Вы здесь
Революция в дистрибуции: легальные интернет-сервисы разбивают традиционную схему кинопроката
США могут стать первой страной в мире, в которой традиционная схема проката фильма «кинотеатр – DVD – платное ТВ – бесплатное ТВ» разрушится. На рынок активно заходят легальные интернет-платформы, которые за умеренную плату предлагают лицензированные новинки кино незадолго после их премьеры на широком экране. Перспективы «дигитализации» мирового кинопроката проанализировал немецкий портал Spiegel Online.
Сигнал для мировой индустрии кинопроизводства и кинодистрибуции поступил от интернет-платформы Netflix. «Веб-кинотеатр», в архивах которого около 20 тысяч наименований фильмов, заключил масштабную сделку с крупными американскими киностудиями Paramount, Lionsgate и MGM. За 1 млрл долларов интернет-сервис получил пятилетнюю лицензию на показ фильмов производства этих компаний. Только в этом году на различные лицензии на показ кино владельцы портала потратили около 318 млн долларов.
До сих пор традиционная схема проката кино выглядела так: сначала фильм запускался в кинотеатрах, приблизительно через полгода выходили DVD, через год лента появлялась в предложениях платных телеканалов, а потом, приблизительно через 30 месяцев после выхода, ее начинали транслировать бесплатные вещатели.
Благодаря активному «пиратству» (на нелегальных сайтах фильм зачастую можно посмотреть чуть ли не сразу после выхода в кинопрокат) эти сроки в последние года постепенно уменьшались. Однако схема оставалась прежней. Теперь же речь идет о принципиально новой модели построения рынка, так как на нем появляется новый вполне легальный игрок, который может составить конкуренцию не только платному и кабельному ТВ, но и разработчикам и производителям новых информационных носителей, таких как, например, Blu-ray. А при условии максимального сжатия сроков между кинопремьерой и выходом в «веб-эфир» конкуренцию «онлайн-кинотеатры» могут составить и традиционным залам.
Несмотря на то, что сделка между киностудиями и Netflix – первое подобного рода соглашение, рынок показывает, что подобный расклад имеет признаки тенденции. Количество абонентов Netflix за последние два года возросло в два раза. Рыночная же цена платформы возросла еще больше – в 4 раза.
Ситуация легко объяснима: веб-технологии позволяют обеспечивать высокое качество картинки, а размер абонентской платы ниже цен на DVD – получить месячный доступ к архиву Netflix можно за плату от 9,90 доллара.
Помимо потенциальной конкуренции традиционным игрокам на рынке, сделка Netflix также может изменить и традиционную схему отношений между студиями и теми, кто использует контент в коммерческих целях. Netflix заключил договор с компанией Epix, которая представляет собой что-то вроде отдела прямого сбыта киностудий для платного ТВ и интернета. Таким образом компания получила права на контент, минуя сложившуюся иерархию сбыта и логистики, существовавшую доселе.
Однако, несмотря на видимую революционность этой сделке, тенденцией, по мнению журналистов Spiegel, она может стать пока исключительно для США. В Европе, где компании вынуждены приобретать лицензию отдельно для каждой страны, в традиционную схему кинопроката в ближайшее время врываться будут разве что нелицензированные файлообменники и прочие нелегальные сервисы. Но вскоре американская тенденции может, как это часто бывает, достичь и европейского бизнес-пространства.
О том, что продакшн для интернета – вопрос актуальный и для европейского рынка, могут говорить, например, планы британского MTV по развитию производства телеконтента исключительно для веб-зрителей. Как сообщал «МедиаБизнес», в сентябре канал запускает свой первый сериал, снятый только для интернета.
—
Источник: МедиаБизнес