Вы здесь

Может ли наше кино покорить киномир. Или поиск инвестиций станет важнейшим из искусств?

Может ли наше кино покорить киномир.  Или поиск инвестиций станет важнейшим из искусств?

Три награды Берлинского фестиваля, которые получил вышедший недавно на экраны фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», оживили споры о том, способно ли наше кино покорить киномир и почему никак не покорит.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала правильно его сформулировать. На что мы, собственно, надеемся? Что наше кино пробьется в широкий зарубежный прокат? Этого не случится никогда. Отдельные фильмы, конечно, будут прорываться, как прорвался «Ночной дозор». Некоторые наши фильмы будут зарабатывать за границей больше, чем заработали у нас: последние уникальные случаи — «Русский ковчег» Сокурова и «Возвращение» Звягинцева. Но массового интереса к русскому кино не будет просто потому, что в мире востребованы лишь избранные национальные кинематографии. Мир смотрит: голливудское кино, французское и фильмы из Юго-Восточной Азии — китайские, гонконгские, японские, корейские, а теперь еще и тайские. В некоторых странах любят индийские. И всё. Анекдотичный случай, рассказанный французским прокатчиком. В начале 2000-х он выпускал у себя громкий немецкий триллер «Эксперимент». Так вот: рекламные ролики к нему были сделаны так, чтобы французская публика ни в коем случае не заподозрила, что ей впаривают немецкое кино. В немецкое кино она не верит.

Короче, вопрос можно формулировать только так: способно ли наше кино заинтересовать зарубежных интеллектуалов? Киноманов? Главные кинофестивали? Появилось ли у нас что-то свое, настоящее, чего нет в кинематографе других стран? Не так давно наиболее восторженные журналисты заговорили о том, что у нас возникла новая молодая киноволна. Что главные фестивали мира отбирают только фильмы наших 20-30-летних режиссеров, иногда — по традиции — добавляя к ним фильмы Сокурова или Балабанова. Типичным представителем этой волны считается и фильм Попогребского «Как я провел этим летом».

Так есть ли волна? Или же это миф и фикция?

Пожалуй, все-таки не фикция. Между фильмами Попогребского, Бориса Хлебникова (мне особенно нравится его «Свободное плавание»), Андрея Прошкина (больше всего люблю «Солдатский Декамерон» и «Миннесоту»), Алексея Германа-младшего (по мне, хороши все его работы: «Последний поезд», «Гарпастум», «Бумажный солдат»), Николая Хомерики (в последнем Канне показали его «Сказку про темноту»), Павла Бардина (скандальный, фактически не допущенный в прокат фильм про скинхедов «Россия 88») можно усмотреть много общего. Занятно, кстати, что все эти режиссеры вышли в конце прошлой недели из михалковского Союза кинематографистов с желанием образовать свой независимый киносоюз. Родственны им и картины — тут просто перечислю режиссеров, название фильмов легко найти в сети — Ильи Хржановского, Валерии Гай Германики, Бакура Бакурадзе, Василия Сигарева, Ивана Вырыпаева, Игоря Волошина, Алексея Мизгирева.

Все эти режиссеры предпочитают снимать картины не про Москву и не про Питер, а если и Москву, то такую захудало-окраинную, что глухая провинция столицей покажется. У Попогребского, если кто еще не знает, действие разворачивается на заполярной метеостанции на Чукотке, для которой единственный контакт с большой землей — это радиосвязь с треском в эфире. В этом глухом краю белых медведей, пустых бочек из-под солярки и вяленого гольца и развивается жесткий психологический конфликт опытного начальника станции и молодого студента-сезонника: профессионала и «туриста».

Все эти режиссеры явно ориентируются не на традиции советского кино, а на опыты зарубежных современников — прежде всего европейских.

Все они предпочитают выдумке и гламуру (который обожают другие молодые режиссеры) живую реальность. Нет-нет, говорить о появлении сколько-нибудь серьезной русской киноволны рано. Это пока не волна — рябь. Но заметим, что абсолютно все новые волны в мировом кинематографе начинались именно с интереса к реальности: итальянский неореализм конца 1940–1950-х. Французская nouvelle vague конца 1950–1960-х. Датская «Догма» 1990-х. И что действительно именно эти наши фильмы стали привлекать внимание главных зарубежных кинофестивалей: в Канне, Берлине, Венеции, Роттердаме, Торонто, Локарно, Карловых Варах.

Проблема в том, что нашу молодую режиссуру могут уничтожить новые правила господдержки кино. Госсредства на производство игровых фильмов получили только восемь студий, призванных снимать патриотические фильмы, — назовем их G8, большой восьмеркой. А вот продюсеру Роману Борисевичу, который произвел все фильмы Попогребского и Хлебникова, а заодно и фильм Василия Сигарева «Волчок», отхвативший все главные призы прошлого «Кинотавра», не дали ни копейки.

Но, может, это окончательно научит представителей нашей наметившейся киноволны быть европейцами.

В Европе поиски денег на съемки — это целое искусство. Их одновременно ищут в разных странах, пытаясь заинтересовать своими проектами многочисленные кинофонды. Даже такой мэтр, как фон Триер, наскребает финансы по сусекам, хотя контролирует одну из главных европейских студий Zentropa. В производстве последнего фильма фон Триера «Антихрист» участвовали, например, Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия и Польша. Умудреннейший (и вроде бы далекий, на первый взгляд, от финансовых хитростей) Александр Сокуров находит инвесторов для своих картин в десятках стран от Швейцарии до Японии. Тем же путем пошли Балабанов и Звягинцев — их следующие картины будут сняты при помощи как русских, так и немецких, голландских, японских инвесторов.

Правильной дорогой идете, товарищи.

Источник: forbes.ru, автор: Юрий Гладильщиков

Groups audience: