Вы здесь
Прокат, продюсирование, съемки… и снова прокат. Не пора ли вернуть культуру показа
В Москве прошла большая конференция на тему «Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса». Тезисы выступающих вполне можно поделить на три группы: воспоминания о советском кинопрокате, рассуждения о положении дел в индустрии сегодня и планы, как ситуацию улучшить.
Прошлое. Российская киноиндустрия с сожалением вспоминает времена, когда выстраивались очереди на сеанс «Чапаева», чтобы посмотреть фильм о начдиве Красной Армии во второй, третий, а то и десятый раз (многие верили, что Василий Иванович все-таки выплывет). В более поздние годы «Андрей Рублев», который шел всего в нескольких кинотеатрах и без афиш, - собирал полные залы.
Настоящее. Сейчас окупается только 6 фильмов из 69 (из доклада представителя НИИК Дмитрия Караваева), авторское кино демонстрируется на 2-3 площадках, если оно вообще выходит в прокат. Первый заместитель председателя комитета государственной думы по культуре Елена Драпеко отметила, что советское оборудование кинопоказа устарело, а новое, необходимое для работы с цифровым изображением, есть еще не во всех кинозалах. Пленка неумолимо уступает «цифре», все больше картин конвертируется в 3D (для воспроизведения этого формата тоже нужно соответствующее оборудование), а хозяева кинокомпаний заранее об этом не беспокоятся. По словам Светланы Скакун (Asia Trade Music), кинотеатры могут понести убытки из-за отсутствия запаса необходимых деталей для нового оборудования и не переквалифицированных под «цифру» киномехаников. Наконец, прокат фильма в 3D позволяет получить доход больше, нежели от показа фильма в обычном формате. Без нужного оборудования эти деньги окажутся у конкурентов или не достанутся никому. Второй важной проблемой проката в современной России является нежелание зрителей платить даже минимальную цену за билет (по словам гендиректора компании «Синема 1080» Владимира Самойлова, наименьшая стоимость билета составляет восемьдесят два рубля, а многие российские граждане не готовы расстаться более чем с пятьюдесятью).
Будущее. В прогнозах на будущее спикеры сходились в следующем: необходимо строить больше кинотеатров, чтобы охватить новую аудиторию (по статистике из доклада Владимира Самойлова у 50% россиян нет возможности посмотреть фильм на большом экране). Финансовая поддержка проката отечественных картин со стороны государства должна увеличить долю российской продукции на кинорынке. В 2010 году этот показатель составил 16% (из доклада гендиректора компании «Маркет Репорт» Олега Иванова). Открытие новых залов, в которых будут показывать российские и иностранные фильмы, сократит эту цифру до 14% (планируется строительство 2,7 тысяч кинотеатров). Таким образом, один вопрос тесно связан с другим.
Как возможная помощь отечественному кинорынку со стороны государства чаще всего рассматривалась дотация. Говорилось о том, что поддержка нужна не только патриотическим или ориентированным на широкую аудиторию фильмам, но и арт-хаусу, и научно-фантастическим лентам, и анимации. Именно суммарно высокие показатели российского кинопроизводства могут помочь вернуть рынок, на котором правит бал американское кино (с такими фильмами, как «Аватар», во главе: с бюджетом равным годовому бюджету всех фильмов отечественного производства).
В завершении дискуссии Сергей Тесло поднял вопрос о том, не пора ли вернуть культуру показа, прекратить «умасливание и потворство зрителю» - тогда вернутся те прибыли, которые были в советские времена и даже в девяностые годы на постсоветском пространстве. Вопрос показался риторическим – участники конференции отметили, что все они работают над улучшением ситуации, и в будущем мрачная картина российского кинопроката станет более ясной.
—
Источник: ng.ru