Этот ролик был снят Винсентом Лафоретом с помощью уникального стабилизатора MōVI M10, позволяющего снимать “полет” камеры исключительно плавно, держа весь риг в руках.
В конструкции используется 3-осевая гироскопическая система стабилизации. Ригом весом всего около 1.3 кг можно управлять как одному оператору, так и с помощником, который удаленно с помощью джойстика будет управлять шарниром.
“Некоторые из вас сначала могут не понимать, как этот стабилизатор работает, как его использовать, и нужен ли он вообще. Но только до тех пор, пока вы не подержите его в руках”, – рассказывает Винсент Лафорет. “Этот девайс нельзя назвать вершиной ригостроения, если сравнивать со стедикамами, слайдерами, долли и т.д. Но однозначно он заставит вас подумать дважды, нужен ли вам весь этот набор инструментов, чтобы снять такие же кадры за ограниченный отрезок времени.”
Вот как MōVI работает:
И вот закадровое видео с комментариями создателей данного хитроумного устройства.
Управлять MōVI можно в 2 режимах: “Majestic” (запатентованный) и Соло, в котором можно просто идти и снимать (включая Соло режим Панорамирования и Наклонов). При создании механизма применено достаточно много инженерных разработок.
Что касается режима работы вдвоем, то один оператор с помощью джойстика управляет панорамированием, наклонами, следит за кадрированием, а тот, кто несет MōVI, больше думает о перемещении и окружающей обстановке. Это мечта любого главного оператора, работавшего ранее со стедикам-оператором, когда невозможно было минимально во время съемки выровнять кадр. Сейчас появилась возможность выполнять довольно впечатляющие движения. У джойстика есть переключатель скорости поворота, ключевая вещь для панорамирования. И да, во время съемки вы можете легко управлять этим параметром.
По управлению фокусом все точно так же, как со стедикам-оператором. Правило стедикамщика – никогда не трогать камеру – касается и MōVI: необходим беспроводной фоллоу-фокус.
Опасность использования MoVI может заключаться в том, что вы каждый раз захотите снимать что-то похожее на эти знаменитые длинные планы, как в “Славных парнях”. Не забывайте, что довольно часто именно короткие кадры и качественный монтаж дают нужный результат.
В использовании стедикамов и MōVI есть общий момент – необходимость “уравновешивать”. Т.е., если камера не сбалансирована по 3 осям, то механизм борется с весом. И если вы бывали на съемочной площадке, то замечали, как стедикам-операторы тратят по 5-15 минут на то, чтобы сбалансировать систему (в зависимости от того, сколько всего вы нацепили на камеру). То же самое касается MōVI. Если вы поменяли объектив или что-то добавили, вам понадобится до 5 минут на “перебалансировку”. С зумами в этом плане будет работать довольно удобно.
Главные преимущества устройства заключаются в том, как много времени вы экономите. Как быстро вы можете снимать более простые шоты. Наезды, панорамы, подъемы и прочие движения снимаются быстро и практически идеально. Мобильность и уровень стабилизации MoVI позволяет использовать его в самых труднодоступных местах: вы можете бегать по ступенькам, ходить по оживленным улицам, снимать, катаясь на роликах, из автомобиля, лодки, и вертолета. Все это можно делать с одним устройством. По сути вы больше будете обсуждать движения, чем снимать их. Буквально секунды! А вы догадываетесь, сколько занимает настройка слайдера, смена положения камеры и несколько неудачных дублей.
MōVI M10 – недешевая штука, но по Голливудским меркам считается доступным устройством среднего уровня – стоимость составит $15 тысяч, и риг уже находится в производстве. M10 рассчитана на камеры общим весом до 3,8 кг. Это DSLR-камеры со всеми аксессуарами либо простой Epic с прайм-объективом.
Более компактная версия M5 будет стоить $7,500 и будет выдерживать почти 2 кг. Если вспомнить, сколько денег стоят все эти риги, слайдеры, краны, глайдкамы и стедикамы, то на стоимость MōVI вы взглянете уже совсем с другой стороны. “И я не говорю однозначно, что MōVI полноценно заменяет их, но он может заменить их для вас, если вы этого захотите”, – пишет Лафорет.
В будущем появится модель M20, которая выдержит Alexa или RED Epic со всеми “прибамбасами” и зум-объективами. Стоимость этой версии и дата выпуска еще не определена.
MōVI вместе с необходимыми приспособлениями можно брать в путешествие – это абсолютно переносной вариант весом менее 2 кг. Стедикамы – это прекрасный инструмент, но требует годы опыта для мастера. Также для работы со стедикамами необходима физическая сила. Лафорет уточняет, здесь на все ушло пару минут. Имея опыт использования систем Cineflex в вертолетах и Russian Arm в съемках погони, можно утверждать, что механизм использования второго оператора с джойстиком идентичен. А стоимость MōVI выйдет вам дешевле, чем суточная аренда Cineflex-системы. Лафорет указывает: “Я не зря называю MōVI “меняющим правила игры” (game changer), хотя я использую это выражение крайне редко. Я, и правда, вижу за этим устройством большое будущее!”
На предстоящей выставке NAB-2013 MoVI будет представлен на стенде Freefly Systems.
Помимо ручного рига есть специальная модель MōVI MR, которая вместе с “вертолетом” Cinestar HL позволяет, благодаря полностью цифровому стабилизатору, снимать такие ролики, которые раньше не удавалось снимать аналогичными моделями “вертолетов”:
Больше подробностей о MōVI читайте в блоге Винсента Лафорета и на сайте производителя Freefly Systems.