Вы здесь
История кинематографа / Часть 19: Волны по всему свету (60-е - 70-е годы)
Волны по всему свету
«Новые волны» 1960-х годов продемонстрировали режиссерам и публике, что кино может развлекать, информировать или пропагандировать различные идеи, не прибегая к помощи целостного сюжета.
Стало ясно, что фильму вовсе не обязательно завлекать зрителя умными диалогами, отточенной игрой актеров или высококачественными декорациями. Распространению идей «новой волны» способствовал рост числа так называемых камерных кинотеатров. Это были небольшие кинотеатры, как правило не входящие в крупные сети корпораций.
Они предоставляли публике возможность познакомиться с работами независимых и зарубежных кинематографистов. Одновременно такие международные кинофестивали, как Венецианский, Каннский и Берлинский, с их престижными наградами, начали привлекать внимание к достижениям национальных кинематографий всего земного шара.
Африканский кинематограф наступает
В Африке кинофильмы выпускались еще в конце 1890-х годов. Самая развитая кинопромышленность на континенте была в Египте. В 1920-х годах ее величали «Голливудом на Ниле».
Однако европейские державы, контролировавшие большую часть Африканского континента, не стремились поддерживать местные кинематографии, так что большинство фильмов, шедших в африканских кинотеатрах, были завезены из Америки, Франции, Индии и Гонконга. Даже после того, как африканские страны в 1960-е годы начали обретать независимость, лишь немногие из них могли позволить себе поддерживать национальный кинематограф.
Впереди всех вновь оказался Египет. Такие картины, как «Каирский вокзал» (1958) Юсефа Шахина и «Ночь подсчета годов» (1969) Шади Абдель-Салама, удостоились высокой оценки за реалистичное отображение жизни городской и сельской бедноты. Они вдохновили режиссеров со схожими социальными или политическими взглядами в других арабских государствах Северной Африки, таких, как Алжир, Тунис и Марокко. Большой популярностью у зарубежных кинокритиков и зрителей пользовались фильмы, снятые в государствах к югу от Сахары.
Главной движущей силой этого «субсахарского» кино был Сембен Усман из Сенегала. Его короткометражка 1962 года «Человек с тележкой» стала первой из картин, выпущенных в странах Черной Африки. Он разработал собственный стиль с широким использованием натурных съемок и непрофессиональных исполнителей. В таких картинах, как «Чернокожая из…» (1966) и «Ксала» (1974), что означает «проклятие», он осветил различные стороны жизни Сенегала до и после обретения независимости от Франции. Другой центральной темой творчества Усмана был конфликт между местными традициями и современным обществом.
Эта проблема привлекла внимание и многих других кинематографистов Черной Африки. Среди них следует выделить Сулеймана Сиссе из Мали, Меда Хондо из Мавритании, Идриссу Уэдра-ого из Буркино-Фасо и Сафи Фай из Сенегала (первая женщина-режиссер того региона). Их картины приобрели широкую международную известность. Однако не все они пользуются популярностью у себя дома, так как местная публика в большинстве своем отдает предпочтение приключенческим лентам из-за рубежа.
Бросая вызов Голливуду
В 1906 году в Австралии был снят первый полнометражный фильм «Подлинная история банды Келли». Однако спрос на местное кино долго оставался на низком уровне. С 1932 по 1956 год на всем континенте была лишь 1 киностудия.
Но в 1970 году правительство образовало Национальный комитет по кинематографии, чтобы повысить уровень австралийского кино. В последующие 15 лет в Австралии было выпущено около 400 кинофильмов, многие из которых приобрели мировую известность.
Действие лучших лент австралийской «новой волны» отнесено к началу XX столетия, однако исторический фон используется в них лишь как средство для анализа актуальных проблем современности. Среди них можно назвать «Пикник у висячей скалы» (1975) Питера Уэйра, в основу которого легла подлинная история исчезновения нескольких школьниц, и «Моя блестящая карьера» (1978) Джиллиана Армстронга. Успех этих картин, а также таких фильмов, как «Безумный Макс» (1979) и «Крокодил Данди» (1986), привел к массовому оттоку лучших режиссеров и актеров в Голливуд. Но и сегодня в Австралии снимаются увлекательные и своеобразные картины, например «Только в танцевальном зале» (1992).
Новозеландский кинематограф тоже процветает благодаря работам Винсента Уорда, Питера Джэксона и Джейн Кэмпион, чья историческая драма «Пианино» (1993) с триумфом прошла по экранам всего мира.
Канадский кинематограф также понес большой урон от переезда в Голливуд многих режиссеров и исполнителей. В итоге англоязычная кинопромышленность Канады не может похвастаться особыми достижениями, если не считать фильмов ужасов Дейвида Кроненберга и сатирических комедий Этома Эгояна. Франко-канадский кинематограф, напротив, продолжает укреплять свою репутацию, завоеванную такими картинами, как «Мой дядя Антуан» (1971) Клода Жютра. Всеобщее внимание привлекли фильмы Дениса Аркана, посвященные проблемам современной жизни, в том числе «Иисус из Монреаля» (1979).
Взгляд из Азии
Крупнейшей в мире кинопромышленностью располагает Индия. Она выпускает ежегодно свыше 900 игровых лент, в то время как Голливуд - в среднем около 270. Режиссеры Шьям Бе-негал и Мринал Сен сняли ряд картин социального звучания.
И с успехом демонстрировали их на различных кинофестивалях начиная с середины 1970-х годов. Однако индийская публика по-прежнему предпочитает традиционные музыкальные «масала», выпускаемые киностудиями Бомбея, которые в своей совокупности известны как «Болливуд».
Индийские фильмы пользуются популярностью и в Юго-Восточной Азии. Однако в последние годы там получили развитие собственные национальные кинематографии, некоторые из них входят ныне в число самых популярных и плодовитых в мире.
Гонконг специализируется на остросюжетных боевиках, посвященных боевым искусствам Востока. Картины с участием Брюса Ли и Кинга Ху привели к повальному увлечению кунфу во всем мире. Такие фильмы, как «Прожженный» (1991) Джона By, придали этому боевому виду искусства еще большую крутизну. Кроме того, они превратили Джекки Чана, Чоу Юнь Фэта и Мэгги Чунг в настоящих суперзвезд, способных соперничать в популярности с любым ведущим актером Голливуда.
Впрочем, не все фильмы Азии носят откровенно развлекательный характер. Гонконгские и тайваньские режиссеры сняли немало лент и остросоциальной направленности. Среди лучших можно выделить семейную драму Ху Хсаосьена «Город печали» (1990) и трагикомедию Энга Ли «Еда, питье, мужчина, женщина» (1994).
В начале 1980-х годов состоялось как бы второе рождение китайского кино, очнувшегося после долгих лет жесткой политической цензуры. Наиболее влиятельными кинематографистами этого времени были Чжан Имоу и Чэнь Кайге, обучавшиеся в Пекинском институте кинематографии.
Рассказывая о мрачном коммунистическом прошлом Китая, они смело экспериментировали с цветом, натурными съемками, применяя оригинальное изобразительное решение. Они не побоялись бросить вызов устоявшимся социальным и культурным традициям. Имоу показал положение женщин в обществе, где доминируют мужчины.
Европейское кинематографическое сообщество
С 1970 года европейский кинематограф подарил миру много достойных картин и режиссеров. Становится популярным совместное производство, когда средства и актеров для фильма представляет не одна страна, а две или несколько.
Некоторые из ранних попыток такого рода были не слишком обнадеживающими. На них ополчились критики, а публика не баловала своим вниманием. Однако такие картины, как Кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе (Италия/Франция) и трилогия Кшиштофа Кислевского «Три цвета: синий, белый, красный» (Франция/Швейцария/Польша), удостоенные многих призов, доказали плодотворность подобного сотрудничества.
И все же забота о процветании национальной кинопромышленности остается в Европе главным вопросом. Французские и итальянские картины по-прежнему пользуются большой популярностью во всем мире. Но даже в этих странах за последнее время очень мало появилось работ, которые могли бы соперничать с достижениями «новой волны» 1960-х годов.
Кинематографисты Дании и Швеции также пребывают в тени прошлого. Другие европейские страны выпускают гораздо меньше фильмов, однако их голоса все громче звучат на мировой сцене. Кинематографы Восточной Европы находятся на перепутье. После второй мировой воины они получили мощную поддержку государства, которое также защищало их от конкуренции со стороны Голливуда.
Кризис английского кино
Большую часть своей истории английский кинематограф пребывал в тени Голливуда. Поэтому, несмотря на то что он дал миру множество мастеров и прекрасных картин, постоянно казалось, будто он находится в глубоком кризисе.
И все же благодаря усилиям таких кинокомпаний, как «Голдкрест», «Хэндмейд филмз» и «Пэлэс пикчерс», а также телевизионных станций «Канал 4» и «Би-би-си»-2, британская кинопромышленность сегодня во многих отношениях чувствует себя лучше, чем в предыдущие десятилетия.
Английские картины завоевали множество «Оскаров». Среди них были красочные исторические ленты типа «Ганди» (1982) Ричарда Аттенборо и такие «костюмные» драмы-экранизации, как «Хауардс-Энд» (1992) Мерчента и Айвори. Другие фильмы отражали жизнь современной Великобритании - «Моя прекрасная прачка» (1985), «Шумная игра» (1992) и «Четыре свадьбы и одни похороны», картина, ставшая в 1994 году самой кассовой английской лентой всех времен. Неоднократно удостаивались «Оскаров» и английские актеры. Майкл Кейн, Шон Коннери, Бен Кингсли, Дэниэл Дэй-Льюис, Джереми Айронз, Энтони Хопкинс и Эмма Томпсон - все они в последние годы получали премии за актерское мастерство. Английские режиссеры Алан Паркер, Николас Рей, Адриан Лайн, братья Ридли и Тони Скотт также сделали себе имя в Голливуде.
Не меньшим успехом пользовались и ленты социальной направленности, а также те, что отличались своеобразием художественного стиля. Наград удостаивались режиссеры Дерек Джармен, Питер Гринуэй, Майк Ли и Кен Лоуч. Больше картин чем когда-либо производится в Шотландии, Уэльсе и Ирландии. А английские мастера спецэффектов считаются одними из лучших в мире. И все же будущее британского кинематографа выглядело бы более светлым, если бы он наконец отказался от навязчивой идеи конкурировать с Америкой.
Тем не менее кино сыграло важную роль в общественной жизни этих стран в условиях кризиса идей коммунизма конца 1980-х годов. Картины Кшиштофа Занусси, Агнешки Холланд и Анджея Вайды оказали существенную поддержку профсоюзу «Солидарность» во время волнений в Польше в 1980? 1981 годах. Со времени краха коммунистической системы в конце 1980-х годов реорганизованная кинопромышленность Восточной Европы испытывает острую нехватку средств.
Супербоевики и блокбастеры
С 1970-х годов господствующее положение в Голливуде заняло новое поколение кинематографистов, прозванное «киноотпрысками». Их дорогостоящие «блокбастеры» рассчитаны в первую очередь на молодежную аудиторию.
Такие остросюжетные развлекаловки выпускаются ныне повсеместно, их выходу на экраны предшествуют шумные рекламные кампании, призванные обеспечить им кассовый успех. Наибольшую известность среди режиссеров нового поколения приобрели Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Их прозвали «киноотпрысками», поскольку они получили специальное кинематографическое образование и приобретенные знания об истории кино оказали сильное воздействие на их режиссерский почерк. Картины Копполы «Крестный отец» (1972) и Спилберга «Челюсти» (1975) открыли новую эру «блокбастеров».
Виды на будущее
На всем протяжении первого столетия своего существования кинематограф, как правило, умело использовал новейшие достижения науки и техники. Звук, цвет, широкий экран стали неотъемлемой частью современного кино.
Пусть и после длительных периодов проб и ошибок. Возможно, настанет день, когда то же самое можно будет сказать и о взаимодействующих системах объемного видения, таких, как «Си-Ди-ай» и «виртуальная реальность».
Благодаря цифровому видео в наши дни стало возможным записывать видеоинформацию на компакт-диски. Когда такой диск вставляется в систему «CD-Rom», зритель получает возможность либо наблюдать за разворачивающимся действием в его неизменном виде, либо активно вмешиваться в него. При помощи обычного джойстика он может воздействовать на сюжет фильма и на его финал. Вскоре компьютерная техника позволит зрителям не только изменять сюжетную линию таких всемирно известных картин, как «Унесенные ветром» и «В поисках затерянного ковчега», но и самим принимать в них участие. Возможно даже, что голография и «виртуальная реальность» найдут применение в самом процессе создания кинофильмов.
Пока же зрительская аудитория становится свидетелем все более впечатляющих методов проецирования изображения на экран. Скажем, система «Имэкс» способна выдавать изображение троекратно больших размеров, чем стандартное широкоэкранное. Так называемый «Омнимэкс» при помощи специальных объективов проецирует эффективное 180-градусное изображение на куполообразные экраны над головами зрителей. Правда, подобные дорогостоящие системы применяются лишь в нескольких специально оборудованных кинотеатрах. Научные открытия в скором времени могут привести к тому, что сам кинопроектор окажется ненужным. Такие электронные процессы, как высокоразрешающее видео (ВРВ), позволят демонстрировать фильмы прямо по оптоволоконному кабелю либо проецировать их на экран через спутник.
Итак, после столетнего господства кинопроектора нас, возможно, ожидает столь же длительная эпоха электронного кино. Что бы ни случилось в будущем, «живые картинки» в любом случае останутся излюбленным зрелищем, продолжая волновать, развлекать и восхищать публику всех возрастов и пристрастий.
Очень неудачный перевод...
"Картины с участием Брюса Ли и Кинга Ху привели к повальному увлечению кунфу во всем мире. Такие фильмы, как "Прожженный" (1991) Джона By, придали этому боевому виду искусства еще большую крутизну.
Кинг Ху - режисcер, а не актер, фильм называется "Круто свареные" а не "Проженный"....
"Кроме того, они превратили Джекки Чана, Чоу Юнь Фэта и Мэгги Чунг в настоящих суперзвезд, способных соперничать в популярности с любым ведущим актером Голливуда."
...это вообще какая то бредовая фраза.