Вы здесь

Работа с камерой / Часть 13: Звук на съемочной площадке. Для тех, кто не желает маяться с переозвучкой

Работа с камерой / Часть 13: Звук на съемочной площадке. Для тех, кто не желает маяться с переозвучкой

Ваша аудиоаппаратура - это наиболее прецизионное, то бишь высокоточное, оборудование из того, с которым вам предстоит работать. Это означает, что ваш микрофон (необычайно чувствительный прибор) будет улавливать все, даже то, чего бы вам не хотелось. При съемке микрофон фиксируют в направлении снимаемого действия, однако это не означает что он как окуляр объектива «видит» только съемочную площадку. Микрофон улавливает звук в пределах 360° вокруг себя, при этом минимум находится около оператора. Минимум, но не тишина.

Немного теории как «слышит» микрофон. Есть несколько типов микрофонов, основное различие которых (минуя всякие технические параметры) с каких сторон звуки микрофон воспринимает а с каких нет. Есть микрофоны всенаправленные, они «слышат» на 360 градусов вокруг себя. Есть также полусферические, им доступна лишь одна из 180 градусных сфер пространства вокруг них.

Вторая большая группа микрофонов - направленные. Среди них: кардиоидный, суперкардиоидный, гиперкардиоидный, полукардиоидный и восьмёрный микрофоны. Основное предназначение таких микрофонов направленная запись какого-то определенного звука. Очень часто применяются для синхронной стереозаписи. За счет наличия у таких микрофонов зон «глухоты» отлично препятствуют утеканию звука и отсекают посторонние шумы. Закончили с теорией.

Еще один факт, о котором периодически забывают. Микрофон цифровой камеры на закрытой съемочной площадке работает очень плохо, особенно в пустой комнате. В такой ситуации каждый звук на съемочной площадке не только улавливается, но и усиливается, и при этом появляется холодное глухое эхо. Вы скажете: ну что же делать я не профессионал, мои зрители это знают и простят мне огрехи. Однако.

В языке кино не существует такого понятия, как различные уровни качества звука. Даже в суперреалистичном цифровом видео, таком как «Ведьмы из Блэр», зритель не потерпит искаженного, растянутого или шипящего звука. Положительная сторона этого состоит в том, что хороший звук без проблем скрасит некоторым ваши неудачные кадры.

Итак, что же вы должны делать, чтобы этого добиться? Ответ - чистая съемка. А «чистая», с точки зрения звука, означает не только тишину на съемочной площадке, расположение микрофона вдали от шумной части вашей камеры, но и по возможности получение всех звуковых элементов по отдельности.

Для того чтобы это понять, изучите ваше монтажное программное обеспечение. Будем надеяться, в нем есть несколько звуковых дорожек. Это значит, что для создания именно того звука и той атмосферы, которые вам требуются в каждой сцене, ваши отдельные звуковые элементы могут быть разделены по слоям и разбиты на уровни.

В идеале, ваше монтажное программное обеспечение (или любое другое звуковое программное обеспечение, которое у вас есть) будет иметь свои собственные фильтры. Эти фильтры, или пропускные схемы, позволяют усилить басы или высокие частоты и сделать ваш звук более теплым или холодным. Их можно также использовать для того, чтобы убрать любое жужжание или шипение, возникшие в процессе съемки.

При редактировании аудиосопровождение часто распределяется по следующим слоям:

  • Диалог (гусар в кадре кричит: «Я увезу тебя Варенька!», та ему отвечает - «Нет! Нет! Я помолвлена с графом!»)
  • Звуковые эффекты (гусар топает ногой, слышен стук, вынимает пистолет стреляет в воздух, кроме выстрела слышно возмущенное ржание лошади, где-то в тойле)
  • Звуки природы (а за окном то ветер в кронах гуляет, трава шумит)
  • Голос за кадром (ну собственно говоря я, все это говорящий)
  • Музыка (умца-умца)

Итого пять основных треков. Практически все они накладываются сверху, и прямо на съемочной площадке вам требуется «взять» только голоса актеров. Я думаю, вы видели фильмы, в которых диалоги накладывались уже в студии. Такой дубляж производит довольно удручающее впечатление и приводит к тому что даже фильмы на родном языке смотрятся как переводные.

Так что запись живого диалога актеров очень важна, и для того, чтобы все получилось правильно, лучше выключить микрофон камеры и используйте петличный микрофон. При снятии звуков с разных источников, но находящихся при этом одновременно на одной площадке нужно помнить про правило три к одному. Что это значит? Очень просто.

Если расстояние от звука до микрофона равно одному метру, то другой микрофон снимающий звук с другого источника необходимо ставить не ближе чем три метра относительно первого микрофона. Иначе будут сильные искажения. Помимо это, нужно проследить, что вы не превышаете допустимый максимум громкости звука, проверьте уровень звука в камере. Звук, превышающий 0 децибел, либо будет звучать ужасно, либо вовсе не запишется.

Стоп-стоп-стоп, скажете вы. Меня в школе учили, что 0 децибел это порог слышимости, фактически это шепот, почему звук будет ужасным? Вы будете правы и неправы одновременно. Все дело в том, что существуют две системы измерения звука в децибелах, а именно уровень звукового давления и уровень записи звука. В чем разница?

Звуковое давление это физический шум, который мы слышим ушами, от чужого голоса, пения птиц, биения капели и в том числе из наушников и колонок. Самый тихий звук это шепот человека, один из самых сильных звук взлетающего самолета - 120 Дб, выше него только болевой порог в 130. Если вы будете долго слушать такой звук, то оглохнете.

Однако, пока звук находится в виде магнитной или цифровой записи на носителе, он не звучит и меряется уровнем записи. Все также в децибелах, но уже относительно другого параметра. Измерение происходит относительно максимального уровня воспроизведения. Но у разных наушников и колонок такие уровни могут быть разными. Поэтому этот максимальный порог берется за ноль и уровень записи определяют как отрицательную величину. Например -30Дб

Во время проигрывания записи происходит преобразование уровня записи в уровень звукового давления. Фактически они складываются друг с другом. Предположим, есть колонка, максимальный уровень звукового давления, которое она создает 100 Дб. Есть запись с уровнем сигнала -30Дб. Это означает, что проигрываться эта запись на такой колонке будет, если выставить звук на полную мощность, с уровнем звукового давления 70 децибел.

Как применить это на практике? Если у вас не профессиональное оборудование никак. Точного соответствия вы получить не сможете, звук будет прыгать. Потому как все эти циферки на ручках громкости, что рисуют на бытовых приборах и видеокамерах, абсолютно никак не связаны с реальность. Они абстракты и ориентировочны. Реальный калибровочный прибор отстраивается все в тех же децибелах.

Однако есть еще одна вещь, про которую здесь никак нельзя забыть. Уровень диалогов - это уровень записи голоса в фильме, очень удобный способ оценки звукозаписи по фильму в целом. Помните, что все звуки пишутся по отдельности? Так вот, вы сделали две записи: одна из них диалог в какой-то сцене, другая так называемая «атмосфера». Атмосфера имеет уровень звука -20Дб, она заглушит диалог или будет звучать еле слышным фоном?

К слову сказать, разница даже в 10Дб это довольно много. Так, например обычный разговор дает звуковое давление в 50Дб, а громкий на повышенных тонах 60Дб. Поэтому, если вы будете знать, что диалог у вас записан с уровнем сигнала в -30Дб, то вы будете легко ориентироваться, что «атмосфера», со своими -20Дб, будет отлично глушить диалог. И наоборот, при диалоге равном -10Дб, «атмосфера» будет играть хорошо оттеняя диалог героев.

Вернемся от дебрей теории к звуку на съемочной площадке. При записи диалога тип микрофона, который вы будете использовать, определяется самими сценами. Внешние микрофоны могут (и должны) быть скрыты либо в кадре за декорациями, либо за кадром. При съемке дальнего, общего плана или сцены, снимаемой движущейся камерой с синхронным звуком, лучше всего работать с беспроводными петличными микрофонами.

Если вы снимаете что-то с более близкого расстояния, замаскируйте микрофоны в одежде или драгоценностях ваших актеров, при этом убедитесь, что микрофоны не улавливают случайные шорохи. Если вы снимаете настолько близко, что петличные микрофоны не подходят (средний, близкий планы), пусть ассистент держит внешний микрофон вне кадра, над камерой. Почему над?

Если микрофон расположен ниже актера, то звук будет более низким, при этом выделятся характерные звуки грудной клетки и горла ваших актеров. Если же микрофон удерживается, фиксируется или подвешивается над головами актеров, то вы получите более сбалансированный звук.

Но при этом сам диалог это еще не все. Попробуйте вспомнить, сколько вы знаете фильмов снятых без малейшего постороннего звука? Ну кроме «немого кино». Их нет. Звуковая пустота в ленте совершенно не реальная вещь. В жизни, а раз мы снимаем про жизнь то и в фильме, всегда существует какой-то шум, неважно какой, профессионалы называют его атмосферой.

Существуют моменты когда «атмосферные» звуки требуются по кадру. Колхоз или аэропорт очень странно смотрятся без мычанья коровы и шума самолетов соответственно. Однако даже и без явных значимых атрибутов атмосферные звуки должны присутствовать и охарактеризовать кадр.

Если не хватает фантазии или желания придумывать такие звуки возьмите их из жизни. Делается это просто, приезжаете с чувствительным микрофонов заранее на площадку и запишите «чистые» звуки местности. Желательно сопроводить запись вашими комментариями, а то забудете что за шумы такие.

Источник: vkamera.ru

Groups audience: 
Комментарии
Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
6 лет назад

"Если расстояние от звука до микрофона равно одному метру, то другой микрофон снимающий звук с другого источника необходимо ставить не ближе чем три метра относительно первого микрофона. Иначе будут сильные искажения" - не будут. Просто двигаете звуковую дорожку более далёкого микрофона чуть ближе, ориентируясь на изображения пики.

"нужно проследить, что вы не превышаете допустимый максимум громкости звука, проверьте уровень звука в камере. Звук, превышающий 0 децибел, либо будет звучать ужасно, либо вовсе не запишется.
Стоп-стоп-стоп, скажете вы. Меня в школе учили, что 0 децибел это порог слышимости, фактически это шепот, почему звук будет ужасным?" - потому что при превышении нуля в цифровой записи происходит клипирование сигнала, т.е. брак. А при превышении нуля в записи звука на плёнку происходит перегруз сигнала, он будет браком при сильном превышении нуля и иногда может быть необходимым эффектом при небольшом превышении. А всё что вы тут написали - я не знаю, зачем, ибо записанный без брака звук можно сделать любой громкости, современная техника всё это позволяет.