Вы здесь
Равнение на Кинга. Об экранизации литературы
Пока современный кинематограф переживает очередную волну экстремального интереса к мировой классической литературе, кинообозреватель Мария Булавинова предлагает свою версию топ-10 лучших экранизаций в истории кино
Желание неоднократно экранизировать всю мировую литературу распространилось по планете, словно вирус. Тим Бертон по-новому взглянул на историю «Алисы в Стране чудес», Пол Макгиган перенес действие «Шерлока Холмса» в наши дни, а Джо Райт внезапно решил приступить к работе над новым экранным вариантом «Анны Карениной». Сможет ли британский режиссер переплюнуть несколько десятков уже существующих версий — большой вопрос. А пока ArtRead.ru предлагает свой топ-10 лучших экранизаций в истории кино.
10. «Гроздья гнева» (1940), режиссер Джон Форд
У знаменитого романа Джона Стейнбека всего одна экранизация. Видимо, никто не решился вступить в конкуренцию с Джоном Фордом — единственным в истории обладателем четырех премий «Оскар» за режиссуру. История Стейнбека о разорившихся фермерах, отправляющихся в Калифорнию на поиски лучшей жизни, принесла Форду одну из статуэток. И никого не смутило, что при создании фильма вторая часть романа была значительно изменена, а финал и вовсе написан заново. Все дело в том, что Голливуд не мог смириться с трагичной концовкой, предложенной писателем, так что любителям хэппи-эндов советую знакомиться не с романом, а с его киноверсией.
9. «Убить пересмешника» (1962), режиссер Роберт Маллиган
Когда Нелл Харпер Ли получила от друзей в подарок годовой оплачиваемый отпуск, ей и в голову не могло прийти, что за этот год она напишет один из лучших романов XX столетия. Во многом автобиографическая книга «Убить пересмешника» тут же стала бестселлером, а писательница, хорошенько поразмыслив, решила не искушать судьбу — дебютный роман так и остался ее единственным значительным произведением. Забросив литературную деятельность, она могла спокойно следить за тем, как Хортон Фут переписывает ее творение для экрана, а Грегори Пек вживается в роль Аттикуса Финча, прототипом которого стал отец писательницы. Впервые увидев Пека на съемочной площадке, Ли едва не расплакалась — после этого факта комментарии относительно выбора актера, полагаю, излишни.
8. «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), режиссер Стэнли Кубрик
Серьезный роман Питера Джорджа «Красная тревога» вполне мог бы стать основой глубокой драмы о мире, стоящем на пороге ядерной войны. Но в игру вступил великий новатор Стэнли Кубрик, и от произведения Питера Джорджа не осталось ни патетики, ни заголовка. Мысль о том, что две страны планомерно готовятся к взаимному уничтожению, вызвала у Кубрика гомерический хохот. В итоге фильм по роману «Красная тревога» превратился в великолепную сатирическую комедию с труднопроизносимым названием, в котором, кстати, угадывается насмешка над книгами советов Дейла Карнеги.
7. «Повелитель мух» (1962), режиссер Питер Брук
Свой самый знаменитый роман Уильям Голдинг считал «серым и скучным» и искренне не понимал, почему мир не устает восторгаться его непримечательным дебютом о юных робинзонах. После публикации «Повелителя мух» Голдинг, боясь разочароваться в самом себе, ни разу не перечитал рукопись. Но фильм, созданный Питером Бруком, он все-таки посмотрел, зная, что режиссер значительно отошел от литературного источника. Брук удалил из романа несколько самых «недетских» сцен, во время съемок старался обходиться почти без сценария и очень переживал, что юным актерам не разрешили присутствовать на премьере. «Повелителю мух» присвоили рейтинг «X» — выяснилось, что историю о группе детей, оказавшихся на необитаемом острове, самим детям смотреть категорически запрещено.
6. «Бегущий по лезвию» (1982), режиссер Ридли Скотт
Когда писатель Филип Дик увидел черновой монтаж «Бегущего по лезвию», он с облегчением вздохнул — результат отвечал всем его ожиданиям. В этот момент Ридли Скотт признался, что так ни разу и не прочитал роман Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который лег в основу сценария. Как ни странно, впечатленный картиной писатель простил режиссеру эту бестактность. И не зря — именно благодаря Ридли Скотту, который не утруждал себя чтением книг, в Голливуд пришла мода экранизировать все, что связано с именем Филипа Дика.
5. «Собачье сердце» (1988), режиссер Владимир Бортко
Как только в Советском Союзе реабилитировали книги Михаила Булгакова, Владимир Бортко набросился на «Собачье сердце» — повесть о фантастическом превращении бродячего пса в советского гражданина. Мало того что режиссер не испортил булгаковскую прозу (хотя и это было бы большим достижением), он ее еще и улучшил. Великолепная сцена, где Шариков выступает перед учеными, в оригинале полностью отсутствовала. А за текст шариковских частушек стоит поблагодарить барда Юлия Кима — кто бы мог подумать, что колоритные строки «…подойди, буржуй, глазик выколю» придуманы отнюдь не Михаилом Афанасьевичем.
4. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), режиссер Милош Форман
Подрабатывая ночным санитаром в госпитале ветеранов, Кен Кизи проводил много времени с пациентами, употреблял галлюциногены и постепенно заражался идеей о том, что психи — обычные люди, отвергнутые обществом. Свои мысли он высказал в знаменитом романе «Пролетая над гнездом кукушки», который стал символом для движений хиппи и битников. Но Милош Форман, приступая к экранизации, открыто объявил о намерении по-новому расставить акценты. Автор был задет за живое — фильм вышел, завоевал пять «Оскаров» в самых престижных номинациях, а обиженный Кен Кизи умер, так ни разу и не насладившись игрой блистательного Джека Николсона и деспотичной Луизы Флетчер.
3. «Список Шиндлера» (1993), режиссер Стивен Спилберг
В Голливуде считается, что лучше экранизации может быть лишь фильм, основанный на реальных событиях. Стивену Спилбергу в этом смысле несказанно повезло: картина о немецком бизнесмене, спасающем евреев от концлагерей, снята по роману Томаса Кенилли, написанному по рассказу одного из участников событий. К съемкам картины Спилберг готовился более десяти лет, и его усилия были по достоинству вознаграждены. «Список Шиндлера» стал самым успешным черно-белым фильмом в истории кино, роль офицера СС превратила Ральфа Файнса в звезду первой величины, а участник тех страшных событий Полдек Пфефферберг мог наконец быть спокоен — о его спасителе Оскаре Шиндлере теперь знал весь мир.
2. «Психо» (1960), режиссер Альфред Хичкок
Когда Альфред Хичкок наткнулся на роман Роберта Блоха «Психо», он понял — нужно сделать все возможное, чтобы больше эту книгу никто не прочитал. Анонимно выкупив права на экранизацию, режиссер совершил налет на американские книжные магазины и скупил все найденные экземпляры романа. И все лишь для того, чтобы финал фильма остался для зрителей тайной. Однако даже близкое знакомство с содержанием самого знаменитого триллера Хичкока не избавит ни от мучительного напряжения, ни от неконтролируемого страха. А дрожь в коленках автоматически появляется уже при первых звуках скрипки, сопровождающих легендарную сцену убийства в ванной.
1. «Побег из Шоушенка» (1994), режиссер Фрэнк Дарабонт
По произведениям мастера литературных ужасов Стивена Кинга снято не менее восьмидесяти фильмов и сериалов. Однако его лучшей экранизацией, признанной и взыскательными критиками, и широкой публикой, остается драма Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка». Своеобразная дань уважения человеческому разуму и упрямству, созданная при участии Тима Роббинса и Моргана Фримена, основана на коротком рассказе Кинга, куда он свалил весь груз впечатлений от тюремных фильмов, просмотренных в детстве. Окончательно избавить себя от тяжелого груза писателю оказалось несложно: права на экранизацию своего творения Кинг с удовольствием передал Дарабонту всего за один доллар.
—
Источник: artread.ru
А где»Крестный отец», где «Властелин колец» ?