Вы здесь

Как выбрать камеру? Технические особенности

Как выбрать камеру? Технические особенности

Каждому, кто хочет самостоятельно создать хотя бы очень маленькое кино-творение, рано или поздно приходится задумываться о приобретении видеокамеры. Сегодняшний рынок предоставляет настолько огромный выбор, что не растеряться не возможно.

Как сориентироваться, понять, что необходимо в первую очередь, а что является не столь важным? Как немного сэкономить и не проиграть в качестве? На эти и другие вопросы не возможно ответить однозначно, но, по крайней мере, можно попытаться разобраться в терминологии, сравнить возможности популярных видеокамер и их стоимость. В каждом отдельном случае выбор может быть различным, в зависимости от того, какие критерии покупатель выдвигает для себя на первый план. Я надеюсь, что эта статья если и не поможет вам в выборе, то, как минимум прольет свет на некоторые детали.

С чего начать

Наиболее актуальным на данный момент является выбор цифровых видеокамер. Среди них очень много моделей, которые разнятся по форматам, техническим параметрам и стоимости.

Под типом видеокамеры подразумевают формат записи и способ хранения информации. Кроме это существует целый ряд технических характеристик, которые влияют на качество записи, возможности и удобства в работе.

Цифровая камера имеет матрицу, которая заменяет ей светочувствительный материал. Матрица с большой частотой сканирует изображение, которое проецируется на нее через объектив. Сканированное изображение в цифровом виде (в виде нулей и единиц) обрабатывается далее процессором камеры и записывается на носитель информации.

После того как запись произведена, вы можете перенести ее в компьютер и работать с изображением при помощи различных видео-редакторов.

Матрица

На сегодняшний день используется два типа матриц CCD и CMOS. Первый тип имеет высокую стоимость вследствие сложной технологии производства. Второй тип более прост в изготовлении, значительно дешевле, но, к сожалению, пока имеет более низкое качество изображения (повышенный шум).

Для того чтобы повысить качество изображения, разработчики решили использовать 3 одинаковые матрицы в одной камере. Схема такова: изображение проецируется на призму, призма разлагает световой поток на 3 (красный, голубой, зеленый) цветовых канала, каждый канал обрабатывается своей матрицей. Так в наш обиход вошли трехматричные камеры. Их использование на сегодняшний день наиболее интересно с точки зрения качества цветопередачи. Однако система из 3 матриц будет, стоить дороже обычной одноматричной.

Чем больше размер матрицы, тем выше чувствительность, ниже уровень шума, большая четкость изображения. В техническом описании камеры размер матрицы указывается в дюймах, и равен размеру диагонали матрицы.

Световая чувствительность - одна из важных характеристик матрицы, в некоторых случаях световая чувствительность матрицы достигается по средствам электронного усиления сигнала. Этот способ внешне повышает чувствительность, но вместе с этим усиливает уровень шума. Измеряется световая чувствительность в люксах, чем меньше значение, тем выше чувствительность.

Шум - способность матрицы воспроизводить лишние детали, отдаленно напоминает зернистость пленки. Особенно заметен шум при съемке полуосвещённых сцен. Этот параметр редко указывается в описаниях камер, однако, по моему мнению стоит ему уделять больше внимания.

Разрешение - измеряется в пикселях, иногда в телелиниях. Как правило, соответствует заявленному стандарту. Для PAL требуется 720х576 пикселей, если вы снимаете в обычном формате (DV, miniDV и пр.). Для HD требуется большее разрешение (1920х1080 - полноформатный HD или более скромная версия 1440х1080, существуют и иные, меньшие по разрешению разновидности HD)

Объектив

Одна из самых важных частей камеры - объектив. Большинство камер снабжаются стационарным объективом, это ограничивает творческую свободу, но может быть компенсировано, за счет большого выбора оптических насадок. Насадки способны сделать из вашей камеры, микроскоп, телескоп, или просто добавить изображению немного шарма благодаря фильтрам или изменению угла поля зрения. Стоит обратить внимание на диаметр резьбы для насадок, будет ли выбор насадок под этот диаметр исчерпывающим? Один из главных и простых критериев выбора объектива - объектив с максимальным входным отверстием. Такой объектив имеет большую светосилу, а значит, вы можете сильнее открыть диафрагму, и сделать глубину резкости почти как в кино. Мало освещенным сценам такой объектив тоже не повредит.

Фокусировка - наведение резкости в кадре.
На сегодняшний день, все видеокамеры снабжаются системой автоматической фокусировки. Не маловажным для реализации творческих задач является наличие возможности настраивать резкость вручную. Резкость это не только качество изображения, но и способ управления вниманием зрителя. При наличии малой глубины резкости, вы можете концентрировать внимание зрителя на разные объекты внутри одного кадра, таким способом, применять один из видов внутрикадрового монтажа.

Фокусное расстояние - на прямую связано с углом обзора, чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора, вместе с этим сильно меняется строение перспективы. Если использовать длиннофокусный объектив, пространство как бы сжимается, короткофокусный наоборот, как бы "разворачивает" пространство, вместе с этим не редко искажая перспективу.

Zoom - объективы с опцией ZOOM имеют переменное фокусное расстояние, что может быть удобным при съемке. Не стоит путать наезд камерой и наезд ZOOM, разница существенна. Интересным является эффект, когда наезд камерой и ZOOM используются одновременно, персонаж стоит на месте в кадре, а пространство за ним сжимается.

Диафрагма - относительно отверстие, регулирующее световой поток. Как правило, механизм в виде лепестков расположенных по кругу, способный изменять внутренний диаметр отверстия. Посмотрите на зрачок соседа, механизм иной, принцип и назначение те же. Значение диафрагмы равно отношению фокусного расстояния к диаметру. Имеет большое значение максимальный диаметр диафрагмы, от него зависит, насколько много света способен пропустить объектив при слабом освещении. Так как диафрагма зависит от фокусного расстояния, для ZOOM объектива нужно учитывать два параметра диафрагмы, при максимальном фокусном расстоянии и минимальном. Кроме этого диафрагма влияет на глубину резкости.

Диаметр фильтра - диаметр на внешней части объектива, этот параметр нужно учитывать для выбора сменных насадок и светофильтров. Не лишним бывает перед выбором камеры убедиться в том, что для указанного диаметра вы сможете подобрать все, что вам необходимо в работе. Если диаметр вас разочарует, не беда, возможно, получиться решить проблему подбором переходного кольца, которое адаптирует объектив под другие диаметры.

Сменная оптика - очень важная и полезная опция. К сожалению, большинство любительских видеокамер не имеют возможность менять объектив. Ярким исключением являются полупрофессиональные камеры Canon, для них доступен огромный выбор объективов, включая объективы от фотокамер. Так же сменная оптика имеется на некоторых полупрофессиональных камерах JVC и Panasonic. Профессиональная же техника, как правило, всегда имеет сменную оптику.

Стабилизация изображения

У многих людей дрожащая картинка видео записи ассоциируется с любительской съемкой. Почему? Камеры маленьких размеров, как правило, имеет малый вес, легкое дрожание рук или порыв ветра резко бьет по стабильности картинки. Чтобы этого не происходило, разработчики придумали несколько систем стабилизации изображения.

Оптическая стабилизация - стабилизация достигается по средствам оптики. Между матрицей и объективом устанавливается подвижная призма, движение которой стабилизирует изображение.

Электронная стабилизация - происходит программным путем, т.е. матрица фиксирует "дрожащее" изображение, а процессор камеры пытается стабилизировать изображение.

Наиболее эффективна и не имеет потерь качества - оптическая стабилизация, однако для такой системы нужны большие габариты камеры и такое устройство, как правило, дороже.

Слишком сильно стабилизированная камера может иметь недостатки, например, делая плавную панораму, вы можете заметить, что смещение камеры воспринято стабилизатором как дрожание, в результате панорама получается дискретной (стоп-кадр - рывок, стоп-кадр - рывок и т.д.). Если камера снабжена возможностью отключения стабилизации, это позволит вам иметь больше гибкости в работе.

Чем больше камера и тяжелее, тем стабильнее изображени, это свойство можно отнести к естественной стабилизации. Примерно на этом принципе построена работа большинства стадикамов. Однако, несмотря на это, большие профессиональные камеры, все равно снабжаются стабилизаторами и, как правило, более мощными, чем на любительских камерах. Результат при этом не редко потрясающий. Даже если у вас "тремоло рук" картинка "стоит" почти так же, как если бы вы пользовались штативом.

Контроль за изображением

Большинство любительских видеокамер снабжено откидными дисплеями. Вещь конечно удобная, но есть существенный недостаток. Трудно рассмотреть мелкие детали, из-за чего не сложно ошибиться с резкостью, или не заметить что у главного героя не все в порядке с прической, цветопередача и яркость так же нередко отличаются от реального результата. Боковое освещение часто мешает, вводя в изображение свои коррективы. Если ваша камера снабжена видоискателем, это возможно не так удобно, но позволяет лучше сосредоточиться на том, что у вас происходит в кадре. Некоторые камеры имеют и дисплей, и видоискатель, вы можете использовать тот вариант, который вам более удобен в данное время.

Кроме этого за изображением помогают следить некоторые дополнительные опции камеры, например индикация пересвета. Если какая-то часть экрана у вас слишком сильно высечена, эта зона подсвечивается на дисплее пунктиром ("зеброй"). А дальше, вы уже как оператор решаете, что делать, экспозицию корректировать, или говорить всем, что "так и задумано". Пересвет опасен тем, что в кинозале зрителю становятся видны артефакты экрана, словно экран осветили прожектором, зритель отвлекается от основного изображения. Кроме этого "белое пятно" плохо поддается последующей цифровой обработке. Например, если вы попытаетесь сделать кадр чуть светлее или темнее, все изображение изменится, но белое так и останется белым, в нем не "проявятся" скрытые детали. Обычный LCD дисплей, без индикации пересвета, иногда может вводить вас в заблуждение, скрывая слабые полутона на белых пятнах.

Опции, настройки

Дабы завлечь покупателя, производители идут на любые ухищрения, зачастую создавая иллюзию многофункциональности камеры, фактически снабжая ее бесполезными функциями (это я о дополнительных эффектах, которые зачастую логичнее делать при монтаже, а не во время съемок), но есть несколько важных возможностей с которыми вам будет намного удобнее работать, и которые предоставят вам больше возможностей при съемках

Баланс белого

Для того чтобы осуществлять цветовую коррекцию изображения в зависимости от типа освещения, служит баланс белого. Камера берет в качестве эталона образец белого изображения, и по нему корректирует цветопередачу. Обычно камера справляется с этой задачей, используя автоматический баланс белого. Однако бывают ситуации, когда автоматика справляется с поставленной задачей не корректно. Например, если вы снимаете в помещении с яркими однотонными обоями, цвет стен даст сильный рефлекс на все предметы в помещении. Тут требуется выставить баланс белого вручную. Для этого держат несколько секунд белый лист бумаги перед объективом, пока не закончится настройка. Теперь усложним задачу. Требуется съемка в офисе, где один кабинет рыжий, другой, зеленый, третий фиолетовый и вам нужно оперативно перемещаться, с места на место, вслед за объектом съемок. С такой задачей позволяет справиться возможность сохранения настроек. Вы один раз выставляете баланс белого во всех комнатах, а далее просто переключаетесь с режима на режим. Такая опция обычно называется "предустановками баланса белого".

Настройка экспозиции

Обычно камеры автоматически подбирают параметры для съемок, выдержка диафрагма и чувствительность матрицы. В тех случаях, когда кадр имеет не равномерную освещенность (против окна, свет в конце тоннеля, и пр.) автоматика принимает среднеарифметическое значение, а это не всегда подходит. Для того чтобы вносить коррекцию существуют дополнительные опции - возможность добавить или убрать несколько делений экспозиции (в данном случае не идет речь конкретно о диафрагме или выдержки, коррекция производится на все). Таким образом, вы можете снимать объект на фоне окна, смело увеличиваете пересвет за ним, в результате объект становиться хорошо различимым, и наоборот, концентрируетесь на виде за окном, уводя персонажа в черный силуэт.

Ручная настройка выдержки или диафрагмы тоже замечательная возможность. При этом есть 3 режима:

AV - приоритет диафрагмы. Диафрагма статична, и выставляется оператором, выдержка подстраивается автоматически. Этот режим позволяет использовать такой художественный прием, как уменьшение глубины резкости. При максимально открытой диафрагме, получите минимальную глубину резкости, выглядеть это будет конечно не так эффектно как на кинопленке (особенности оптики и размера матрицы), но и отнюдь не банально.

TV - приоритет выдержки. Выдержка выставляется оператором, диафрагма подстраивается автоматически. Это позволяет экспериментировать с разными режимами съемки движущихся объектов. Если выдержка будет максимальной, получите сильный смаз от движения, возможно, это будет интересным художественным решением. Короткая выдержка даст более четкую картинку, и вы можете попытаться "растянуть" ее тайминг на компьютере, почти без потери качества, что тоже может быть интересным в некоторых случаях.

MV - полностью ручная настройка. И выдержка, и диафрагма выставляются оператором, никакой автоматики. Полная свобода творчества.

Так же как и в случае с балансом белого, разные параметры экспозиции могут сохраняться в настройках, если камера снабжена этой возможностью.

Прогрессивный режим съемки

Телевизионное изображение в системе PAL (наиболее распространенная система формирования телеизображения в нашем регионе) имеет частоту кадров отличную от кино - 25 кадров в секунду, а точнее - 50 полукадров в секунду. Полукадр по-другому называют еще полем. Поле бывает верхним и нижним. Полукадрами их называет потому, что изображение прорисовывается не полностью, а построчно, при этом каждая вторая строка - черная у верхнего поля и наоборот у нижнего. Камеры снимают точно по такому же принципу и совсем не многие из них снабжены замечательной возможностью снимать в полнокадровом (прогрессивном) режиме, без строчной развертки.

Прогрессивный режим максимально похож на кинокадр, каждый кадр в вашем фильме - цельное изображение. Отлично подходит для монтажа, но вот при просмотре на прямую с камеры может возникать дискретность.

Строчный режим иногда бывает не удобен при монтаже, нужно постоянно учитывать где и какие поля в вашем фильме используются. Если к этому отнестись пренебрежительно, то на экране телевизора вы можете заметить однажды, как некоторые сцены у вас почему-то дергаются, а на каких-то контуры персонажей стали выглядеть как расческа. К этим особенностям можно довольно быстро привыкнуть и не допускать ошибок, однако, если вам потребуется сложный многослойный монтаж, изменение скорости воспроизведения, совмещение с 3D графикой и пр., то лучше использовать полнокадровый режим съемки. Полнокадровый режим есть далеко не у всех камер, это тоже следует учитывать.

Выдержка - скорость срабатывания затвора. Хотя у цифровых камер нет затвора как у фотоаппарата, существует электронный затвор. Выдержка - время за которое происходит фиксирование изображения на матрице. Измеряется в секундах. Может лежать в различных приделах, например: 1/8000 - 1/50 сек. 1/8000 сек - высокий показатель, этого вполне достаточно, чтобы снять быстро бегущего человека без смаза от движения. Мне приходилось снимать с такой выдержкой удар, ломающий бейсбольную биту. Смаза не было, и все фазы движения можно было подробно изучить. Показателя ниже 1/50 сек. скорее всего, встретить нельзя, так как это соответствует частоте кадров видео-формата.

Звук

Все камеры на сегодняшний день снабжаются встроенным микрофоном и системой автоматического регулирования уровня записи.

Но не у всех камер звук работает одинаково. Следует обращать внимание, в каком режиме происходит запись, сколько микрофонов установленно. Если вы не собираетесь использовать звук 5.1 (пятиканальный звук), можно ограничиться выбором камерой со стерео звуком. Если ваша камера поддерживает звук 5.1, но вы не нуждаетесь в нем, 5.1 может легко преобразовываться в стерео.

Входы и выходы

AV - аналоговый выход
Важно обратить внимание на то, какие входы и выход имеет камера. Например, присутствие AV входа (через аналогичные соединяется телевизор и видеомагнитофон), позволит вам оцифровывать видеозаписи.
AV выход, есть практически у всех камер (это позволяет выводить изображение с камеры на телевизор), AV вход есть не у всех.

IEEE1394 - он же FireWire, цифровой интерфейс. Выход есть у всех цифровых камер, он служит для переноса видеоматериала в компьютер, если есть вход такого же типа, вы можете с компьютера помещать материал на камеру (кассету).

Микрофон

Хорошо если камера снабжена дополнительными микрофонными входами. Это позволит вам использовать в работе внешние микрофоны. Преимущества внешних микрофонов налицо - полностью отсутствует влияние звука работающей камеры на запись. Многие камеры записывают звук работающих двигателей zoom объектива, или лентопротяжного механизма, а также лишние шумы окружения (ветер, эхо, и пр.). Внешний микрофон может иметь более совершенные характеристики, располагаться максимально близко к объекту съемки, быть защищенным от ветра и т.д. Микрофонные разъемы бывают разных типов, как правило для любого из них можно подобрать переходник для подключения к вашей камере.

Носители информации

Flash память - электронная карта памяти, одна из разновидностей носителей информации для видеокамер. К плюсам можно отнести независимость от механического износа, скорость работы, малые размеры. К минусам, пока еще не достаточно большой объем памяти таких карт. В связи с чем, производители иногда используют кодеки (см. ниже), сильно уменьшающие размер ваших файлов и как следствие - снижающие качество видеозаписи.

DVD - запись на таких камерах осуществляется непосредственно на DVD диск. До недавнего времени такие диски с трудом поддавались монтажу, но сейчас, благодаря нововведениям в программе Vegas (и некоторых других видеоредакторах), эта проблема отпала для большинства камер этого типа. К плюсам можно отнести скорость передачи информации, вы можете быстро копировать файлы на диск. К минусам - как правило, используется сильно сжатие видео, что приводит к снижению качества.

HDD - встроенный накопитель на магнитных дисках, то, что обычно называют жестким диском. Как правило, имеют довольно большой объем и позволяют сохранить 5-7 часов видеозаписи. Файлы легко переносятся на компьютер, но в некоторых случаях может потребоваться дополнительная конвертация в другой формат, что отнимает и время и ресурсы. К плюсам можно отнести удобство во время съемки, большой объем, минимальное сжатие видео.

miniDV - запись производится на магнитную ленту miniDV кассеты. Минимальное сжатие видео, и как следствие максимальное качество. На одну кассету, возможно, записать около 1 часа видео. Время, затраченное на перенос видео, на компьютер, равно времени воспроизведения, что скорее является минусом, чем плюсом. Магнитная лента чувствительна к магнитному излучению и механическому износу, что может приводить к потере части изображения. Большинство монтажных программ прекрасно работают с этим форматом.

Кодек - алгоритм сжатия видеозаписи, чем сильнее сжатие, тем больше потери качества. Как правило, у разных камер разные кодеки. Поэтому если вам говорят, что видео на вашей камере будет занимать очень мало места, задумайтесь. Поищите в интернете тесты изображений, или попробуйте сделать их сами, чтобы убедиться, что качество вас действительно устроит.

Глубина резкости

Этот параметр, как правило, не указывается, так как является переменной величиной, которая складывается из нескольких составляющих. Поскольку он важен для съемки, при выборе камеры стоит учитывать, в каких примерно пределах, вы сможете управлять этой величиной. Глубиной резкости называют интервал, в котором объекты имеют резкость. Например, глубина резкости - 1 метр, это значит, что за пределами этого самого метра (передний и дальний планы), все объекты будут находиться в расфокусе, что можно использовать как художественный прием. Зависит глубина резкости от фокусного расстояния, диафрагмы, размера матрицы, расстояния до объекта съемки. Для того чтобы понять, как именно связана диафрагма и глубина резкости, понаблюдайте за собственным зрением. Когда пытаемся что-то разглядеть - щуримся, при этом уменьшаем световой поток и повышаем резкость. В темноте глаза широко открыты, и зрачки очень большие, но предметы вокруг все равно мутные. Предельно маленькое фокусное расстояние дает максимальную глубину резкости (все изображения в кадре резкие), так же максимальную глубину резкости дает маленькое отверстие диафрагмы. Было бы логичным предположить, что для уменьшения глубины резкости, стоит максимально открыть диафрагму, и не делать фокусное расстояние слишком маленьким (в случае с ZOOM). Для полноценного управления глубиной резкости вам потребуется функция ручного управления выдержкой, диафрагмой и ручная фокусировка. Для съемок при высокой освещенности (приходится закрывать диафрагму) не помешает обзавестись несколькими понижающими нейтральными фильтрами.

Источник: artkinoclub.ru