Вы здесь

Кого называть продюсером?

Кого называть продюсером?

Давайте разграничим виды искусства. В кино продюсер дает режиссеру деньги на съемку, иногда спорит с ним о выборе актеров-звезд и сценариста, поскольку в случае успеха или провала счет идет на миллионы долларов. В театре, на радио и телевидении продюсер - это постановщик программы. Во всяком случае так они называются на Западе. В советское время в России директорам (администраторам, менеджерам) артистов понравилось заморское словечко “продюсер”.

Журналисты, не зная что это такое, стали мешать все в одну кучу: “...собрались менеджеры и продюсеры”. Некоторые вообще пишут это слово как “продюссер” или “продюссор”. Одно издание напечатало его аж с тремя буквами “с”. У нас стали зачем-то выкручиваться, начав называть продюсера “звуковым” продюсером или “саунд-продюсером”. Но настоящий музыкант или представитель иностранного шоубизнеса, узнав, что вы — продюсер, постарается выяснить, какие же конкретно пластинки вы продюсировали. Бывает, что талант менеджера и продюсера сочетаются в одном человеке. Похоже на то, что Павел Жагун, например, придумал звучание МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА, сидя в студии.

Теперь про знакомую мне музыку и студийную работу, потому что о творчестве продюсера можно судить только по пластинкам его артистов. Продюсер сродни художнику, только его палитра музыкальная, и вместокрасок на звуковой холст он наносит звуки или, вернее звуковые партии инструменталистов или певцов. И тут придется хотя бы вкратце рассказать о записи в современной студии.

ЗВУКОРЕЖИССЕР: За редким исключением все продюсеры хорошо знают технику. Каждый инструмент или голос записывается на магнитофоне на отдельную дорожку - обычно их от 8 до 32. Мы, например, записываем одновременно барабаны, бас и гитару. Затем пишем все (это 2-3, у других бывает больше) гитарные партии. Дальше идет саксофон, аккордеон или пианино. Последними споем ведущий вокал и вторые (третьи и больше) голоса. Остается “обработать” (добавить “эхо” и другие студийные “чудеса”) и смешать все партии в любом сочетании. Когда запись готова, продюсер микширует, или “сводит” воедино эти 8 партий (у рокабилли-группы) или 64 (как у Стинга).

ХУДОЖНИК: Основная функция продюсера - держать глаз и ухо востро за всей картиной: концепцией того, как в идеале должна звучать запись. Студия требует предельного внимания к деталям, но продюсер сознательно держится от них подальше. Певец или музыкант занят нотами, звукорежиссер укладывает звуки на пленку, а продюсер стоит позади, смотря за тем, чтобы каждая звуковая краска украсила всю мозаику.

ОРГАНИЗАТОР: Запись на студии часто планируется. Продюсер имеет ясное понятие о технических параметрах проекта - скажем, формат пленки - и творческих фишках - включая стиль, инструментовку и степень профессионализма, которого надо достичь. Итак, продюсер, как организатор записи - в самом лучшем положении.

Выбор студии - дело важное. Как и выбор аппаратуры - хватает ли для работы того, что есть? Или стоит купить, арендовать или стрельнуть у какого-нибудь “зубра” лишний ревер? То же с музыкантами: надо ли привезти пианино или нанять вокалиста? Если да, то какой нам здесь нужен исполнитель. Ввести виолончель в “Yesterday” предложил продюсер. Он же может вообще решить, готова ли группа к записи?

Приняв все в расчет, продюсер заказывает студийное время. Он объяснит музыкантам, что от них требуется, и будет ожидать от всех полной отдачи.

ПЛАНОВИК: Финансы на проект расписывают на всякие разности: наемные таланты, чистую пленку, аренду аппарата, транспорт, возможно даже еду и телефонные переговоры, знай только укладывайся в бюджет. В хорошей студии время - буквально деньги: от $10 до $100 в час. Продюсер отводит время на все - вокальные и инструментальные партии, их наложения, “сведение”(или финальное микширование) и перезапись готовой фонограммы на пленку. Он приглядывает, чтобы все шло гладко, чтобы затяжные мелочи - например, когда гитарист пробует новую “примочку” - не затмили главного. Или клавишник в погоне за новыми тембрами забудет про “счетчик”. Главное - чтобы музыкант здорово сыграл.

ВДОХНОВИТЕЛЬ: Исполнители отвечают за музыку, а продюсер в ответе за то, чтобы их талант использовался эффективно. Одна очень важная вещь: продюсер практически исполняет все требования артистов, техни- ческие и личные, и тогда они творят не отвлекаясь. Продюсер вдохновляет музыканта, накачивая его психологически, поддерживая его творческую энергию, фокусируя его внимание на конкретных кусках, покуда тот шлифует свои дубли. Продюсер культивирует атмосферу сотрудничества между звукооператором и музыкантом, или главой фирмы грамзаписи - всеми заинтересованными сторонами. Одним словом, надо поддерживать хороший студийный этикет.

Были две студии, где мы этого не нашли, по этическим причинам я не скажу какие. На одну МИСТЕР ТВИСТЕР теперь не загонишь и палками. Другой группа иногда пользуется, поскольку к музыкантам было проявлено

уважение, только когда получилась клевая запись. Но же это полное отсутствие этикета по отношению к молодым! Сейчас в условиях конкуренции эти студии сидят без работы, у них мало заказов. С другой стороны, есть студия, которая технически оснащена не так чтобы очень круто, но их график забит на полгода вперед. Видно, к рокерам там хорошее отношение и творческая атмосфера.

Главная работа и дар продюсера - угадать лучший дубль. Если он знаком со способностями артиста, то нельзя его отпускать с плохим исполнением (конечно, в отведенное время). С другой стороны, сколько музыкантов “закопали” продюсеры, требуя от них следующего дубля, когда лучший давно уже сыгран.

ТВОРЕЦ: Продюсера часто ассоциируют со звучанием, “саундом”, или с таким подходом к записи, по которому его узнают. Обычно продюсер работает в конкретном стиле. Именно отсутствие продюсера объясняло одинаковый звук на пластинках “Мелодии”, когда Хор Пятницкого, джазовый АРСЕНАЛ и металлический ЧЕРНЫЙ КОФЕ звучали одинаково! Есть исключения: Рик Рубин продюсировал хитовые альбомы попсушек БАНАНАРАМА, трэшеров СЛЭЙЕР и фанк-панков РЕДХОТ ЧИЛИ ПЕППЕРЗ!

Некоторые продюсеры считают, что надо вынуть из артиста все лучшее и личное. Цель других - хит любой ценой, невзирая на идеи и способности артиста. Так или иначе, продюсер это посредник между конкурентами: барабанщиком, которого мало в общем звуке, клавишником, который считает, что именно его инструменты должены доминировать и главой фирмы грамзаписи, который хочет слышать только то, что вчера прозвучало у Мадонны.

Музыкальный вклад продюсера мал и велик. Он может все: тонко изменить микс, приводя музыку в соответствие со стилем. Он может изменить аранжировку песни, ее темп, манипулировать с формой, преписать припев. Многие продюсеры, пройдя организационные барьеры, не стоят над душой у музыканта, а довольствуются чтением газет.

МЕНЕДЖЕР: Иногда продюсер может довести проект от студии до намеченной аудитории. Стилевой продюсер знает свой рынок и поможет записи попасть в руки тех, кто доведет ее до коммерческого усеха. Если это демо, то это руководство клубов или фирма грамзаписи. Продюсер знает, как преподать кассету. Если фирма работает с артистом, то продюсер - это посредник между ними; он имеет контракт, по которому сдает готовую работу фирме. Эта запись называется “мастер-тэйп”, продюсер одобряет этот “мастер”, с которого тиражируются пластинки,кассеты и компактные диски.

В музыкальном мире каждый новичок знает, что такое продюсер. Сам термин у нас используется не по назначению, ибо Совок вырастил непрофессионалов. Человек, классно умеющий зарабатывать “капусту”, хочет обозваться новым заморским словом. Но, слушая кассетки, звучащие на рынках, приходишь к выводу, что к “певцам” типа Борщевского или группам типа “МУМУ” приложил руку сильный менеджер, а отнюдь не продюсер. Иначе бы они звучали, как Майкл Джексон и ПИНК ФЛОЙД.

Источник: Театр "Образ"

Groups audience: