Вы здесь

Павел Бардин. Пользуясь случаем

Павел Бардин. Пользуясь случаем

Трудный текст. Сложный жанр. Проще сказать, чего писать не хотелось: анонимку, донос, письмо царю, исковое заявление, слив. Хочется рассказать свой кусочек правды. Поэтому жанр: «пользуясь случаем».

Киносообщество сейчас особенно активно обсуждает модернизацию отрасли с участием власти, без нее и против. Кажется, что все проблемы и их решения зависят от личной позиции Владимира Путина или Владислава Суркова.

Кино делается не в Кремле, и не на Старой площади. Кино делает несколько десятков тысяч профессионалов по всей стране и через вторые третьи руки почти все друг друга знают. При этом, несколько сотен человек – продюсеры - уже давно, систематически и почти всегда совершенно безнаказанно обирают и обманывают тех, кто попадает к ним в зависимость.

Власть не выращивает жуликов. Власти удобны коррумпированные осторожные продюсеры. И власть допускает существование системы, при которой быть честным предпринимателем практически невозможно. Быть честным - убыточно. Поэтому, честный продюсер – исключение. А коммерчески успешный честный продюсер – почти фантастика. А если вдруг сочетается одно с другим, тогда и компанию можно потерять – но это как раз исключение. Поэтому в большинстве случаев власти вмешивается в продюсерскую деятельность не обязательно. Киноначальники сами готовы подстраиваться и угадывать невысказанные пожелания. Их приучили к тому, что хозяин благостно прикрывает глаза на мелкие шалости, если служить верно.

Зло – это наши коллеги, милые друзья, с которыми так сладко обниматься на премьерах.

Есть хоть один режиссер, актер, сценарист, звукооператор, костюмер, дольщик, проработавший в «индустрии» кино и сериалов дольше 5 лет, которого ни разу не кинули или не пытались кинуть продюсеры? Причем зачастую абсолютно «законным» образом?

Рядовой (и даже не очень) профессионал (не медийная звезда), всегда подпишет типовой контракт. В этом контракте будет черным по белому написано, что вам не принадлежат ни ваше время, ни ваши слова, а уволить вас можно по любой причине в любой момент. И главное, вы не имеете права бороться за свои идеи, отстаивать свое видение. Авторское право оставаться автором произведения вплоть до его публикации авторам боле не принадлежит. .А если реквизитору, то просто могут не выплатить последнюю зарплату.

Мой первый опыт в «индустрии» - сериал «Холостяки». Продюсеры не выплачивали группе деньги (доверенные источники мне рассказывали, что по обычной схеме деньги держат в банке, чтобы получить процент). Юный, но уже коррумпированный продюсер, на претензии по поводу денег и просьбы выплатить хотя бы часть гонорара, потому что у многих дома уже нечего есть, нагло отвечал: «У богатых большие расходы». Выплаты начались после того, как были изъяты кассеты с исходными материалами. Естественно подписанные нами контракты не предусматривали хоть какого-то законного способа защиты наших прав, зато все права отдавали нанимателям. С тех пор продюсеры стали аккуратнее в выражениях. Но методы работы почти не изменились.

Кинобизнес, также как и страна в целом, из бандитского беспредела 90-х вырос в полноценную цивилизованную корпоративную мафию. Мафия научилась играть в «хороших полицейских», «очень хороших полицейских» и «прекрасных полицейских». Сейчас все меньше и меньше слышно продюсерский мат. Вам будут улыбаться, обещать, желать здоровья и счастья, поздравлять с праздниками. А потом окажется, что ваше уже не ваше. Или вы поработали бесплатно пару месяцев. И все по закону. Или почти по закону.

Это норма. Потому что все уже привыкли к этой системе и научились с ней жить. И я так не завелся, не стал «пользоваться случаем», если бы дело касалось «продюсерского» проекта. За последнюю неделю меня выбили из колеи две новости, которые касаются фильмов к категории «продюсерского кино» не относящихся. Фильмов, в общем, родных:

Первая. Отец рассказал, что компания «Аргумент кино», прокатавшая (абсолютно бездарно с моей точки зрения) фильм «Гадкий утенок», переименовалась в «Базис» и перестала выходить на связь. Нет ни слуху, ни духу, ни отчетности, ни денежных переводов, ни более чем 100 копий фильма. На первых порах провели один транш. И отчеты поступали. Например, на показ фильма в «Эльдаре» с участием режиссера, судя по отчету, пришло пять человек. Зал, естественно, был полон. На резонный вопрос автора, «как прошли на показ зрители?», - прокатчики сказали, что «девочка», сделавшая отчет, уволена. Это удивительный цинизм. Безотносительно того, что это мой отец. Безотносительно того, что раз в неделю «Гадкий утенок» получает приз. Безотносительно того, что заработок пошел бы на новое кино, а не на строительство несуществующей дачи. «Гадкий утенок» - очень важное кино для детей и для взрослых – для людей. С моралью. И в чем мораль жизненного сюжета? Автора, как и во времена Андерсена, выкидывают с общего двора. Изощренно. Эпитетов приличных нет.

Вторая. Целый год я ходил в офис компании 2план2, чтобы подписать «окончательный» договор о передаче «Индивидуальному предпринимателю Бардину» всех прав на фильм «Россия 88». Еще в начале 2009 года (по моей предусмотрительной инициативе) мы подписали допсоглашение о том, что если 2план2 не выпускает фильм в прокат в течение года, все права переходят ко мне (с сохранением доли 2план2 в 50%).

После отмен показов, и тем более после иска, стало ясно, что компаньоны фильм не выпустят. Запланированный релиз был отменен. Как только иск прокуратурой был отозван, мы наконец-то подписали соглашение о передаче прав. Я обнаружил, что права переданы только на кинотеатральный прокат и на три года. Мне объяснили, что «девочка» ошиблась, и это «временное» соглашение. А чтобы сделать исправленный договор, нужно снова отсылать его юристу, а времени уже нет, потому что кинотеатры уже требуют… Глядя в добрые глаза главного бухгалтера я, конечно, верил в эту «чушь». И (как большинство коллег, которых я знаю, в подобном случае) подписал «временный» договор. Тем более, что сопродюсеры сняли свои фамилии (и один сказал «нам на х#й» не нужна эта премьера» - про премьеру в Доме Кино) – значит точно им права на фильм не нужны. Подозрения возникли после того, как компания 2план2 за полгода не перечислила ни одной суммы за реализацию зарубежных прав и за DVD-релиз. По любому варианту договора они должны перечислять 50% дохода.

Я слушал отговорки про налоговые и прокурорские проверки, про праздники и авралы, и, спустя год, написал гневное письмо всем сопродюсерам «России 88» с той стороны. Только после этого последовала первая внятная реплика. От сопродюсера, адвоката «России 88» на процессе в Самаре, товарища, как мне казалось: «со своей стороны, не вижу правовых, устно договорных или моральных оснований для передачи всего объёма прав на фильм». Но при этом: «чего бы мне не хотелось, это делать подарки людям, которые препятствовали выходу фильма на экран и радовались нашим проблемам». То есть «подари лучше нам». Изысканная формулировка.

Я не собираюсь никому делать подарков. Ни Администрации президента, ни компании 2план2, ни кому-либо еще. У меня от 50% дохода – максимум треть. А свои проценты есть у тех нескольких десятков человек, кто вложил в фильм по 500 по 1000 долларов, у группы, которая работала практически задарма. Надо отдать должное из примерно ста человек группы за все это время только один спросил о деньгах. Сначала у группы украли прокат (и процент) ребята с вертушками в кабинетах. А потом, оставшееся «скрысили» (продюсерский жаргон) вроде как свои. И людям сказать неудобно – свои же. Но я лучше подумаю не о компании 2план2, а о Маше – координаторе и ассистенте по актерам, которая сидит дома с больной бабушкой и ребенком. Почему она свои кровные рубли должна подарить 2план2?

Не верю в суд, как в третью власть. Не верю в товарищеский профессиональный суд. Где вы, СК, Киносоюз? Говорить о модернизации отрасли и бороться за бюджеты гораздо интереснее, чем копаться в грязном белье. Поэтому хочу добиться правды доступным мне способом. Не собираюсь участвовать в круговой поруке и покрывать нечистых на руку коллег.

Шансов быть услышанным у меня чуть больше, чем у тысяч людей, которых уже задолбала мафия, которая называется «продюсерское кино». Но эхо высказывания будет коротким. Ничего не изменится. В том числе и ситуация с правами на фильм «Россия 88». Но надо хотя бы говорить, о том, что с нами происходит. Если неспособны создать реальный профсоюз и бороться за свои права.

Источник: pg-bardin.livejournal.com

Темы: 
Комментарии
Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
13 лет назад

Удивительно! А ведь ни один коллега не прокомментировал!!! Народ безмолвствует. Но так хочется надеяться, что это затишье перед бурей. Павел! Согласен с вашими словами от и до. С уважением, Дмитрий Матов.

admin
13 лет назад

Обратите внимание, первоисточник - блог автора - http://pg-bardin.livejournal.com/6172.html