Вы здесь

Холодный душ для начинающего сценариста

В этой статье нет рецептов успешного сценария. В ней будет попытка уберечь начинающих сценаристов от типичных ошибок и привить самокритичность, попытка развеять многие иллюзии о профессии.

По поводу автора — автор имеет небольшой практический опыт адаптации сценариев (за деньги). Экранизированных полнометражных оригинальных сценариев в копилке пока нет. Поэтому пруфлинков и пруфпикчей не будет. Да это и не имеет значения. Вопросы типа «а ты сам кто такой??» можете не задавать, я ведь не рекламирую курсы сценарного мастерства или новую книгу. Написанное ниже — всего лишь точка зрения.

Привлекательность профессии
В последнее время появляется все больше книг и семинаров по сценарному мастерству. Интерес к кинодраматургии растет год от года. Книги по этой тематике выпускает множество авторов. Кроме уважаемых и известных авторов этим занимаются и новички-теоретики. Сам видел как двадцатилетний парень предлагал платный вебинар по теме «как стать сценаристом за полтора месяца»…

В чем секрет такой привлекательности профессии? Главная причина: из всех кинопрофессий, только сценарист может заниматься творчеством без бюджета. Чтобы стать практикующим режиссером, оператором, световиком, гримером нужен конкретный проект, а значит бюджет. А сценаристу для творчества нужен только компьютер.

Холодный душ
Но сразу стоит принять холодный душ. Развеять все иллюзии о профессии.

В российских реалиях сценарист уязвим и практически никак не защищен.
Если речь не идет об адаптации, римейке или написании сценария на заказ под чужую идею, то сценарист является не менее важным человеком для фильма, чем режиссер. Кино начинается с истории, со сценария.

Но сценарист получает на порядки меньше чем режиссер. И меньше чем оператор. И даже меньше (как правило) чем художник по свету и звуковик. Вся слава достается актерам, режиссеру и продюссерам. И кинонаграды, как правило, тоже.

И это еще хорошо, если ваш сценарий вообще возьмут в разработку. Ведь продать свой сценарий чрезвычайно трудно.
К тому же сценарист НИКАК не защищен от кражи у него идей. Если кто-то украдет сценарий даже просто поменяв название и имена героев — доказать что-то будет практически невозможно.

При этом в России нет мощного профсоюза сценаристов, как в США. Никто не будет устраивать забастовки чтобы защитить свои права. Никто не будет заступаться за вас. Сценарист беззащитен.
В процессе работы над проектом от вашего первоначального сценария может мало что остаться. И это очень неприятно, когда написанное вами кардинально правят другие люди в ущерб первоначальному замыслу.

Отношение к сценаристу со стороны многих режиссеров и продюссеров — пренебрежительное, как к лакею, к обслуживающему персоналу. И при случае вам всегда постараются напомнить это, принизить ваши заслуги.
Поэтому если кто-то питает иллюзии что достаточно написать сценарий и все завертится… Что быстро найдется добрый дядя продюссер, заплатит за него сотню тысяч долларов, сценарий запустят в производство и вам дадут авторский контроль над проектом. А потом вас ждет слава, деньги, вечеринки, фестивали и Голливуд… то сразу стоит выбросить такие мысли из головы.

Достаточно посмотреть, сколько сейчас сценариев гуляет по питчингам, по сайтам и блогам «околокиношной» тематики и сколько фильмов снимаются у нас в стране. Посмотрите статистику «Кинопоиска» — сколько фильмов в год снимается по оригинальному сценарию, автором которого не является режиссер или продюссер?
Ну? Грустно?
Реально оценивайте свои шансы. И подумайте — сохранила ли эта профессия для вас привлекательность?

Графомания такая графомания

Одна из причин по которой продать свой сценарий чрезвычайно трудно — сильная «зашумленность». Почтовые ящики всех сценарных агентств, продюссерских центров, режиссеров, критиков до отказа забиты сценариями, синопсисами. В этом информационном шуме вероятность что ваш сценарий заметят крайне мала.

Страшный секрет (если кто-то не знал): никто не читает все эти сценарии.
А продюсеры и режиссеры в лучшем случае читают синопсисы. Чтобы продюсер нашел ваш сценарий, прочитал и оценил его — это настолько маловероятное явление, что на него можно даже не рассчитывать.
Что уж там говорить, даже актеры часто читают сценарии уже в день съемок.

В информационном шуме тонет все. Это проклятие современной цивилизации. Во времена Пушкина грамотным был каждый пятый, а писать и связно выражать мысли мог каждый двадцатый. А сегодня пишут все у кого есть клавиатура. Пушкина бы никто не заметил в этом информационном шуме.

Также и ваш гениальный (теоретически) сценарий никто не заметит.

Но не все так плохо. Приняли холодный душ, а теперь и теплая ванная:

Сценарист скоро будет самой важной кинопрофессией!

Обратите внимание. Сейчас даже в Голливуде кризис идей. С каждым годом выпускается все больше и больше римейков старых фильмов. В один год могут выйти сразу несколько фильмов с одинаковым сюжетом (яркий пример: «штурм белого дома» и «падение Олимпа»).
Поэтому сценарист скоро выйдет на первый план. Сочинить историю которая удержит зрителя у экрана в течение 2 часов — это сложное искусство. Если сценарий плох, то ни гениальность режиссера и актеров, ни спецэффекты не спасут фильм. И наоборот — если сценарий хорош, то зритель будет готов простить некоторые недостатки постановки.

Не переоценивайте пользу книг и семинаров

Читать книги и посещать семинары по сценарному мастерству нужно — это обязательное условие становления как специалиста. Но не стоит переоценивать их значимость.
Семинары и книги не добавят вам ни таланта, ни фантазии и не дадут идей. Они научат вас только помещать их в определенную структуру. Если выражаться образно — они не научат вас печь вкусный кекс, они просто расскажут вам про формочку для этого самого кекса.

Я знаю многих людей которые прочитали книгу Р. Макки «История на миллион долларов» и подобные ей по несколько раз. Посещали семинары. Но ни одного сценария для полного метра написать они так и не смогли. Они смогли бы стать профессиональными критиками и даже редакторами сценариев. Но только не сценаристами.

А действовать «от обратного» нельзя. Нельзя сначала взять формочку для кекса и пытаться засунуть в нее хоть что-то — глину, песок, муку. Сначала нужно обладать объемным, пышным «колобком» из теста (в виде фантазии, таланта, идей).
Поэтому такие семинары — это не панацея. Гораздо полезнее потратить время на практику, на саморазвитие, на получение впечатлений и жизненного опыта. Если конечно у вас нет цели стать всего лишь теоретиком.

А теперь на закуску… Самые распространенные ошибки новичков.

Опасайтесь заимствований! Самая страшная беда сценариста — подсознательное заимствование.
Так уж устроен наш мозг. Он запоминает идею, но хуже запоминает ее источник. Спустя какое-то время вы можете быть искренне убеждены что вы автор какой-то идеи. И напишите ее в своем сценарии.
Поэтому постоянно анализируйте свои мысли. Вспоминайте что вы до этого смотрели. Анализируйте свои тексты. Например, если вы фанат «звездных войн» — перепроверьте не говорят ли ваши персонажи цитатами оттуда.
Полностью избавиться от таких заимствований не получится. И не нужно. «Золотой фонд» классики в каждом жанре уже создан и создать что-то полностью оригинальное будет невозможно. Но по возможности нужно от них избавляться.

Самокритичность — ключ к успеху. Лучше немного недооценить себя, чем переоценить. Всегда критично относитесь к себе. Не считайте что вы гений. Иначе рискуете стать злым неудачником. В кинодраматургии (и в литературе) людей с комплексом «непризнанных гениев» чуть ли не половина. И вы вполне имеете шанс пополнить ряды их армии. Если перестанете себя критиковать.
Причины неудач ищите только в себе. Это полезнее чем обвинять в чем-то других. С вероятностью в 95% то что вами написано в данный момент — сырой, слабый материал с кучей заимствований. И если это так, то нужно уметь это разглядеть, чтобы произошел качественный рост.

Избегайте прямой рефлексии. Если ваш герой — ваша рефлексия, олицетворение ваших мечтаний о приключениях, любви, то это далеко не всегда хорошо. В 90% случаев я могу написать точный психологический портрет автора сценария. Потому что в них явная рефлексия. Помните что не всегда ваши проблемы и фантазии будут близки другим. И не забывайте про самоиронию. Учитесь смотреть на себя и своего персонажа со стороны.

Так что же делать?

Если у вас есть сценарий и вы искренне убеждены что он хороший. То у вас есть два пути.
Первый: ждать что прилетит продюссер на голубом вертолете и даст кучу денег. Сразу стоит осознавать что шансы на это чрезвычайно малы. И к тому же на пути к своей мечте вы можете просто «слить» свою идею другим людям. Кража идей в этой среде — дело обычное.
Второй путь: снять короткометражку по мотивам своего полнометражного сценария. Сделать заявку. Вероятность что вас заметят — на порядки увеличится.
При творческом подходе — снять короткометражный ролик можно с минимальным бюджетом, измеряемым среднемесячной зарплатой одного человека.

Так уже повелось что воспринимать текст могут и хотят не все. А интересный ролик с продуманным концептом увидит гораздо больше людей.

В любом случае сидеть на месте нельзя. Нужно иметь в запасе несколько полнометражных сценариев, а не носиться с одним. И не ждать, а действовать.

Темы: 
Комментарии
Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
10 лет назад

Вот в киношколу Митты приезжает отличный лектор по сценарному мастерству, и будет проводить Воркшоп. Там можно будет свои ошибки в сценариях увидеть

Аватар пользователя Руслан Аргун
Руслан Аргун
10 лет назад

Выскажу свое мнение, самой большой проблемой во все этом является тот факт, что большинство начинающих авторов не хотят учиться. Учиться это далеко не только посещение курсов, семинаров, чтения пособий и книг, которых огромное количество, учиться - это когда ты работаешь, допускаешь ошибки, видишь их, исправляешь, и уже не наступаешь на эти грабли в следующий раз. И это длиться на протяжении многих лет. Все талантливые сценаристы, я имею в виду голливудских, говорят, что научиться писать сценарии можно, только надо поставить перед собой цель, к которой надо стремиться, понимать, что вы действительно этого хотите и работать, работать и работать. В Голливуде есть такая практика, что тебя может прославить один сценарий, написав которой ты на следующий же день становишься знаменитым, но веник стреляет очень редко. Большинство сценаристов, прежде чем крепко встать на ноги, шли к этому долгие годы. Если не ошибаюсь, Сид Филд, продал свой первый сценарий, после 7 лет работы в индустрии. Так что ув. друзья, нам надо работать, работать и работать. И я больше чем уверен, что нет ни какой схемы, по которой мы можем добиться успеха в написании сценариев, мы должны стремиться к поставленной цели и осознавать, что мы действительно этого хотим. Хочу привести небольшой пример из личного опыта. Три года назад, у меня даже не было компа, но я горел желанием писать сценарии, и я их писал, писал на бумаге обычной шариковой ручкой. Мой родственник, который был в курсе, что я увлекаюсь написанием сценариев, спросил меня, а ты вообще имеешь представление, что такое сценарий и как его писать? Я серьезно задумался над этим вопросом, и действительно, мой багаж знаний о написание сценария, о его формате, структуре, был настолько примитивным, скажу кратко, я лишь знал, что сценарий это история, у которой есть начало, середина и конец, и писал его я как пьесу. Мой родственник, подарил мне книгу Сида Филда «Сценарное мастерство», с которой я начал изучение профессию. Далее, я приобрел комп, получил неограниченный доступ к интернету, и многое сразу же прояснилось, а самое главное, я понял, чего хочу на самом деле. Прошло три года, и если оглянуться назад, и посмотреть с чего все начиналось, то я могу смело сказать, что успехи есть, конечно, мировой славы я не добился, но я занимаюсь работой, которая мне нравиться, я понимаю, что делать и как делать. Я не останавливаюсь на том, чего знаю, потому что, профессия сценарист – это профессия, в которой надо постоянно совершенствоваться, достигнув одной вершины, стремиться к следующей, более высокой. И только благодаря упорному труду, стремлению к поставленной цели, мы сможем достичь того, к чему стремимся, и самое главное, нужно четко понимать, что выбранная цель, это в действительности именно то, чего мы хотим.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
10 лет назад

Сценарий писать не трудно если сам любишь смотреть кино и понимаешь чем оно притягивает, просто некоторые товарищи не любят смотреть фильмы и видели их очень мало за свою жизнь, но хотят денег чемоданы. Самое главное качество сценариста это не вся эта галюматья с семинаров и прочей хрени, а способность вызывать нужные чувства у зрителя, а какие такие нужные кто-то может спросить, а те самые которые зритель хочет испытать во время просмотра, а вовсе не то говно которое ты желаешь ему втюхать за его деньги! Если ты сам не зритель, то какой ты, пардон, в жопу сценарист!

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
11 лет назад

В независимости от точки зрения сценарий продать трудно. Не менее трудно написать такой сценарий. НО. Почему-то так много фильмов, которые можно смело скидать в кучу и сжечь.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
11 лет назад

Сначала даже захотелось написать огромный ответ, и рассказать по пунктам - что вы не правы. С другой стороны - это ваша реальность, вы в ней живете. Я бы просто советовал выйти из нее. Скажу лишь про две вещи: первая - сценарии читают. а хорошие сценарии еще и ждут. хорошие сценарии не крадут, к автору и его работе относятся уважительно. только хороших сценариев очень мало. а в нашей стране почти нет.
второе - не опасайтесь заимствований. вся мировая драматургия построена на заимствовании, все гениальные идеи - это соединения других идей.
и так, на заметку. Ни на одном полнометражном проекте, ни один профессиональный и уважающий себя актер не читает сценарий на съемочной площадке, это происходит заранее. На площадке читают только в сериалах. В плохих сериалах. А других у нас нет.

Аватар пользователя Evgeny
Evgeny
11 лет назад

Да, реальность у каждого своя. Точнее не «реальность», а точка зрения.

Я видел как в кино и театральной среде в наглую воруют идеи и тексты. И это нередкое явление. Бездарей всегда было больше чем тех, кто может хоть что-то сделать. И бездари компенсируют свою бездарность другими вещами - предприимчивостью например.

А по поводу сценариев - продюсеры их не читают. Они отгораживаются от мегабайтов текста (99% из которых - графоманский мусор) с помощью своих секретарей, редакторов, критиков и т.д. А эти самые редактора и критики тоже, как правило, не читают их полностью. На практике видел - просматривают бегло. И то в лучшем случае. И не факт что даже хороший текст они смогут воспринять в этом информационном шуме.

Pavel Morozov
11 лет назад

Что статья автора, что ваш, Анонимус, отзыв - очевидные вещи, близкие к «ни о чем», по поводу которых не вижу смысла развивать дискуссию. Честно, не ставлю целью кого-то из вас двоих задеть. А вот если развить мысль » только хороших сценариев очень мало» - был бы другой разговор.
Для себя давно сделал вывод, что винить в ситуации некого. Неразвитая киноиндустрия, как результат
а) малая компенсация за проделанную работу, просто мизерная по сравнению с Голливудом
б) вторю автору статьи, уровень нравственности и правовой защищенности оставляет желать лучшего

Мне очень нравятся красивые истории про то как был парень австралийским таксистом, стал фантазировать на тему «а что, если» и… спустя годы упорного труда в Голливуде сняли отличный фильм «Соучастник» с Томом Крузом. Карьера бывшего таксиста с тех пор пошла в гору… Гонорар и последующие возможности мотивируют тысячи, миллионы людей. Понятно, что в России так не получится.
Хочешь быть в чем-то хорош - нужны годы практики. Меня шокируют собственные писульки полугодовой давности, но то же испытываю, когда смотрю «Метро» или «Легенду 17» - фильмы вроде бы не лишены добротно сделанных моментов, но сценаристам то и дело хочется дать в морду за их косяки.
Нет мотивации у масс лезть в эту отрасль в нашей стране. Чтобы из этой массы находились десятки лучших и у них бы что-то покупалось. А из десятка лучших отсеивать настоящий шедевр.
И не будет.
У кого есть бабло - нет таланта\опыта. У кого есть второе - нет первого. Друг друга они не находят по причине, обозначенной выше.

Аватар пользователя Анонимус
Анонимус
11 лет назад

Вы правы!