Вы здесь
Блокбастер за копейки
Пока кинобизнес осваивает рекордные бюджеты на производство блокбастеров, никому до времени не известные режиссеры делают прорывные фильмы буквально на коленке. И если раньше такие творения зачастую подолгу искали путь на большой экран, теперь дорога сильно сократилась, и благодарить за это следует интернет-видеосервис YouTube.
Темные лошадки
Все уже привыкли, что в стране победившей киноиндустрии — США — есть голливудские фильмы и независимые. Первые характеризуются многомиллионными бюджетами и (необязательно) такими же крупными сборами. Траты на съемку фильмов из второй категории обычно в несколько раз меньше, как и заработки в прокате. С самого начала существования этой системы, сложившейся в 60-70-е, между двумя ее участниками существовала сложная система взаимодействий. С одной стороны, они друг друга презирали и даже ненавидели, с другой — испытывали глубокий профессиональный интерес: в то время как голливудские изучали независимых в вечном поиске новых идей, независимые в своей массе никогда не были против трудоустройства на богатую калифорнийскую студию.
Самым ярким и, вероятно, первым примером человека, сохранившего независимый статус и приобщившегося к голливудскому уровню заработков, стал Джордж Лукас. Благодаря грамотно составленному контракту на съемки первого фильма из саги "Звездные войны" Лукас фантастически разбогател и остался при этом независимым режиссером — хвастает в интервью, что последний раз в Голливуде был студентом. Другое дело, что для многих людей, не посвященных в тонкости киноустройства, Лукас и Голливуд сидят примерно на одном красивом холме.
Тем не менее пример Лукаса был замечен обеими партиями; каждая уяснила что-то свое, но обе поняли, что предметом их дальнейшего общения будет кинофантастика и смежные жанры. Причем сначала фантастика была далеко на заднем плане: спецэффекты, без которых трудно представить фантастический фильм, достойный широкого проката, стоили очень дорого. Тот же Лукас потратил на них львиную долю бюджета в $11 млн. Поэтому первыми на авансцену попали фильмы ужасов: о том, что можно снять весьма эффективный в смысле страха хоррор за небольшие деньги, кинодеятелям всего мира известно уже очень давно. Однако действительно удачный образец появился только в 1999 году — "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света", снятый группой студентов. Бюджет фильма, стилизованного под документальную съемку, составил порядка $25 тыс., сборы в мировом кинопрокате через пять лет после выхода — $248 млн. История получилась головокружительная, некоторые голливудские продюсеры потом измучались в попытках повторить ее, истратили кучу денег, но ничего подобного не сотворили. Некоторые даже предположили, что это был единичный феномен. К счастью, оказалось, что это не так: через десять лет все повторилось почти в точности. Начинающий режиссер Орен Пели, вчерашний студент, за $15 тыс. снял фильм ужасов "Паранормальная активность", стилизованный даже не под документальное кино, а под домашнее видео. К данному моменту картина заработала $193,2 млн. Показательно, что студия-мейджор Paramount Pictures, купившая права на прокат картины, сначала думала снять по работе Пели ремейк с большим бюджетом, но после тестового показа режиссеру Стивену Спилбергу решительно выпустила фильм на экраны в его первозданном виде.
Фантастический старт
Добрые вести от независимой кинофантастики также пришлись на 2009-й, хотя главный герой года, режиссер из ЮАР Нил Бломкамп, сделал свою заявку еще в 2005-м. Он снял шестиминутную короткометражку "Выжить в Йобурге" (Alive in Joburg): опять псевдодокументальное повествование, только на этот раз — о пришельцах внеземного происхождения, которые зачем-то прилетели к южноафриканскому Йоханнесбургу, высадились на землю и теперь никак не могут убраться восвояси, потому что корабль сломан, а экипаж деградировал в результате болезни. В фильме очень хорошие спецэффекты, особенно для независимого короткого метра, поэтому совсем неудивительно, что он получил широкую известность среди пользователей интернета, которые смотрели его при помощи видеосервиса YouTube.
Самый популярный ресурс потокового видео в мире долгое время имел репутацию места, где авторские материалы — это либо умильные ролики с котиками, либо смешные видео с падениями, либо материал, который невозможно смотреть без зевоты. Интересные фильмы появлялись, но погоды не делали — ровно до тех пор, пока жена и деловой партнер оскароносного Питера "Властелин Колец" Джексона Френсис Уолш не присоветовала ему посмотреть "Выжить в Йобурге" и подумать насчет того, чтобы сделать из короткометражки полноценный фильм. Джексон, сам в некоторым смысле разбогатевший независимый режиссер, повторивший путь Джорджа Лукаса, согласился и создал прецедент, на который сразу обратили внимание интернет-пользователи. Можно быть уверенным, что для них факт превращения ролика с YouTube в голливудский блокбастер стал едва ли не более весомым поводом пойти на фильм в кинотеатр, нежели изобретательная промо-кампания прокатчика Sony Pictures. Картина, получившая название "Район N 9", вышла в 2009-м. О ее съемках Бломкамп рассказывал удивительные вещи: например, что Джексон, продюсер картины, дал ему полную свободу действий. Это привело к появлению в фильме не только разного рода хулиганства наподобие инопланетной пушки, стреляющей свиньями, но и мощного социального заряда, который в фантастике последнего времени звучал не слишком часто. Еще одним достижением съемочной группы стало то обстоятельство, что в рамках имевшегося бюджета в $30 млн (по нынешним временам не бог весть как много денег для фантастической постановки) был создан фильм с безукоризненными спецэффектами; достаточно сказать, что все инопланетяне отрисованы на компьютере. "Район N 9" заработал в мировом прокате $204 млн и получил четыре номинации на "Оскар", включая приз за лучший фильм года и лучшие спецэффекты. Бломкамп немедленно получил предложение снимать сиквел и работать над новым проектом. При этом своевольный южноафриканский талант настоял на том, что "Районом N 10" он займется во вторую очередь, а сначала станет снимать картину, действие которой развернется в космической колонии землян в довольно отдаленном будущем.
Прямые последствия
"Район N 9" не стал сенсацией, как "Ведьма из Блэр", но сильно впечатлил как кинопродюсеров, так и киноделов. Первые завели специальных работников, чтобы те мониторили обновления на всех главных видеосервисах сети. Вторые приняли к сведению, что один удачно размещенный в интернете ролик может принести не только известность в виртуальном пространстве, но и вполне реальные предложения работы и денег. Не будет преувеличением сказать, что многие стали ждать скорого появления "нового Бломкампа". Хотя нашлись и скептики — эти говорили, что видео с изготовленными на домашних компьютерах спецэффектами за последний год появилось уйма, но действительно талантливых, как обычно, единицы, и им совсем не обязательно светит внимание голливудских хедхантеров.
Прошло всего три месяца с премьеры "Района N 9", и скептики оказались посрамлены. Одним из главных кинособытий ноября 2009-го стало появление на YouTube ролика "Паническая атака!" (Panic Attack!). Короткометражку длиной 4 мин. 48 сек. снял уругвайский режиссер рекламных роликов Федерико Альварез, при этом основную часть рабочего времени — почти год — он потратил на обработку и создание компьютерных эффектов. Его фильм показывает атаку гигантских роботов на столицу Уругвая Монтевидео: снова субъективная камера и псевдодокументальное изложение, снова микроскопический бюджет (Альварез заявил, что на все натурные съемки он потратил $300), убедительные спецэффекты и серьезная популярность у посетителей YouTube — за первый месяц ролик посмотрело 1,5 млн человек, а к исходу 2009-го — 5 млн. Реакция Большого Кинобизнеса была почти мгновенной: как признался режиссер, он разместил на сервисе свое творение в четверг, а в следующий понедельник его электронный почтовый ящик был забит письмами от голливудских продюсеров. В результате Альварез выбрал предложение Ghost House Pictures — производственной компании Сэма Рейми, срежиссировавшего "Человека-паука" и спродюсировавшего культовый сериал "Зена Королева Воинов". Согласно заключенному договору, Альварез получил место ведущего режиссера грядущей постановки, основанной на его "Панической атаке"; ее бюджет может составить от $30 млн до $40 млн. Как уже объявил счастливый уругваец, картину начнут снимать в его родной стране и соседней Аргентине примерно через год; в ее основу ляжет новый сюжет, отличный от того, что был в короткометражке, но гигантские роботы и корабли пришельцев непременно останутся.
Если Альварез использовал интернет как трамплин для голливудской карьеры и в этом смысле может быть записан в последователи Бломкампа, то финский режиссер Тимо Вуоренсола ищет в интернете поддержку для своего намерения снять фильм без участия большой студии. И успешно находит: вот уже второй год сетевое сообщество регулярно вспоминает про его проект "Железное небо" (Iron Sky). Пародийная космическая фантастика о нацистах, что скрываются на Луне и в условиях жесточайшей арийской дисциплины готовят реваншистское вторжение на Землю, до сих пор не имеет требуемого бюджета (примерно €5 млн) и даты начала съемок, но уже обзавелась фанатской базой и определенной известностью. Команда Вуоренсолы умело подогревает интерес к проекту пиар-акциями в виртуальном и реальном пространстве. Весной они опубликовали новый тизер: судя по нему, с визуальной частью у фильма все будет очень хорошо. Создатели обещают, что сюжет и кастинг также будут на уровне. Сбор средств на съемки тем временем идет по двум направлениям. С одной стороны, амбициозному независимому финну подкидывают деньги государственные и частные кинофонды, а также всячески помогают интернет-пользователи: одни покупают сувенирную продукцию, другие берутся помогать с организацией новых пиар-акций. С другой стороны, Вуоренсола рассчитывает найти на картину инвестора, который тем легче вложит средства, чем больше людей будет по-настоящему ждать выхода фильма; в этом случае инвестору почти не придется тратиться на раскрутку.
Если лунных эсэсовцев еще не начали снимать, то еще один дешево снятый и дорого выглядящий фильм уже готов и даже был показан вне конкурсной программы на Каннском фестивале. Речь о фильме англичанина Гарета Эдвардса "Монстры". В нем двое, мужчина и женщина, путешествуют через зону в Мексике, куда несколько лет назад упал американский военный спутник с космическими чудовищами на борту. Как не без гордости рассказывает Эдвардс, каждый, кто видел его картину, считал, что снимали ее на 35-миллиметровую пленку и что в съемках участвовала полноценная бригада. Когда же люди узнают, что в бригаде — всего двое (сам режиссер и звукооператор), съемки велись на камеру уровня prosumer (для продвинутых любителей), спецэффекты накладывались в спальне отеля, а весь бюджет картины равен $15 тыс., они не сразу могут в это поверить.
Между тем никакого секрета в таком кинопроизводстве нет: Эдвардс напоминает, что сейчас в обычном магазине электроники можно купить ноутбук, который будет более производительным, чем те компьютеры, на которых делали "Парк юрского периода". Любительские камеры, снимающие в HD, также перестали быть чем-то недоступным. Стоит лишь научиться использовать весь потенциал этих инструментов, чтобы на выходе получать изображение, технически подходящее для демонстрации в кинотеатрах. При наличии хорошего замысла и качественного режиссерского воплощения можно ожидать как минимум внимания интернет-аудитории. А она с большой долей вероятности поможет довести произведение до широкого экрана, причем произойти это может без какого-либо участия крупной киностудии. По мнению авторов веб-ресурса о кино film.ru, в связи с этим остроактуальным открытием англичанина киностудии-мейджоры должны сделать с ним то же самое, что нефтяники сделали бы с парнем, который построил вечный двигатель.
Источник: Коммерсант.ru