помещение, дайте оборудованию и съемочной группе достаточно времени для акклиматизации.
А какие у вас рекомендации по работе в холодную погоду?