Вы здесь

Объективы: основные оптические характеристики / Часть 3

Объективы: основные оптические характеристики / Часть 3

Обычно объективу камеры не уделяют должного внимания, а просто стараются защитить оптику от воздействия атмосферных осадков и периодически чистят ее. Но именно от того, как настроен объектив камеры, зависит качество съемки. В этой части курса рассказывается о различных насадках и фильтрах, с помощью которых можно скорректировать недостатки оптики, улучшить качество изображения и даже получить специальные эффекты.

Бленды для объективов

Чтобы лучше видеть при ярком солнечном свете, мы пользуемся солнцезащитными очками, прикрываем глаза широкими полями панамы или большим козырьком кепки. Объектив видеокамеры тоже нуждается в дополнительном экранировании от попадания прямых лучей света, которые могут вызвать появление бликов или снизить контрастность изображения.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Если изменить положение камеры, чтобы исключить попадание на нее прямых лучей света, нельзя, на объектив помещают светозащитную бленду или козырек. Появление бликов в изображении четко видно на экране видоискателя камеры, поэтому эффект, который оказывают бленды очень просто проконтролировать.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Большинство объективов с трансфокаторами оснащено небольшой встроенной блендой, но она эффективна только при установке объектива в положение, соответствующее широкоугольному объективу. Если же объектив работает, как длиннофокусный или условия освещения напоминают те, что показаны на снимке, то понадобится закрепить дополнительную бленду, например, такую как приведена рисунке.

Светофильтры

Стеклянные светофильтры состоят из слоя прозрачного окрашенного геля, который зафиксирован между двумя плотно прижатыми стеклянными пластинками.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Светофильтры могут окаймляться круглой оправой, с помощью которой они навинчиваются на внешний край объектива (как показано на фотографии) или размещаться в механизме для сменных светофильтров камеры.

Существует также особый вид светофильтров, которые существенно дешевле стеклянных - это гелевые фильтры, которые представляют собой небольшие квадратные кусочки оптического пластика. Их размещают перед объективом вместе в боксе для фильтров.

Ультрафиолетовые фильтры

Операторы, работающие в области видеожурналистики, часто используют ультрафиолетовый фильтр (УФ-фильтр), чтобы защитить оптику от воздействия неблагоприятных условий съемки. Замена поврежденного светофильтра обойдется значительно дешевле, чем покупка нового объектива. Такие меры предосторожности обязательно следует соблюдать при съемках, чтобы предотвратить попадание грязи на линзы объектива при порывах ветра.

УФ-фильтр поглощает ультрафиолетовую часть спектра, незначительно повышает цветопередачу и контрастность, а также позволяет избавиться от легкой дымки при съемке удаленных объектов. Многие операторы предпочитают не снимать ультрафиолетовый светофильтр с объектива и используют его постоянно.

Светофильтры для доминирующих цветовых сдвигов

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

В современных видеокамерах для цветокоррекции предусмотрены различные настройки оптических и электронных компонентов, но придать снимаемой сцене доминирующий цветовой оттенок можно и с помощью фильтров. Например, при съемке фотолаборатории имитировать эффект красного фонаря, к которому не чувствительна фотобумага для проявки и печати, поможет темно-красный стеклянный светофильтр, который размещают перед объективом камеры. (Правда, в фотолабораториях уже давно не применяют защитные фильтры красного цвета при печати фотографий, но так как большинство зрителей этого не знает, режиссеры поддерживать этот миф.)

Если в камере есть встроенный датчик баланса белого, то перед тем, как поместить светофильтр, следует предварительно установить баланс белого. В противном случае, система подержания баланса белого сведет к нулю эффект от использования окрашенного светофильтра.

Нейтральные оптические фильтры

Иногда необходимо иметь возможность регулировать количество света, которое проходит через объектив, не изменяя диафрагму (т. е. не увеличивая ее значение). В предыдущей статье мы уже рассматривали ситуацию, когда сохранение относительно широкой диафрагмы позволяло выполнить избирательную фокусировку при ярком солнечном свете. Такой метод фокусировки позволяет, чтобы не акцентировать внимание зрителей на второстепенных объектах на заднем плане, сделать их изображение размытым. Хотя лучшим решением в этом случае было бы уменьшение выдержки, применение светофильтра нейтральной оптической плотности даст аналогичный результат: нейтральный серый фильтр уменьшает освещенность и не влияет на цветопередачу.

Профессиональные видеокамеры обычно комплектуются одним или несколькими встроенными сменными светофильтрами нейтральной оптической плотности. Для выбора необходимого нужно лишь повернуть колесо механизма установки фильтров. Ниже приведены виды нейтральных фильтров и то значение диафрагмы, которому соответствует уменьшение освещенности.

Нейтральный фильтр Значение диафрагмы
0,3 ND 1 f-stop
0,6 ND 2 f-stop
0,9 ND 3 f-stop
1,2 ND 4 f-stop

Даже в ясный солнечный день с помощью светофильтра нейтральной оптической плотности 1,2 ND можно добиться, чтобы диафрагма оставалась достаточно широко открытой, и использовать способ избирательной фокусировки.

Поляризационные светофильтры

Поляризационные светофильтры могут оказаться крайне полезны, если необходимо:

  • убрать блики и отражения;
  • сделать цвет голубого неба более глубоким;
  • получить насыщенные цвета.

Обратите внимание насколько отличаются изображения на этих двух фотографиях.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтрыОбъективы: основные оптические характеристики, фильтры

Фильтры для специальных эффектов

Существует очень много светофильтров, с помощью которых можно получить самые различные эффекты. Наиболее популярные из них: "звездные", "взрывающиеся звезды", "размывающие" и "туманные".

"Звездные" фильтры

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Вам, бесспорно, доводилось видеть сюжеты, в которых от очень ярко освещенных объектов расходятся острые лучи света. Этот эффект достигается за счет применения стеклянного светофильтра, на поверхность которого нанесена микроскопическая сетка из пересекающихся параллельных линий.

Для съемки представленной фотографии использовали фильтр, создающий эффект четырехлучевой звезды, который к тому же слегка смягчил и размыл изображение.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

"Звездные" светофильтры могут создавать эффект четырех-, пяти-, шести- или восьмилучевых звезд, в зависимости от решетки, которая выгравирована на их поверхности. Сила достигаемого эффекта будет определяться установленным значением диафрагмы.

Фильтр "взрывающаяся звезда" позволяет окрасить расходящиеся лучи света в различные цвета.

Следует учитывать, что светофильтры "звездный" и "взрывающаяся звезда" в незначительной степени снижают резкость изображения.

"Размывающие" фильтры

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Для создания эффекта нереального (размытого) изображения применяют "размывающие" (рассеивающие) светофильтры различной интенсивности. На заре кинематографии их часто использовали, чтобы придать актрисам загадочный облик и скрыть их истинный возраст.

Похожий эффект достигается при съемке через сетку из тончайшей проволоки, установленной непосредственно перед объективом камеры. Уровень размытости в значительной степени определяется значением диафрагмы. При применении "размывающего" светофильтра баланс белого следует устанавливать после закреплении этой насадки на объективе.

"Туманные" фильтры

Чтобы при съемках "на натуре" придать сцене атмосферу туманного утра или вечера и не зависеть при этом от капризов природы или исправности генератора дыма, можно воспользоваться фильтром, создающим иллюзию тумана.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Общие рекомендации

Использование светофильтров вызывает незначительное повышение уровня черного цвета в видеоизображении, и оно становиться чуть серее. Поэтому при замене фильтра лучше всегда перенастраивать видеокамеру или устанавливать иной уровень черного (вручную или автоматически, в зависимости от модели).

В отличие от электронных специальных эффектов, которые добавляются к изображению на этапе постпроизводства, оптические эффекты, созданные с помощью светофильтров, не могут быть отменены на стадии записи. Поэтому, чтобы отснятый материал не преподнес в дальнейшем неприятных сюрпризов, рекомендуется тщательно просматривать результаты натурных съемок на высококачественном мониторе сразу же после их прове-
дения.

Встроенные сменные фильтры

Как мы уже отмечали выше, в профессиональных видеокамерах предусмотрена возможность установки между камерой и объективом одной кассеты (а иногда и двух) со сменными фильтрами. Это позволяет по мере необходимости помещать перед световым потоком, прошедшим через объектив, необходимый светофильтр.

Как правило, кассета для сменных светофильтров содержит:

  • два и более цветных корректирующих фильтра, предназначенных для компенсации различных условий освещения (часто со встроенным нейтральным фильтром);
  • специальный светофильтр, предназначенный для компенсации сине-зеленого оттенка в излучении флуоресцентных ламп;
  • один светофильтр (иногда два) для создания специальных эффектов, в том числе "звездный" светофильтр, о котором шла речь выше;
  • непрозрачный светофильтр ("крышка" для объектива), который предотвращает попадание света на объектив.

Кассета для сменных светофильтров обычно расположена за объективом. Но, чтобы эффективно использовать некоторые светофильтры (например, поляризационные) их следует устанавливать перед объективом.

Блок для установки фильтров

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Это небольшой блок, выполненный в виде гармошки, который размещается перед камерой и служит чехлом для объектива, но в него можно устанавливать и фильтры. Как уже отмечалось выше, вместо круглых стеклянных фильтров можно использовать сравнительно недорогие квадратные цветные гелевые, размещая их перед объективом в блоке для фильтров.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

В такие блоки кроме фильтров можно устанавливать различные маски и подложки. Например, сделав шаблон (маску) в виде замочной скважины, создать эффект съемки через замочную скважину (хотя сегодня не так уж много замочных скважин через которые можно хоть что-то разглядеть). Правда, большинство эффектов, для достижения которых прежде использовали боксы, сейчас гораздо проще и с большей долей предсказуемости реализуются на электронном уровне.

Объективы: основные оптические характеристики, фильтры

Перископический объектив

Перископические системы используются для съемок с очень большим увеличением, например, созданных в миниатюре фантастических миров, на которые в последствии будут наложены с помощью средств монтажа кадры с действующими актерами. Эффект увеличения обеспечивается четырьмя широкоугольные объективами, которые входят в перископическую систему.

Данная модель состоит из отдельных модулей и может использоваться с оборудованием, предназначенным для работы в форматах SDTV, HDTV, а также со всевозможным оборудованием для киносъемок.

На фотографии показан момент съемки с помощью такого объектива сцены доисторического периода, которая затем будет "оживлена" и представлена в натуральную величину. Несмотря на то, что съемка производится с помощью кинокамеры, на ней установлен электронный видоискатель, позволяющий отслеживать "захваченное" изображение.

Источник: журнал "Цифровое видео"