Вы здесь

Сценарные войны - Экспозиция характеров через конфликт в диалоге. Фигуры Попутчика и Жёсткого Ментора.

Фигуры «Попутчика» и «Жесткого Ментора».
Экспозиция характеров через конфликт в диалоге.

Привет, команда!

Слушаете "Поэпизодный Клан"? https://www.youtube.com/watch?v=MEUzdePVczA&t=1134s
На последних минутах этого выпуска ведущие, упоминая создателей эпизода, дают пример "дикой экспозиции". Если в фильмах предыстория о взаимоотношениях героев подается неумело, звучит это приблизительно так:

- ...мы с тобой двадцать лет женаты... или ...ты всегда был таким, еще с детского сада... или ...сколько тебя помню, ты никогда не умела делать то-то...

Автор хочет показать этим что герои знают друг друга давно. Прокол здесь в том что ключевая для понимания информация подается не через конфликт, а примитивно через озвучивание какого-то факта совместного прошлого о котором оба говорящие и без того прекрасно знают. Сразу видно как все это притянуто.

Когда редактор видит такое, он понимает - перед ним новичок и дальше будет хуже. Если сценарий по этой причине еще не улетел в корзину, то только потому что редактор желает увидеть, как автор начнет вводить главного героя и антагониста. Если и это сделано неумело и топорно, шансов нет - не умея подавать события, действия и намерения через конфликт, вы вероятнее всего буде давать все через «дикую экспозицию».

Если посмотреть на вскидку несколько цитат из сети на предмет того что такое экспозиция сразу бросается в глаза что речь идет об экспозиции в начале истории:

" Экспозиция - часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях. Проще говоря, это самое начало любого произведения, в котором мы должны понять, кто такой герой и в чем его проблема."

"Экспозиция - знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев. Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба."

Должен сказать что это не совсем полное описание этого инструмента. В сценарном деле мы называем экспозицией подачу всей ключевой информации на протяжении полной протяженности истории. Как через диалог так и через действие. И лучше бы только через конфликт!

Есть множество способов того как экспозиция работает через действие, но в данный момент я бы хотел затронуть пару моментов где экспозиция работает на раскрытие характеров в триллере или детективе и как это отыгрывает на раскрытие преступления.

Для начала я хотел бы напомнить одну важную вещь – а именно форму подачи информации в триллере или детективе посредством которой автор общается со зрителем. Вообще таких форм три и все они в большей или меньшей степени могут быть задействованы в одном произведении:

  • Интрига (Mystery)
  • Напряжение (Suspense)
  • Драматическая ирония (Dramatic Irony)

Но в детективе и триллере мы чаще всего работаем через интригу и саспенс.

Итак, в триллере мы имеем преступление, таинственного злодея который остается невидимым и нам нужен некто кто сможет прочитать злодея через его действия. Чем сложнее и изощрённее злодей, тем сложнее и глубже нужен детектив который сможет прочитать картину мира зла антагониста, его мысли и убеждения и просчитать где и когда тот нанесет следующий удар.

Теперь представьте себе что у нас есть фигура таинственного, угрюмого детектива который идет по кровавому следу, который сам себе на уме и делает свои умозаключения молча. Будет ли вам как зрителю интересно чувствовать себя идиотом, плетущимся за таким умником? Сомневаюсь. Особенно там, где картина мира так же сложна и запутана как в "Настоящем Детективе": https://zen.yandex.ru/media/id/59f8c00afd96b1089e1f5ad1/nastoiascii-dete...

Чтобы зритель стал со-участником процесса расследования автор вводит фигуру простоватого попутчика или практиканта, который своими вопросами и недопониманием будет озвучивать точку зрения зрителя и своим "простым взглядом на вещи" будет атаковать сложный внутренний мир детектива, выводя его внутренний конфликт для зрителя наружу:
https://www.youtube.com/watch?v=4cc5M2lMOKg
https://www.youtube.com/watch?v=Y2fGsKcMHEY

Авторы этого видео называют связку Раст Коул и Марти Харт "Воин & Шаман"
https://www.youtube.com/watch?v=OJm5nGmLBak&t=3s
Не везде и не во всех историях это воин / шаман, но посмотрите как похоже это работает с Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном, Жегловым и Шараповым, Соммерсетом и Милсом:
https://www.youtube.com/watch?v=ZE1Jjx4Ra-U

А теперь давайте взглянем на другую связку.

Скажите, кем для Клариссы Старлинг является фигура Ганнибала Лектера? https://www.youtube.com/watch?v=OJm5nGmLBak&t=3s

К моему недоумению многие "знатоки" позиционируют Лектера как главного антагониста в "Молчании Ягнят". Как по мне – чушь полная.

Лектер - это "Паромщик через реку Стикс" и он же "Привратник у Врат Ада". Он проводит Клариссу в подземелье её бессознательного и дает правильный след. Именно там она должна одержать свою главную победу- убить своего внутреннего минотавра.

Через конфронтацию в диалогах с Лектером мы видим её внутренний конфликт что позволяет нам понять каковы ставки в этой игре для Клариссы. Руководство ФБР самым настоятельным образом запрещает Клариссе впускать Лектера к себе в голову и все же она отваживается на игру "quid pro quo" так как никаким другим способом выйти на след убийцы ей не светит.
https://www.youtube.com/watch?v=dMpZAGdjuMA

Именно благодаря взаимодействию с Лектером она добивается результата, настигнув Баффало Била и закрывает, как говорят психологи, свой болезненный гештальт - чувство бессилия и страха. Так же начав путешествие маленькой птичкой (Старлинг - в переводе скворец), она утверждается среди мужчин и становится большой птицей в патриархальном мире ФБР: https://www.youtube.com/watch?v=f8kwrpiUXQs

Задание:
подумайте как в отличии от жанров "детектив / триллер" работает экспозиция в жанре Crime Story - "криминальная драма": https://www.youtube.com/watch?v=qSU4EldnDRs
Напомню, в „Pulp Fiction“ история объединяет три новеллы. Первая из них разделена и обрамляет две другие. Такую форму подачи мы называем рамочной конструкцией. Все три новеллы объединяет тема предательства, нарушения договора или небрежного отношения к обязанностям. Так же все три несут в себе элементы Сюжета Искупления – Redemption Plot: накосячив в одном эпизоде, герои искупают себя тем что спасают кого-то в другом.

Вопрос: по каким ключевым ценностям (Core Values) идет сквозное действие в Сюжете Искупления?
На каком очень характерном для Тарантино типаже-персонаже (почти во всех фильмах Тарантино) строится напряжение в сценах называемых «Мексиканский Финал»? https://www.youtube.com/watch?v=U7O6Gbx7wLY