Вы здесь

Задний план / Часть 2

Задний план / Часть 2

Натура в качестве заднего плана делает действие выглядящим реально и искренне таким способом, который труден для имитации в любой студии.

Натура в качестве заднего плана

Но помните, все что зритель знает о расположении заднего плана, это то, что вы ему покажете. Бывает так, что в погоне за экзотикой тратятся большие деньги на организацию съемок, а в результате пейзаж на заднем плане выглядит очень похожим на родной пейзаж соседних окрестностей. Если съемки ведутся на натуре, работайте вдумчиво, чтобы достичь максимального эффекта. Убедитесь, что в вашем распоряжении достаточно визуального материла, чтобы зритель прочувствовал особенную атмосферу данного места.

Будьте настороже

Когда вы заняты съемками действия, так легко просмотреть вещи, которые могут стать нюансами в финальном изображении. Например, осветительные приборы, с которыми вы только что согласились как с частью плана. В изображении они будут отвлекать наше внимание. Даже в основном действии часто видно микрофон, украдкой попадающий в кадр в верхней части изображения, или тени от съемочной группы, или заметны осветительные провода, назло всем мерам предосторожности.

Иногда эти лишние предметы приводят в замешательство или беспокойство; в других случаях они выглядят смешными — например, человек стоит с флагштоком, «вырастающим из его головы», или круглый светильник на потолке выглядит подобно нимбу. Может быть, вам и не удастся полностью избежать подобных вещей, но все-таки следует быть настороже. Поэтому мы здесь напоминаем о некоторых вещах, которые могут испортить изображение.

Окна могут стать помехой при съемке интерьеров. Попадание большого куска неба в кадр резко изменит экспозицию при использовании системы автоматической диафрагмы. Даже если выставить экспозицию для съемок интерьера правильно, попадание яркой области неба в кадр будет сильно раздражать глаз.

Хотя можно использовать корректирующие фильтры для компенсации высокой цветовой температуры дневного освещения, его интенсивность может легко подавить внутреннее освещение и помешать установить правильный баланс яркостей.

В придачу ко всему этому, если зритель имеет хороший вид того. что находится за окном, всегда есть шанс, что они найдут что-нибудь более интригующее, чем показываемый предмет!

Это довольно просто предотвратить, надо просто стараться, чтобы окна не попадали в кадр, или закрыть занавески.

Появления отражающих поверхностей в кадре избежать довольно трудно. Но стекло, пластик, сильно отполированная мебель могут вызвать серьезные осложнения. Они могут даже отражать камеру и съемочную группу. Поэтому вместо восхищения блестящим новым автомобилем, ваши зрители будут наблюдать эти интересные отражения на его дверной панели.

Хуже того, блестящие поверхности отражают осветительные приборы! Если вы используете для съемок портативный источник света, установленный сверху на камере, его световой пучок будет отражаться обратно прямо в объектив. Когда вы перемещаете камеру, световое пятно двигается вместе с вами, часто оставляя длинный «кометный шлейф», путешествующий позади.

Отражения низкой интенсивности создают блеск и оживляют поверхность. Сильные отражения создают технические и художественные проблемы. Помимо уклонения от прямолинейной съемки подобных поверхностей или такого кадрирования, чтобы они не попадали на изображение, хорошим решением является изменение точки съемки, скрывая их вообще (например, можно расположить предмет или человека так, что яркий свет не будет отражаться), или поворот поверхности. Также можно приглушить блеск поверхности распылением из пульверизатора воска.
 ;

Вообще все яркие огни, непосредственно видимые на заднем плане, могут причинять беспокойство подобным образом. По если вы нс можете управлять их интенсивностью или держите их вне поля зрения кадра, обычно приходится считать результат приемлемым.

Среди возможный опасностей, которые ожидают неосторожного оператора — вспыхивающие надписи, выделяющиеся афиши, указательные надписи и рекламные щиты. Они вместе могут быть частью плана, но если место действия в эпизоде, который вы снимаете, находится где- нибудь поблизости от движущихся рекламных надписей, не удивляйтесь, если часть внимания зрителей будет направлена в другое место!

Даже если вы снимаете в трудном месте, часто возможно найти тихий угол, где будет не так много помех. Старайтесь избегать расположения на заднем плане двери, напряженно работающей скоростной магистрали, или похожего на мелькающие пятна непрерывно изменяющегося потока людей, поскольку это будет постоянно отвлекать внимание. Прохожие, бросающиеся в глаза, и наблюдающие зеваки (особенно персонажи, размахивающие руками!) являются обычной проблемой, и не так уж много можно сделать, кроме как попытаться насколько возможно далеко держать их вне поля зрения камеры.

Высота камеры

Высота камеры над уровнем пола оказывает значительное влияние на видимую часть плана в кадре. С низкой точки съемки меньше всего видно среднюю часть кадра и это ослабляет ощущение пространства и расстояния в кадре- Предметы, расположенные вблизи от камеры, становятся более выступающими, даже чересчур.

Высота камерыРисунок 6. Высота камеры

Низкая точка съемки. Высота камеры влияет на впечатление от просмотра. С низкой точки съемки пространство пола приобретает вид перспективы; даже небольшие предметы ближнего плана выглядят большими и могут заслонить собой почти весь кадр. Пространство становится сжатым. Большая часть потолка становится видимой, или же в камеру может попасть плоскость, находящаяся за декоративным задником.

Нормальная точка съемки. Снимая с высоты уровня глаз, мы получаем естественное впечатление от размера и расстояния. Небольшие предметы переднего плана, расположенные ниже уровня груди, становятся не видны.

Высокая точка съемки. При съемке с высокой точки более отчетливой становится область пола. Предметы, расположенные на столах, передаются более четко. Камера может снимать поверх довольно больших предметов и препятствий переднего плана, которые таким образом, не видны в кадре.

При съемке с низкой точки даже довольно маленькие предметы переднего плана, стоящие неподалеку, могут заслонить собой почти весь кадр. Слегка поднимите камеру, и снимайте поверх этих предметов, и зритель даже не обнаружит их присутствия!

При дальнейшем увеличении высоты камеры большая часть среднего плана становится видна, зритель получает большее впечатление от пространства и расстояния.

Однако если вы снимаете план под очень острым углом, или используете съемку сверху вниз, зритель больше не будет чувствовать, что он находится рядом с действием, и почувствует, что он разглядывает место действия сверху.

Предметы переднего плана

Предметы переднего плана можно свободно переставлять , чтобы улучшить композицию, усилить впечатление от расстояния, или просто спрятать что-нибудь за декорации.

Вы, наверное, неоднократно видели зеленую листву, свисающую с верхней рамки кадра при съемках на натуре. Это уже стало изобразительным штампом. Но операторы делают это, так как изображение выглядит более завершенным и создается гораздо большее ощущение объемности, чем если бы показывалось просто открытое небо. С такой границей изображение стремится выглядеть более сбалансированным и не утяжеленным внизу. Если при съемках не находится такого дерева, всегда можно найти какую-нибудь веточку и держать ее над объективом, имитируя дерево. Эффект настолько правдоподобен, что зритель ничего не заметит!

Хотя телевизионное изображение имеет ограниченный горизонтальный прямоугольный формат с отношением сторон 4х3, можно использовать расположенные на переднем плане окно, арку, или похожее отверстие, чтобы создать ограничение, которое изменит явные очертания изображения.

Тщательно скадрировав предметы переднего плана, можно скрыть все предметы заднего плана, которые вы не хотите видеть в изображении. Они могут быть непривлекательными, или, возможно, будут отвлекать зрителя. Они могут испортить кадр тем или иным способом. Если вы воссоздаете историческую сцену в драматической постановке, бывает очень удобным, если не сказать больше, тщательно расположить в кадре ворота, куст, или даже стоящего человека на переднем плане, чтобы скрыть современные знаки, телевизионные антенны, линии электропередачи и т.д.

Кадр сквозь ворога замка показывает нам внизу вид древней битвы. Поскольку вы заранее выстраиваете кадр с воротами, зритель не увидит тяжелых грузовиков, проносящихся по близлежащему шоссе. Вместо того, чтобы использовать неподходящие звуки реальной действительности, можно впоследствии наложить шумовые эффекты, пение птиц или музыку, и иллюзия битвы завершена!

Местность как предмет рассмотрения

До этого параграфа мы говорили о местности в качестве заднего плана для действия. Но предположим, вы работаете с документальным фильмом, в котором местность сама является предметом вашей программы.

Существуют интересные различия. Улицы, которые ранее были случайным, ненавязчивым задним планом, становятся предметом исследования с помощью вашей камеры. Вы привлечете внимание зрителя к различным деталям: витрине магазина, причудливым знакам, местам скопления туристов, людям, которые живут и работают здесь. Ваша цель — создать реальную атмосферу жизни в представлении зрителя.

Этого можно достичь следующими способами:

  • Это может быть гид, появляющийся в большинстве кадров, ведущий нас за собой, объясняющий, куда мы направляемся.
  • В качестве альтернативы можно использовать комментарий за кадром, наложенный поверх отредактированного изображения.
  • Вместо комментария можно вставлять аудиозаписи голосов горожан или путешественников, с которыми вы беседовали (до или после съемки).
  • Наконец, доя создания «атмосферы», можно основываться на изображении и фоновых шумах без всяких комментариев.

Каждый вариант имеет свои преимущества. Эти варианты можно комбинировать. Первый из них более субъективен, так как нас направляет гид, показывая основные достопримечательности. Зритель вовлечен в процесс происходящего. Мы воспринимаем все разрозненные комментарии, наблюдения, критику, как точку зрения гида, как часть его самого.

Однако, существует несколько неотъемлемых трудностей в создании фильма таким способом. При движении с камерой, в попытке лавировать между людьми и транспортом, условия записи звука могут значительно изменяться, и может быть очень трудно достичь целостности звучания.

Время от времени, в особенно шумном окружении, можно свободно использовать широкие планы, или снимать гида со спины, чтобы не показывать движение его губ. Вы записываете его слова в более подходящий момент и накладываете в момент монтажа.

Наложить комментарий после окончательного монтажа изображения, с другой стороны, гораздо проще. Но здесь появляется несколько небольших различий. Например, критические замечания гида в виде усмешки или пожатия плечами, зафиксированные камерой, покажутся добродушным подшучиванием, но те же замечания невидимого комментатора могут прозвучать саркастично.

Метод сам по себе очень прямолинеен. Можно снимать изображение беззвучно или записывая естественный «неприлизанный» звук, в любом выбранном вами порядке. Позже вы осуществляете монтаж и добавляете комментарий и звуковые эффекты на звуковую дорожку видеоленты, используя аппаратуру звукового дублирования, или же напрямую, или с помощью подготовленной фонограммы на звуковой ленте.

Даже для телевидения не всегда практично или экономично снимать новый материал для каждой минуты каждой новой передачи. Работники телевидения, как правило, отбирают кадры из« „запасника» “, которые были оставлены от предыдущих программ и сохранены для дальнейшего использования. Вы также можете последовать этому примеру, и исследовать статичные фотографии и слайды с помощью видеокамеры, в том случае, когда непрактично выходить на природу и снимать реально существующее место, или когда условия съемки трудны. Но будьте осторожны и не позволяйте бесконечно чередующимся статичным кадрам перерождаться в слайд-фильм!

Версии действительности

Как вы уже успели обнаружить, камера «не говорит правду». Она интерпретирует. Каждый аспект изображения и звука воздействует на зрителя, как он отзывается на то, что видит и слышит. Незначительное изменение положения камеры может полностью изменить впечатление от просмотра. Если выходит солнце, то объект, бывший бесцветным, пугающим массивом здания, превратится в привлекательный образец архитектуры. Зимой мы видим пустую улицу с застывшими, безжизненными скелетами голых деревьев. Весной она обернется очаровательным бульваром, где тротуары покрыты круглыми пятнышками теней.

Помня об этом, нетрудно воспроизвести многие места действия, чтобы передать тот образ, который необходим. Стоит признать, что существуют места, которым трудно придать привлекательный вид. Но можно сделать так, чтобы и куча мусора выглядела интересно, даже красиво, с помощью съемки с низкой точки, используя рассеивающий светофильтр на объективе, яркий задний свет, мистическую атмосферу, мечтательную музыку, таинственные тени, разнообразные световые пятна и интересные силуэты на фоне заходящего солнца.

Равно возможно сделать из красивого пейзажа незамысловатый и безвкусный сюжет, испортив его неважной съемкой, посредственным монтажом и неподходящим звуковым оформлением (резкорисующее верхнее освещение, съемка под острым углом, резкие тени, портящие красивые поверхности, отсутствие заполняющего света, мешанина из цветного освещения: все это усиливает уродливое и скрывает красивое).

Можно снять место действия так, что зритель или позавидует человеку, находящемуся в кадре, или пожалеет его. Обстановка может получиться приятной или противной. Все зависит от того, что вы решите включить в кадр и чем пренебрегаете; что усиливаете и о чем замалчиваете.

Звуковые эффекты и музыка могут изменить чувства, которые вы хотите передать зрителю. Используя громкие, неприятные, диссонирующие звуки, вы создаете впечатление шума, неразберихи, и даже вражды. Быстрые звуки предполагают суетливость и беспорядок. С другой стороны, можно использовать тихие звуки, успокаивающие, счастливые, веселые, пасторальные, ассоциирующиеся с хорошим и общий эффект будет мирным, согласным. Можно сопроводить изображение играющих детей веселым смехом, или сердитыми окриками и визгом, и зритель подумает о совершенно противоположных вещах.

Когда камера движется вокруг, она может задержаться на деловой, шумной толпе, идущих на работу людей, или может подсмотреть за теми, кто слоняется без дела. (В действительности, эти люди могли ждать автобус, но в тот момент, когда камера «схватила» их, они были неактивны.)

Широту пространства можно создать с помощью широкоугольного объектива. Длиннофокусный объектив изобразит те же улицы более узкими.

Под тусклыми нависающими облаками и дождем местность выглядит бесцветной, жалкой, негостеприимной. Грубый, бьющий поверх голов солнечный свет с резко очерченными тенями производит тяжелое, кричащее впечатление.

В большинстве городов достаточно мусора, разрушающихся зданий, граффити, и наоборот, есть признаки процветания, привлекательные здания, зеленые насаждения, фонтаны, уголки живой природы, которые удивляют и трогают. То, как вы выбираете и соотносите калейдоскоп потенциальных образов, окажет влияние на интерпретацию зрителем увиденного.

Что можно сделать с задним планом?

Если вы снимаете в студии, и задний план не удовлетворяет вас по той или иной причине, его всегда можно улучшить каким-нибудь способом. Но что делать при съемках на натуре, если задний план окажется неподходящим?

Если вы — гость в чьем-либо доме, ответ будет неутешительно короткий. Многое зависит от людей, вовлеченных в процесс съемки, от вашей личной дипломатии. Если героям вашей программы непривычно появление перед камерой, то им, вероятно, будет неприятно изменить окружающие их предметы. Они даже могут почувствовать себя неудобно, если будут в момент съемки сидеть не в своем любимом кресле. Так что есть опасность подвергнуть риску интервью. Но существует несколько маленьких хитростей, с помощью которых можно без труда улучшить ситуацию:

  • Если использовать естественное освещение и не включать источники искусственного света, интервьюируемый, возможно, будет чувствовать себя более свободно. Но от дополнительного освещения все-таки не стоит отказываться, если вы хогите получить хорошее изображение.
  • Хотя невозможно изменить тональность окружающих предметов, вам, вероятно, удастся затемнить направленный на светлые поверхности свет, чтобы они не получились слишком яркими (с помощью шторок осветительных приборов или частичного рассеивания). Также можно добавить немного света в темных углах.
  • Если в кадре появляются отражения от висящего напротив зеркала и невозможно передвинуть лампу или камеру, легкий поворот камеры может решить эту проблему. Настенное зеркало часто может быть слегка повернуто при помощи закрепленной, собранной в пучок ткани. Чтобы избежать отражения камеры в шкафу со стеклянным дверями, расположенного позади интервьюируемого, можно чуть-чуть приоткрыть двери шкафа.
  • Полностью или частично закрытые шторы помогут отрегулировать световой баланс в комнате.
  • Если нужно снять коридор или холл, бывает удобно открыть дверь в боковой стене для дополнительного освещения.
  • Даже если вы снимаете при дневном свете, можно создать более интересное изображение при наличии включенных настольных ламп, или других осветительных приборов.
  • Можно спрятать маломощные лампы за мебелью или углами стен для освещения отдаленных частей комнаты; но будьте осторожны, чтобы не пересветить план и чтобы не загорелись близлежащие поверхности.

Переделка заднего плана

Если вам поручено сделать программу, вероятнее всего, можно изменить задник для достижения большего эффекта. Опять-таки, это должно быть сделано с долей дипломатии, но если вы уверены в людях, которых вы снимаете, и они понимают, зачем это нужно, трудностей не должно быть.

Самые простые изменения представляют собой перемещение камеры вокруг находящихся па месте съемки предметов, чтобы избежать попадания в кадр ненужных деталей.

Хорошей привычкой оператора будет регулярная проверка на каждой съемке состояние пространства вокруг головы и плеч интервьюируемого (нет ли чего «торчащего» из-за макушки человека или «лежащего» на его плечах). Подобного рода случайности придают изображению комичный или насмешливый вид.

Проверьте наличие отражений, уродливых теней, и тому подобных явлений, оттягивающих на себя внимание (особенно ярких цветных предметов, видимых в кадре не резко), или чего- либо, попадающего в кадр типа лампы или вазы с цветами на столе. Если на заднем плане кадра есть книги, постеры и т.д., отвлекающие внимание зрителя от вашего героя, скорее всего их можно закрыть или передвинуть. В противном случае можно уменьшить глубину поля резкости, чтобы сделать их нерезкими.

Если вы снимаете человека в офисе, который расположился перед ярким окном, лучших результатов можно достичь, если жалюзи частично или полностью опущены или закрыты шторы. В редких случаях можно попробовать пододвинуть стол в угол комнаты или к другой стене, где освещение лучше, и нет проблем с задним планом.

«Улучшение» заднего плана

Возможно, вам захочется улучшить вид комнаты, которую вы снимаете, чтобы она выглядела более привлекательной в кадре.

Помочь вам в этом может наведение порядка в помещении. Но не перестарайтесь, иначе комната приобретет нежилой вид. Аккуратно расположенные газеты и журналы, декоративные фигурки, поставленные прямо посередине полочек, привнесут фальшивую ноту.

Такие «улучшения» придадут помещению вид фотографии из журнала по интерьеру. На самом же деле ни одна уважающая себя хозяйка, например, не потерпит у себя на кухне искусственно расставленных безделушек, так как помещение в этом случае будет выглядеть претенциозно.

Но возможно значительно усилить восприятие помещения, сделав несколько скромных изменений, добавить несколько цветов здесь, дополнительный стул там, может быть, поменять местами картины на стене. Если же вы будете действовать неосторожно, помещение скорее станет «другим», нежели «лучшим».

Если вам действительно необходимо значительно изменить вид интерьера, например, для театральной постановки, можно сделать несколько быстрых, недорогих и простых манипуляции:

  • Переставить мебель.
  • Поменять местами мебель из разных комнат, или небольшие легкие предметы.
  • Добавить или убрать коврики.
  • Закрыть дверной проем складным экраном, доской объявлений или тканью, натянутой на раму.
  • Привязать легкие шторы поверх окон, углублений и ниш в комнатах.
  • Прикрепить постеры на стены.
  • Вставить лист картона в проем окна, чтобы получилась «доска объявлений» или фиктивный книжный шкаф.
  • Ряды поддельных книг можно сделать из отпечатанных карточек или настоящих корешков, прикрепленных к листу фанеры. Все это используется для создания «мгновенной библиотеки».
  • Расположить комнатные растения (например, папоротник), для изменения заднего плана.
  • Добавить объявления и таблички на стенах и дверях.
  • Добавить портативные осветительные приборы (например, настольные лампы, торшеры), работающие или выключенные.
  • Добавить искусственный «дверной проем», сделанный из листа фанеры, с имитацией дверного косяка, сделанной из пластмассовой полосы, прикрепив ее к стене с помощью двусторонней липкой ленты.
  • Настенные часы могут быть сымитированы часовым циферблатом, (раскрашенным вручную) и приклеенным к стене с помощью двусторонней липкой ленты.

Для достижения более амбициозных целей, можно сделать чрезвычайно реалистичные, трехмерные каркасы с оболочками из тонких листов пластика, которые можно раскрасить и прикрепить по необходимости. Недорогие, очень легкие и многократно используемые, они могут изображать декоративные предметы, демонстрационные муляжи (доспехи, ружья, пистоли), деревянные панельные обшивки, имитировать каменную кладку, кирпичную кладку, черепицу, балки, брусья, скалы и т.д.

При съемках на натуре существует несколько способов просто и недорого изменить задний план. Конечно, можно привезти с собой свою собственную декорацию, имитирующую кирпичную и каменную кладку и поставить ее на передний план, чтобы скрыть нежелательные фрагменты заднего плана или ввести на передний план замысловатый куст и ветку. Можно поставить автомобиль, который закроет неподходящее здание, расположенное на значительном удалении. К сожалению, небольшие видеостудии могут позволить себе жe так много, например, заменять современную вывеску на магазине на старинную, посыпать дорогу песком, чтобы прикрыть дорожную разметку, и не более.