Киношкола Митта.ру

Вы здесь

Сценография в современном театре. Автор Беата Грушковская

РАЗМЫШЛЯЯ НАД ПЬЕСОЙ "ПАЙСАНО",
Авторы: Грушковская/Воскресенский

ВВЕДЕНИЕ: Почему-то многие думают (какое-то время и я находилась во власти этого заблуждения), что кино обладает большими выразительными возможностями, чем театр. Постепенно отходя от этой, казалось бы очевидной точки зрения, я чётко осознала, по крайней мере, для себя, что театр – это условное искусство, не требующее документальной достоверности, где достаточно лишь намекнуть на форму, и именно это делает его СВОБОДНЫМ И ВСЕМОГУЩИМ. Готова поспорить с теми, кто считает, что применение современных технологий лишает традиционную сценографию её художественной выразительности. Полёт фантазии, многообразие художественных экспериментов, соединенные с с новейшими технологиями, бесспорно, выводят современный театр на абсолютно новый художественный уровень. Этому посвящена прекрасная работа искусствоведа Стивена Диксона «Цифровой перфоманс» (MIT Press 2002). Замечу, что эволюционным изменениям в гораздо меньшей степени подверглись такие элементы, как грим и костюмы, в то время как сценография взлетела, как взмывают ракеты с Байконура. Но в основе сценического оформления действа-таинства ещё со времён наскальных рисунков остаётся ЦВЕТ, СВЕТ, ФАКТУРА, ФОРМА и ПРОСТРАНСТВО.

ВСЁ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ: Какие же средства может использовать художник
для создания той неповторимой атмосферы, столь необходимой по ходу сценического действия для усиления эффекта игры актёров? А что если усилить цвето-световую партитуру, которая добавляет тончайшие оттенки
к эмоционально-смысловой структуре художественного образа, ещё и новую ДИНАМИКУ, подвязав резиновые лонги к поясам героев и поставив их на сигуэи и роликовые коньки? И поплывут, и взмоют к небесам, подобно ангелам, презрев законы гравитации, земные лицедеи, делая их равными богам.

Медиа-арт на сцене занимает отдельную нишу, но является синтезом трёх основных компонентов: условных инженерных построений (пустоты, ёмкости с водой, кубы и свободные формы, подвесные конструкции, тканные декорации, сетки, батуты и прочее), лазерных лучей и проекторных инсталляций.

Если раньше театроведение рассматривало творчество сценографов
как до некоторой степени вторичное явление, стоящее после драматурга
и режиссера с актерами, то в настоящее время ХУДОЖНИК встаёт с ними в ОДИН РЯД.

ТЕНДЕНЦИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА: Одним простым словом попытаюсь выразить огромное количество направлений: эклектика, то есть смешение всего,что только можно намешать. И тут уже не просто фонтанируешь, захлёбываясь собственной слюной, а утопаешь в креативе собственных идей!

Моя природная склонность к созерцательному гедонизму толкает меня в пучину пародийности, имитаторства, цитирования классических приёмов античного и шекспировских театров, а также японцев, использование тел для построения геометрических конструкций, мистериальность,
эпатажность, акцент на неожиданном и удивительном, массовость, иро-
ничность, зеркала и дрожащие тени-отражения. Пусть это будет квест для зрителя - расшифровать игру знаков и смыслов. То есть моделирование действительности по принципу создания искусствен-
ной реальности - чем не божеское дело?

ЭКРАНЫ-ЗАДНИКИ: хотелось бы не забывать о том, что в настоящий момент появилась возможность не раскрашивания, а принтирования один-в-один, но что совсем дешево и сердито - это проецирование со слайдов! Ещё один милый сердцу прибамбасик - это светодиодные экраны.

СТУПЕНЧАТАЯ КОНФИГУРАЦИЯ И ГЛУБИНА ПЕРСПЕКТИВЫ: Или как превратить 10 метров сцены в сто. «Технология match moving – совме-
щение движения отснятого материала с объектами, созданными в трех- и
двухмерном пространстве. Далее происходит соединение визуаль-
ных элементов из различных источников в единый образ. Этот прием,
широко используемый в экранных искусствах, имеет воздействие в сто крат усиленное на сцене театра.

Жеванная бумага и картон, выкрашенные в контрастные черно-белые цвета. Хорошо забытое старое. Скрытые возможности таят в себе видеопроекции на тела и другие неожиданные места,
электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиодные костюмы...

ЧТЯ ТРАДИЦИИ: Не стоит забывать основы: производство жестких декораций из деревянных брус-
ков, фанеры, стальных и алюминиевых труб различного профиля,
производство мягких декораций, живопись анилиновыми и акриловыми
красками на традиционных материалах (двунитка, кирза и тюль), аппли-
кация, художественные скульптурные работы для изготовления деталей
декораций, бутафории – мебели и реквизита.

А ЧТО ВНИЗУ? Интерактивный пол, интерактивное стекло, светодиодные табло, условно подразделяются на три класса: монохром-
ные, полноцветные и многоцветные, которые легко воспроизводят компьютерную графику и анимацию с видеокамеры, ноутбука и других источников.

Город: