Вы здесь
Копродукционное взаимодействие как один из важнейших факторов развития киноиндустрии
Введение
Совсем недавно участие России в европейских кинофондах казалось практически невероятным, о сотрудничестве с иностранными продюсерами можно было не задумываться (за редким исключением), само понятие «копродукции» вызывало смутные сомнения финансовой несостоятельности в кризисный период. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону.
О копродукции начали вести речь многие кинопродюсеры. Россия вступила в «Евримаж», незамедлительно стали организовываться мероприятия, направленные на подготовку и реализацию совместных проектов. Но расширению рынков способствует не только один или два созданных фонда или несколько подписанных соглашений, это целая система принятых мер и действий по отношению к гораздо большему количеству партнеров, но обо всем по порядку.
Начало положено
Немаловажным фактором для дальнейшего развития и становления производственных отношений являются фестивали, где страны участники могут определить, что им следует ожидать от предполагаемых будущих партнеров. 2011 год в этом плане оказался достаточно удачным: картины отечественного производства побывали в Берлине, Каннах, Венеции, Роттердаме, собрали призы и на фестивалях в Варшаве, Карловых Варах. В Лондонском фестивале принимало участие 7 фильмов, созданных при помощи России.
«Евримаж»
Если говорить о «Евримаж» подробнее, то присоединение к нему России 1 марта 2011 года стало одним из самых обсуждаемых событий. О планах сотрудничества с ним объявили такие продюсеры как Дмитрий Рудовский, Евгений Гиндилис, Сергей Сельянов и мн.др.
Одна из основных проблем здесь заключается в том, что «Евримаж» отдает предпочтение исключительно независимым некоммерческим фильмам, отсекая при этом любые проекты, которые связаны с крупными мейджорами и телеканалами, а, как известно, последние являются немаловажным аспектом популярности фильма на территории РФ.
С учетом того, что фонд ориентирован прежде всего на развитие копродукционных связей между странами Европы, он акцентирует внимание на таких критериях какучастие нескольких стран при производстве фильма и их соответствие некой европейской стилистике.
Следующая немаловажная проблема заключается в том, что суммы, которые выделяются на каждый отдельный фильм в абсолютном и относительном размере не должны превышать 700 тысяч евро и, соответственно, 17% от общего бюджета картины.
Можно сказать, что в какой-то мере это ограничивает участие авторских работ в отборе. Но, если исходить из вышеприведенных вещей, то авторскими, по сути, могут стать и многомиллионные проекты. Так что к списку финансируемых вполне могут отнести и прототипы таких картин как «Фауст», «Неадекватные люди», «Громозека» и пр.
Благодаря помощи «Евримажа» были созданы такие фильмы как «Мальчик на велосипеде», «Мой брат Роберт», «Меланхолия», «Железное небо» и мн.др.
За поддержкой кинопроизводства и дистрибьюции в «Евримаж» можно обращаться четыре раза в год. В число первопроходцев попал проект «Последствия», это польская картина, режиссер Владислав Посиковский, в ее создании принимает участие российская компания Metrafilms, продюсер — Артем Васильев, а также словацкие и польские продюсеры. Выделенная сумма — 260 тысяч евро. Не исключается, что Metrafilms помог предыдущий опыт работы Артема Васильева с получившим финансирование «Дау» И. Хржановского.
«В тумане» С.Лозницы также получил 300 тысяч, хотя при подаче документов GP Cinema Company еще не значилась, там были указаны латвийская, немецкая и голландская стороны.
В октябре 2011 было объявлено, что финансирование получил и проект «Чайка» (210 тысяч евро) Мигеля Анхеля Хименеса, в производстве этой испано-французско-грузинской картины приняла участие и отечественная компания «Ибрус».
Дистрибьюторы из России в 2011 году от фонда поддержки не получили, но часть средств досталась европейским прокатчикам, занимающимися, в том числе российскими картинами. Например, румынская компания Cinecorvin и венгерская Vertigo Media получили деньги на «Как я провел этим летом».
Cinecorvin также при поддержке «Евримажа» занималась картиной «В субботу» на территории Румынии.
Таким образом, можно уже сказать, что некоторые плоды от подобного сотрудничества имеются.
Фонд не останавливается на достигнутом, с 1 января 2012 года в «Евримаж» вступила и Грузия, это может облегчить ее взаимодействие с другими странами, в том числе и с Россией, но, на мой взгляд, об этом рано еще говорить в полном объеме.
Бюджет «Евримаж» составляет порядка 23 миллионов евро в год. Финансируемые картины отбираются специальным советом.
В 2012 году в список вошли 33 европейские картины, в том числе новые ленты Ларса Фон Триера («Нимфоманка»), Мишеля Гондри («Пена дней»), Паоло Соррентино («Apporato Umano»).В списке Eurimages оказались и две картины, непосредственно связанные с Россией: «Москва никогда не спит» («Moscow Never Sleeps») ирландского режиссера Джонни О’Рейли (производство Snapshot Films East, Blinder Films) и «Роль» Константина Лопушанского (производство Proline Film, Ленфильм, Беларусьфильм).
«Moscow Never Sleeps» —второй русскоязычный проект ирландца Джонни О’Рейли, после триллера«Прячься» с Сергеем Гармашом в главной роли. Драматический сюжет расскажет о неких узах, которые связывают жителей российской столицы. Выход фильма запланирован на 2013 год. В создании российско-ирландского проекта будет задействована международная команда кинематографистов. От Ирландии фильм представляет продюсер Кэти Холли и компания Blinder Films. С российской стороны фильм продюсируют Андрей Захаров и Анна Качко, компания Snapshot Films East.«Moscow Never Sleeps» получила инвестиции и от ирландского фонда Irish Film Board. Eurimages инвестировал в фильм 240 тыс. евро.
В картине «Роль» Константина Лопушанского речь пойдет об окончанииГражданской войны. Главную роль в фильме исполняет Максим Суханов. По сюжету актеру придется выдать себя за погибшего красного командира, на которого он волею случая оказался очень похож. ДоляEurimages в этом фильме составила 260 тыс. евро.
Россия подписала также соглашение с Европейским продюсерским клубом, так что теперь и российский продюсер может стать ее членом. С европейской стороны будет отбираться от 3 до 5 проектов, которые будут предлагаться российским партнерам. Российская сторона будет продвигать 3-5 проектов для совместной копродукции. Главная задача — познакомить российских продюсеров с источниками получения средств и с финансовыми рычагами стран Европы.
Академии сотрудничества
Немного иной формой совместной работы европейских и российских кинематографистов являются киноакадемии. Одной из первых здесь стала учрежденная в 2009 году Российско-германская киноакадемия. В ней состоят российские и немецкие продюсеры, заинтересованные в копродукции, они поддерживают ее существование некоторыми взносами денежных средств. Среди таких представителей, например, числятся А. Роднянский и К. Саксаганская.
Симона Бауманн, являющаяся членом Фонда поддержки Российско-германской киноакадемии, утверждает, что на данный момент главными результатами работы стали образовательные мероприятия и регулярные встречи. Бюджета может хватать примерно на 3-4 проекта в год.
Несмотря на это, похвастаться на данном поприще пока особо нечем, и о каких бы то ни было окончательных итогах еще речи не идет. Деятельность данной киноакадемии не совсем понятна, и цели, в неоформленном их виде, эфемерны. Некоторым участникам в ходе обсуждений, возможно, и удалось достичь определенных результатов и о чем-то договориться, но это можно было осуществить и на других проводимых ежегодно мероприятиях.
Изначально за образец была взята Германо-французская киноакадемия,но многие не очень верят в ее перспективность, кто-то даже называет эту академию «несуществующей институцией».
Несмотря на это, к заслугам Российско-германской киноакадемии относят российско-германское соглашение о копродукции 2011 года, его участниками выступают такие немецкие фонды, какMBB (Medienboard Berlin Brandnburg), MDM (Mitteldeutsche Medienforderung), FFA (German Federal Fund). С российской стороны — Фонд Кино. Исходя из документа, максимальный размер гранта — 30 тысяч евро, всего на девелопмент предусмотрено 150 тысяч евро.
Победители, которые распределили между собой первую часть гранта 2012 года в 95 000 евро, были определены на Берлинском кинорынке в феврале, ими стали «Оффсайд» Александра Стриженова, «Стокгольмский синдром» Алексея Учителя, «Таджик Джимми» Эллы Ваккасовой. Все они получили по 20 тысяч евро накартину. Не обошли вниманием и документальный фильм «Лувр на реконструкции» Александра Сокурова, он получил 15 тысяч евро.
На открытии Red Square Screenings 15 октября 2012 были объявлены очередные получатели денежных грантов. Ими стали А. Роднянский и С. Мелькумов с «Анталияград», А. Учитель «Товарищи» и А.Миндадзе «Дорогой Ганс, милый Петр». Каждому из будущих фильмов предоставлено 20 тысяч евро на дальнейшую разработку.
Комедия «Анталияград» (российская студия Non-Stop-Production) рассказывает о приключениях и злоключениях российского и немецкого туристов на отдыхе, роли которых исполнят Федор Бондарчук и Тиль Швайгер.Другой проект, «Товарищи» появился благодаря Габриэле Черняк и студии Алексея Учителя «Рок», которая известна тем, что привлекает к созданию картин дебютантов. Сюжет заключается в том, что два молодых человека из 60-ых годов благодаря машине времени, созданной КГБ, отправляются в прошлое, чтобы предотвратить появление подобной машины в США, но вместо этого попадают в сегодняшний Берлин.
Последний проект «Дорогой Ганс, милый Петр» основан на реальной истории. Приехав в СССР в предвоенный 1940-ой год, немецкий инженер Ганс нашел свою возлюбленную и друга по имени Петр. Волею судьбы вскоре он уезжает, но уже обратно возвращается в связи с военной миссией. Будущая картина была представлена российской и немецкой студиями «Пассажир» и Ma.ja.de filmproduktion. Последней уже удавалось реализовывать совместные проекты с участием отечественных продюсеров:«Девушка и смерть» Йоса Стерлинга, «В тумане» Сергея Лозницы и пр.
По итогам второго конкурса грант был увеличен до 155 000 евро.
Иначе устроена Российско-французская киноакадемия, образованная 11 июля 2011 года, ее сопрезидентами стали Павел Лунгин и Кароль Буке. Ее членом может стать любое заинтересованное лицо или организация. Целью работы организации заявлено продвижение французских проектов в России и российских — во Франции, для чего планируется задействовать несколько областей: студенческий обмен, проведение семинаров и мастер-классов, защита кинонаследия и собственно поддержка разработки, производства и дистрибьюции фильмов.
От Российско-германскойРоссийско-французская киноакадемия значительно отличается в лучшую сторону. Во-первых, четкостью задач, во-вторых, заявленной государственной поддержкой обеих правительств, в-третьих, она опирается на авторитет определенных лиц. Вполне вероятно, что в будущем Франции удастся опередить Германию в копродукционных связях с Россией, пока же последняя продолжает лидировать по количеству совместных проектов.
Год Испании и Год Италии
Невольно возникает вопрос, насколько будет правильным решением усиливать копродукционные связи не только с Германией и Францией. Ведь по сути «ниточки» между этими странами и Россией и так были довольно прочны. Сейчас практикуется посвящать тот или иной год культуре других стран. Если брать 2011 год, то он своими результатами подтверждает факт, что без устоявшихся контактов не следует ждать особой отдачи. По крайней мере, Год Испании в России, так и не принес серьезных плодов, несмотря на представление некоторых испаноязычных проектов в рамках фестивалей и питчингов.
Но, с другой стороны, Год Италии оказался более удачным. Еще в 2010 году было подписано соглашение, согласно которому российская сторона обязалась ежегодно выделять до 2 миллионов евро на поддержку совместных проектов. В год запланировано производить минимум 2 российско-итальянские картины. Мероприятия, связанные с этим соглашением, проходили на фестивалях в Москве, Красноярске, Оренбурге, Вологде, где было презентовано несколько проектов.
Вышел в прокат еще один российско-итальянский фильм «День и ночь». Ее продюсер Ульяна Ковалева уже работала над совместными проектами, в частности над картиной «Десять зим» и документальным фильмом «Россия и Италия — кино будущего».Сейчас она работает над «Элементарной любовью», один из блоков съемок которой недавно завершился в Москве.
Держим курс на Китай
С помощью холдинга СММ («Система Масс-Медиа») и его дочерней компании RWS («Всемирные русские студии») Россия сделала еще один шаг, заключив кинопроизводственные отношения с Китаем. Во время проведения Каннского кинофестиваля было объявлено о создании Российско-китайского кинофонда. Его соучредителями стали отечественная СММ и китайская компания Huawei. Данное решение поддержало и российское Министерство культуры. Приглашение принять участие в экспертном совете получили ведущие производственные компании России и Китая.
Задачи кинофонда заключаются в облегчении взаимопроникновения теле- и киноконтента на рынки друг друга, улучшении взаимодействия между кинокомпаниями, в поощрении совместного производства и поддержания образовательных мероприятий.
Генеральный директор компании RWS Юрий Сапронов отметил, что у Китая с Россией больше общих тем, чем с Европой. Свое мнение он основывал на том, что в Китае очень любят советское кино. По китайскому ТВ неоднократно повторяли сериал «Как закалялась сталь». В Пекине пользуется успехом 19-серийный сериал по книге Б.Васильева «А зори здесь тихие…».
Эти высказывания подтверждает и бокс-офиса российских картин в Китае. Особенно это касается сборов от боевиков. К таковым относятся «Мы из будущего ( сборы 3 млн.дол.), «Скалолазка и последний из седьмой колыбели» (2,1 млн.дол.), «На игре» (1,6 млн.дол.).
Созданный кинофонд сразу же объявил, что уже намерен начать работу над рядом проектов, к ним относятся сказка «Аленький цветочек», сериал «Эскадрилья», а также документальный цикл, посвященный китайской интеллигенции, жившей и живущей на данный момент в России.
Одним из главных преимуществ представленного фонда является тот факт, что его работа будет основана на поддержке структуры СММ — АФК «Система». Помимо нее в деятельности будут принимать участие и правительственные учреждения. На самом деле многие видят в этом и недостаток, так как политические особенности и предпочтения как на государственном, так и на производственном уровнях еще никто не отменял. Так что часть проектов будет отсеиваться еще на начальном этапе.
Например, один из известных гонконгских продюсеров далеко не уверен в том, что его совместный фильм с одним из российских режиссеров сможет получить поддержку фонда и китайской цензуры.
Пока что конкретные планы Российско-китайского кинофонда ограничены теми вариантами, которые предложила СММ, но даже это уже можно считать значительным шагом вперед. (1)
Кинорынок Китая
Говоря о китайском кинематографе, нельзя не упомянуть, что он сам по себе специфичен. Картины, которые пользуются популярностью у себя на родине, практически ничего не собирают на зарубежных рынках.
Потенциал для роста представляет скорее китайский рынок. Особенно следует отметить количество кинозалов в стране. Согласно данным EntGroup, в этом году их количество возрастет примерно на 28% и составит 11 800. В прошлом году количество экранов увеличилось на 47% до 9 200 к/з. Правительство КНР утверждает, что к концу 2015 года количество экранов достигнет 20 000. Это действительно вполне вероятно, с учетом того, что каждые 4 дня в Китае открывается новый зал.
Согласно прогнозам отраслевой компании EntGroup, объем кинорынка достигнет $4,6 млрд. Из них $3,17 млрд принесут кассовые сборы. Для сравнения, в 2011 году выручка киноиндустрии составляла $2,82 млрд.Бокс-офис - $2,08 млрд,доходы от зарубежного проката - $320 млн.
Представленные цифры не могут не привлекать внимания инвесторов из других стран. Все хотят приобщиться к этому рынку, несмотря на всю его «проблемность». Более того, в мае 2012 года была совершена одна из крупнейших сделок: News Corp. выкупила 20% одного из лидеров китайской киноотрасли - компании Bona. Следовательно, за этим последует и увеличение количества акций киноотрасли на фондовом рынке. (2)
Кинопроизводство в сотрудничестве с Китаем
Исходя из вышеизложенного, увеличение совместной копродукции с Китаем не вызывает удивления.
За последние несколько лет количество копродукционных работ стало серьезно расти. В 2009 году таких фильмов было примерно 74, в 2010 — 84, в 2011 порядка 100. И в дальнейшем снижение темпов не прогнозируется.
Например, к одному из самых ярких примеров удачного сотрудничества китайцев и американцев можно отнести картину «Каратэ-пацан», созданную
Columbia Pictures и China Film Group Corporation. Стоимость производства фильма - 40 млн. дол., сборы от проката равняются 359 млн. дол. (3)
Китай также создал государственный фонд, который будет заниматься совместным кинопроизводством с Голливудом. Он поможет обеспечить финансирование и производство картин с кассовым потенциалом, выпуская их не только в Китае, но и по всему миру.
Можно отметить, что основной приход денежных средств с американского кинематографа проистекает не с самого американского рынка, а с остальных территорий, которые прокатывают их продукцию. Выручка от данного проката распределяется приблизительно поровну между китайскими и голливудскими картинами, но по закону в стране нельзя выпускать больше 50 зарубежных картин (в год).
В данной ситуации как американские, так и европейские производители стараются заключить договоры о копродукции. Возьмем, например, Чжана Имоу, за свой проект при участии Кристиана Бейла под названием «Цветы войны», он получил в Китае 93 млн.дол. Российские производители тоже стараются времени зря не терять,«Базелевс», чья картина «Черная молния» собрала в Китае 1 млн.дол. планирует участвовать в ремейке «Елок». Не стоит забывать и об упомянутой выше СММ, наточенной больше на сериальную продукцию.
Конкурентная борьба ожидается нешуточная.В частности Ян Бутин, глава образованной ООО China Mainstream Media National Film Capital Hollywood Inc., считает, что финансовая поддержка из Китая и западный подход к созданию кинопродукции могут стать отличной основой для проникновения в Голливуд. Эксперты предрекают, что Китай в течение пяти лет сможет обогнать Северную Америку по общему бокс-офису. (4)
Сотрудничество с Казахстаном
Фонд Кино и киностудия «Казахфильм» в рамках 8-го международного фестиваля «Евразия-2012», прошедшего в Алмате,заключили соглашение о долгосрочном партнерстве.
Согласно словам президента киностудии Ермека Аманшаева, партнерство подразумевает целый ряд направлений совместной деятельности, в том числе и создание копродукции. Основными аспектами стали так же, как и в вышеупомянутых случаях, проведение недель российского и казахского кино, продвижение своих картин на территории страны-партнера, а копродукционных картин за рубежом, усиление связей за счет совместных образовательных программ, также инвестиционные вложения каждой из сторон и пр.
Первый этап развития сотрудничества — совместное представительство в Лос-Анджелесе. Принято считать, что это будет способствовать взаимодействию российских и казахских продюсеров с их американскими коллегами, а также повысит общий профессиональный уровень.
Согласно планам, представительство собирается организовывать дни российского и казахского кино в Лос-Анджелесе. (5)
KIEV MEDIA WEEK и Великобритания
В рамках KIEV MEDIA WEEK в 2012 году состоялась международная конференция «Кинобизнес: особенности, перспективы, возможности», которая собрала профессионалов киноотрасли из Украины, России, США, Великобритании и других стран. Она проводится с 2008 года, но в 2012 ее формат был немного откорректирован. Многие из обсуждаемых вопросов достаточно актуальны и для мирового рынка в целом. Конференция была разделена на три блока, посвященных:
1) совместному производству кинопроектов
2) государственной поддержке кинопроизводства
3) рассмотрению кейсов коммерческого успеха фильмов российского производства в прокате на территории Украины и стран СНГ
Поскольку копродукция является сейчас особо перспективным направлением, участники дискуссии сделали особый акцент именно на этой теме. Одно из значимых мест в этом обсуждении занял британский подход к совместному производству.
Дискуссию «Совместное производство как выгодное предприятие: реальность или вымысел?» открывал Сергей Грачев, он является управляющим партнером MGAP (Россия, Великобритания), это адвокатское бюро, которое специализируется в области корпоративного и медиаправа. Немного позже выступил Питер Ла Терье, вице-президент по международному производству компании Universal Pictures Int.
Как известно, Universal принимает участие в создании фильмов как на английском языке, так и на языке той территории, где непосредственно находятся представительства. Одиннадцать офисов расположены по всему миру. Вице-президент компании обозначил, что даже для Universal, копродукция является одним из ведущих направлений в дальнейшем развитии своего бизнеса.
Он придерживается точки зрения, что совместное кинопроизводство должно являться именно партнерством. Такой подход позволит сохранить сотрудничество на продолжительный период и поможет сэкономить минимум 25% расходов на административные нужды.
Но параллельно с преимуществами совместного производства, к которым можно отнести выход картины на нескольких рынках, а, следовательно, больший территориальный охват; привлечение местных профессионалов для работы над проектами, разнообразие творческих предложений, перспективное фестивальное продвижение готового кинопродукта, появляются и значительные сложности. Например, к таковым приписываются различия в менталитете, получение разрешений местных властей,непосредственно особенности самого производства и учета затрат, а также возникающие маркетинговые вопросы и мн.др. Те или иные проблемы непременно возникают при совместном кинопроизводстве в каждой из стран.
Британский подход к копродукции на этом мероприятии осветил советник британской инвестиционной фирмы Ingenious Media Мартин Смит. Компания занимается инвестициями в творческие проекты с 1998 года, в том числе она принимала участие в финансировании 99 картин, среди которых не только фильмы мейджоров, таких как «Аватар», но и работы независимых продюсеров. Смит, основываясь на своем опыте, заметил, что работа и сотрудничество с независимыми студиями сопряжены большими сложностями, чем с мейджорами. Особенно это касается совместного производства и предоставления в этом случае государственной поддержки. Он рассказал, что в Великобритании львиную долю денежных средств в кинопроизводство вкладывают именно американские киностудии, которые к своей деятельности привлекают как британские, так и зарубежные инвестиционные компании, а также частных инвесторов.
Говоря о копродукции, следует отметить, что британские продюсеры приняли участие за последние 7 лет в 385 проектах (согласно рамкам Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве и соответствующим договорам со множеством стран). Согласно данным, в 2003 году было запущено больше всего совместных проектов — 106. Но, затем, с 2006 года началось их сокращение, в 2010 — 22, в 2011 — 29.
Уменьшение количества копродукционных проектов связано с изменениями, принятыми правительством по вопросу условий принятия участия Британии в подобных картинах. Свое решение чиновники обусловили тем, что большинство этих картин, согласномеждународным договорам, так и не были завершены. Главным требованием предоставленного финансирования стало использование его на территории Великобритании, а, как известно, соответствующие услуги стоят там достаточно дорого. Таким образом, сотрудничество с Туманным Альбионом на данном этапе не столь выгодно. (6)
Заключение
Обобщая вышеизложенную информацию, можно прийти к выводу, что совместное производство картин является важной вехой в становлении международной кооперации в сфере кинобизнеса. Но, ориентируясь на важность принятия решения о копродукции, нельзя забывать, что может повлечь за собой тот или иной выбор. Как уже упоминалось, в каждой стране существуют определенные нормы и правила, свои «законы» ведения дел, в том числе это касается и кинобизнеса. В случае грамотного и целенаправленного подхода можно избежать возможных проблем.
Каждый продюсер должен осознавать, что заключает в себе копродукция. К важным составляющим относятся креативное взаимодействие, возможность использования национальных и международных субсидий, грантов стран-участниц; разделение обязанностей, использование местных возможностей и связей и пр. Также нужно помнить, что четко составленное соглашение о копродукции поможет избежать большинства неприятных ситуаций и принести выгоду всем участникам производственного процесса. А расширение сфер влияния и завоевание новых рынков будут только укреплять позиции сторон, участвующих в совместном кинопроизводстве.
Список используемой литературы и других источников:
1) «Action! Менеджер кино» #6(90) декабрь 2011 — январь 2012 ( под ред. З. Шумовой). - М.: «Метрополитэн Э.Р.А.», 2011. - Стр. 20-24.
2) www.varietyrussia.com (статья «Китайский кинорынок растет» от 17 мая 2012)
3) «Action! Менеджер кино» #6(90) декабрь 2011 — январь 2012 (под ред. З. Шумовой). - М.: «Метрополитэн Э.Р.А.», 2011. - Стр. 25.
4) www.chinaspace.ru (статья «Кинорынок Китая» от 24.02.2012)
5) Пресс-рассылка Фонда Кино от 21.09.12
6) mrm.ua (статья «Копродукция – залог успеха?» от 21 сентября 2012)