Вы здесь
Журнал "Киноэффекты" / Фолкер Энджел
От «Маугли» и «Бэмби» до тотального разрушения - пропасть. Но никогда не знаешь, куда приведут тебя детские мечты. Фолкера Энджела, со-продюсера и супервайзера по визуальным эффектам фильма «2012», они привели в мир анимации и кино, и столкнули с режиссером Роландом Эммерихом.
Энджел, выросший в Бременхевене на севере Германии у моря, рано заинтересовался кинематографом. Его отец, работавший на кораблях, и мать, аптекарша, подарили ему игрушечный кинопроектор, когда мальчику было всего шесть. Двадцать шесть лет спустя он получил «Оскар» визуальные эффекты фильма «День независимости».
“Этот проектор проигрывал двухминутный диснеевский фильм, - рассказывает Энджел про свою игрушку. - Но, самое удивительное, что я мог просматривать фильм покадрово. Я забирался на лестницу и проектировал на большую стену в проходе. Я мог остановить фильм и проигрывать его задом-наперед, проматывать ленту медленно или просто смотреть кино». Он проделывал это снова и снова, пока шестилетний мальчик не понял, как художники-аниматоры студии «Дисней» делают свои мультики.
В 15 лет Энджел снял свой первый фильм, с участием игрушечных машинок, которые участвовали в гонке по пустыне. Фильм снимался с использованием технологии покадровой анимации. С ним он участвовал в Международном кинофестивале юных дарований в Гановере. Но год спустя он взял второй приз на этом же фестивале с рисованным от руки анимационным фильмом. «Это был фильм о мальчишке, который угоняет космический корабль» - говорит он. Сегодня Фолкер - один из менторов победителей этого конкурса.
Энджел совершенно точно знал, что по окончании школы хочет снимать кино, но это было сложно - в 1984 году в Германии почти не было технологии визуальных эффектов. Он поездил по институтам Бремена и Гамбурга и нашел ответ.
Все профессора в один голос советовали ему пойти учиться к профессору Аде, который преподавал анимацию в Академии искусства и дизайна в Штутгарте. «Я проехал 800 километров, чтобы поговорить с ним и показать ему свои фильмы, - вспоминает он. - Конечно, я сдавал экзамены на общих основаниях, и все профессора меня оценивали, но в итоге, именно кино открыло мне дорогу в Академию».
Третий фильм стал началом его карьеры. Вернее, трейлер к его третьему фильму, если быть точным. Тинейджеровские амбиции заглушили голос разума, поэтому Фолкер решил снять полнометражный научно-фантастический фильм самостоятельно. Три года спустя он понял, что не закончит фильм ко времени окончания вуза. Поэтому он решил сделать трейлер для фильма и документалку о том, как он делал трейлер.
«Мне нужно было снять себя, - смеется он. - Звучит нарциссически, но я не мог найти друзей, которые разделяли бы мою страсть. После наблюдения, как я два часа рисую matte paintings на пленке для множественной экспозиции, они заносили меня в число безумцев». В итоге этот безумец получил 15-минутную документалку, в которой он показал взрывы и миниатюрный космический корабль - это помогло ему найти работу. Итак, в 23 года Фолкер получил работу супервайзера спецэффектов на фильме Роланда Эммериха «Луна 44».
«Роланд забрал этот фильм домой и посмотрел вместе с отцом, - рассказывает Энджел. - Он сказал мне, что его поразил один момент, в котором я склеил 500 сантиметровых кусочков проволоки, чтобы создать конструкцию. Он сказал: «Когда я увидел тебя, нарезающего 500 сантиметровых кусочков проволоки, я понял, что ты достаточно безумен, чтобы работать с нами».
Офис Эммериха находился напротив той автобусной остановки, на которой Энджел сходил полтора года, пока ходил в школу.
Он узнал это после похода в кино с Оливером Шоллом, который делал концеп-арт для фильма. »Я был обычным бедным студентом, - вспоминает Энджел. - У меня не было машины. Оливер сказал, что подбросит меня до дома, в котором я снимал комнату.
“Удивительно,- сказал он. - здесь за углом офис Роланда, тебе надо позвонить ему». И Энджел так и сделал.
Эммерих пригласил Фолкера в гости и они проболтали четыре часа. «Мы просто сразу поняли друг друга» - сказал Энджел. Он дал Роланду документaeeу о фильме, который он так и не снял.
Это был третий семестр Энджела, но с помощью профессора Аде он получил академ отпуск. Так он отправился работать - у него было пять модельмейкеров, ни один из которых не был профессионалом, но они все был маньяками в строительстве моделей. «Роланд оказался удивительным руководителем, - говорит Энджел. - Он всегда был с нами, думал о том, как сделать то или иное. Он сам обожал все это».
После того, как Энджел сделал небоскребы, скалы и другие модели, Эммерих поднял ему зарплату. Через несколько месяцев Энджел уже снимал тесты и был главным супервайзером, работая по 16 часов в день.
«Я обожал эту работу, - улыбается Фолкер. - Каждую ее минуту».
И его работа была оплачена не только деньгами.
«Однажды мы сидели во дворе киностудии, пытаясь придумать название для моей должности, Роланд сказал, ну давай назовем тебя просто супервайзером по спецэффектам, - вспоминает Энджел. - Так я стал супервайзером на своем первом фильме. Так везде - кто-то приоткрывает для тебя дверь, а вот войти в нее - в твоих руках». Многие, кто работал в команде «Луны 44», потом пошли работать над «Бесконечной историей 2». Фолкер хотел присоединиться к ним, но Эммерих его не рекомендовал.
«Я был очень удивлен и разочарован - говорит Энджел. - Но Роланд сказал: «Я хочу, чтобы ты закончил Академию, я не хочу отвечать за тебя, вдруг тебе придется зарабатывать на жизнь вождением такси».
Но Энджел уговорил Эммериха рекомендовать его, правда, в итоге решил все-таки послушать голос разума и вернуться в институт. Незадолго до окончания обучения Эммерих позвонил ему и позвал работать в Лос-Анджелес - над моделями для фильма «Универсальный солдат».
И этот опыт Фолкеру не очень понравился.
«Снимали кино в Глендейле, у автопомойки, - вспоминает Энджел. - Было ужасно, я все время был один, а Роланд все время был занят на подготовке к съемке».
Поэтому Ангел в Америке не остался, но вернулся в Германию и закончил образование. Когда профессор Аде организовал свою сегодня очень известную Киноакадемию, он пригласил Ангела и еще 12 студентов в свой первый класс по анимации. Очень скоро Энджел стал производственным менеджером этого заведения и создал отдел анимации.
«Это было здорово, - вспоминает он. - В школе была студия с хромакеем и все оборудование. У нас было четыре или пять SGI машин с программами Alias. Я решил, что будет классно, и остался».
Именно здесь он познакомился с Марком Вайгертом (Marc Weigert), сегодня они партнеры и у них общая компания - Uncharted Territory. Они впервые начали работать вместе в Киноакадемии. Позже Вайгерт переехал в Лос-Анджелес, но Энджел остался в Академии.
«Я не хотел ехать в Лос-Анджелес, - вспоминает Энджел. - Но через три года я решил, что в Германии мне учиться больше не чему, и ушел. Две недели спустя, позвонил Роланд, он сказал: «Мы планируем кино, это современная версия «Войны миров», называется «День независимости».
Фолекр собрал чемодан, набрал студентов для работы над фильмом, и позвонил Вайгерту, предложив ему должность менеджера проекта. Энджел и Даглас Смит (Douglas Smith) стали со-супервайзерами по визуальным эффектам. Этот проект принес им «Оскар».
«Это был 70-миллионное голливудское кино, - говорит Энджел. - Я никогда не делал кино в таких масштабах. Но Роланд верил в меня, и когда ты видишь его веру, можешь свернуть горы».
В итоге Смит и Энджел управляли командой в 335 человек, создавшей 400 планов с эффектами, большинство из которых включали съемку моделей. После завершения этого проекта Энджел работал над следующим фильмом Эммериха - «Годзилла».
Мне было 32 года, и я координировал работу 400-500 людей, будучи единственным супервайзером визуальных эффектов. Это был круто! Мне было очень комфортно с Роландом, потому что я его хорошо знал».
К тому времени Вайгерт создал свою компанию по созданию визуальных эффектов и после окончания работы над «Годзиллой» два немца решили работать вместе.
«Мы решили создать собственную производственную компанию, чтобы делать наши фильмы, или хотя бы со-продюсировать, как оно в итоге получилось, - говорит Энджел. Но это была не vfx студия».
Во время работы над «Годзиллой» и «Днем независимости» команда, делающая эффекты, располагалась рядом с монтажной, где режиссер работал над пост-продакшеном.
«Это то, как мы делаем наши фильмы - поясняет Энджел. - В Германии нас учили работе в команде, это было важной частью тренинга. А работа в команде означает коммуникацию. В наших проектах vfx команда находится не дальше, чем 300 метров от монтажной и режиссера. Точно также мы делали «2012».
Компания Uncharted Territory во главе с Энджелом и Вайгертом работала над такими проектами, как «Коронадо», мини-сериалами «Темное королевство: Король драконов» и «Бермудский треугольник».
«Для «Коронадо» мы вместе с режиссером написали сценарий, организовали финансирование и съемку в Мексике, - говорит Энджел. - Мы вели этот проект с самого начала и до завершения».
Для «Темного королевства» и «Бермудского треугольника» немцы стали со-продюсерами и супервайзерами по визуальным эффектам.
Каждый раз они нанимали людей на проект и расформировывали студию по окончании производства, включая продажу оборудования.
«Для «Бермудского треугольника» нам нужно было сделать 800 планов с эффектами за три месяца», - рассказывает Энджел. Так что концепт работал, и друзьям хотелось работать над собственными проектами. Так они начали работать со сценаристом.
«Мы уже хотели начать подготовку к съемкам, но тут Роланд пригласил меня на ужин, - говорит Энджел. - Он рассказал мне о «2012» и хотел, чтобы мы с Марком стали со-продюсерами фильма на $200 миллионов».
Это заставило партнеров поразмышлять, что выбрать: собственное маленькое кино, которое Вайгер хотел снять сам, а Энджел - продюсировать, или взяться за большое кино, но чужое.
«Мы потратили восемь месяцев на сценарий, - рассказывает Энджел. - Этот фильм был наши детищем, мы его любили, и у нас уже была финансирующая компания. Но мы быстро решили в пользу «2012».
Энджел и Вайгерт расположили Uncharted Territory в студии Sony Pictures, рядом с монтажной, в которой Эммерих собирался монтировать свой шедевр.
Они закупили компьютеры, наняли специалистов, участвовали в разработке программного обеспечения и стали главным управляющим узлом, который работал с визуальными эффектами. Компания Uncharted Territory отвечала за кадры с лимузином, проносящимся через разрушающийся город. В производстве фильма участвовали еще тринадцать студий.
«Самое удивительное в моей профессии - продолжает Фолкер. - Моя работа связана с повествованием, рассказыванием истории, но в них не будет трех людей, долго беседующих в комнате. У нас всегда будет сильный визуал».
И как, жизнь Энджела удалась?
«Да, абсолютно, - говорит он. - Нет ничего, что могло бы сделать меня счастливее».
«Мы сразу знали, что нам понадобятся другие компании, нам надо было нанять пять-шесть больших студий и несколько небольших, где работали люди, которых мы хорошо знали, - рассказывает Энегел. - Это было круто. Мы посчитали, что половина фильма, час и семнадцать минут - это только визуальные эффекты. И там были довольно сложные планы, плюс землетрясение и практические эффекты, а также вода. Я просто в восторге от того, что вышло».
У фильма есть две номинации за эффекты на Critics Choice Award от Ассоциации критиков, и премия «Сателлит».
Как и раньше, Вайгерт и Энджел расформировали Uncharted Territory по окончании работы над фильмом «2012», и сразу начали думать о новых специалистах, которых они должны были нанять для работы над следующим фильмом Эммериха - «Аноним», производство которого было организовано Германии.
«Это настолько далеко от того, что мы делали на «2012», насколько только можно придумать - продолжает Энджел. - Мы воссоздаем Лондон 16-го века, все должно быть 100% реалистично с медленными проездами и показом подробностей».
А после этого? Возможно, они захотят закончить работу над своим фильмом «Восстающий феникс». Это история о маленьком пушистом создании - нечто совсем иное, далекое от «2012» и «Анонима».
«Мы оба очень любим фильм «И.Ти. - Инопланетянин», рассказывает Энджел. - Мы хотели сделать что-то в том же ключе. Но это другая история с тем же ощущением чуда».
—
Источник: film-effects.ru via cgsociety