Вы здесь
Холодный душ для начинающего режиссера
Я имел опыт общения с начинающими режиссерами и попытаюсь назвать некоторые распространенные ошибки и заблуждения. Возможно, кому-то это поможет сэкономить время, поможет по-другому взглянуть на себя.
Понятие «режиссер» в данной статье весьма условно. Здесь вполне подойдет слово «фильммейкер», потому что чаще всего начинающий режиссер еще и сценарист, и продюсер (иногда и оператор, актер, световик, монтажер…). Написанное ниже относится к юным режиссерам только-только делающим первые шаги. Не нужно читать в случае если вы изначально делаете любительское видео без претензии на профессионализм.
Неудачный маркетинговый ход
Многие начинающие режиссеры пишут в титрах или на постерах к своему видео что-то вроде «фильм снят без бюджета» или «бюджет фильма три копейки». И это заявляется как предмет гордости. Это очень распространенный, неудачный (даже провальный) маркетинговый ход.
Юные кинематографисты, возможно, рассчитывают на реакцию перед просмотром: «посмотрю-ка, интересно что можно снять за три копейки». А после просмотра: «вау, если уж они сняли такой фильм всего за три копейки, то что они снимут за миллион?». Но чаще, это вызывает совсем другую реакцию.
Чудес не бывает. Люди сразу же начинают скептически относиться к вашему фильму. За три копейки нельзя снять приличный полный метр. Зритель может пробежаться по вашему видео (просматривая пятисекундные фрагменты) просто для удовлетворения любопытства. Но он не будет досматривать неинтересную историю только потому что у нее бюджет три копейки.
Так что этот «маркетинговый ход» лучше отбросить. По крайней мере не заострять на этом внимание потенциального зрителя. У вас не будет скидки за отсутствие бюджета или за то что вы начинающий кинематографист. Старайтесь сразу работать в полную силу.
FullHD
Сегодняшнему расцвету любительского и полупрофессионального кинематографа способствует доступность качественных DSLR-камер. Магическое словосочетание «FullHD» на камере будоражит юные сердца. Кажется, что вот оно счастье! Снимать кино можно на любой смартфон, на любую мыльницу…
Но многие юные режиссеры не понимают что «FullHD» бывает разный. Нельзя сравнивать видео с Mark III и со смартфона. Хотя формально и там и там может быть 1920 на 1080 точек и 24 кадра в секунду.
Поэтому лучше арендовать нормальную камеру на нужное количество смен, чем покупать себе менее дорогую камеру за те же деньги. У вас на руках не останется камеры, зато качество видео будет на порядки лучше.
Нельзя идти «от обратного»
Всегда стоит помнить что «киношная картинка» с зеркальной камеры — это только 5% успеха. Остальное — интересный сюжет, игра актеров, звук, свет, композиция кадра, монтаж, костюмы, реквизит, декорации и т.д.
Поэтому нельзя начинать «от обратного», нельзя взять в руки зеркалку и думать что у вас уже есть почти все необходимое для кино.
Сначала — История, потом все остальное.
Начинать надо с истории. Я несколько раз сталкивался с тем что юный кинодеятель получает доступ к камере, устанавливает монтажную программу и уже считает что у него есть 90% всего необходимого чтобы сделать фильм.
Сначала нужна интересная история, грамотный сценарий. Нельзя придумать стоящую историю «в довесок» к остальному препродакшну. Начинать нужно именно с нее. Если нет истории — лучше не браться за создание фильма.
Даже если у вас есть интересная локация, группа людей готовых помочь (например, команда экстремалов, клуб исторической реконструкции и т. д.), то все равно у вас не получится удержать внимание зрителя даже на 5 минут без интересной Истории.
Не думайте о монетизации
Если вы создаете свой первый фильм, то лучше не тешьте себя надеждами на монетизацию. Так будет проще. Сделав фильм вы просто продемонстрируете свои возможности. У вас появится шанс прокатать фильм по фестивалям, заявить о себе, завести знакомства. Но никакого коммерческого прокатного потенциала микробюджетный фильм представлять не будет. И если вы делаете фильм с надеждой окупить его — то лучше отбросьте такие мысли. Исходя из этого вкладывайте в фильм только ту сумму, с которой вам будет не жалко навсегда расстаться.
Так не будет разочарований, не будет долгов, не будет депрессии и вашему благосостоянию не будет нанесен серьезный удар.
Черно-белое видео не дает вам скидку
Некоторые начинающие кинематографисты хотят упростить себе задачу, создавая черно-белое видео. Они считают что это сразу повысит художественную ценность фильма, создаст атмосферу «нуара» и позволит менее тщательно готовиться к съемкам.
Но это заблуждение. Черно-белое кино не отменяет необходимости работы световика и гримера. Для черно-белого кино требуется более тщательная тоновая коррекция чтобы «вытянуть» все возможное из картинки.
И главное, черно-белый фильм с гораздо большим трудом воспринимается современным человеком. Вы лишаете зрителя целого пласта визуальной информации. Чем вы будете его компенсировать? Талантом актеров? Интересным сюжетом?
Миллион первый клон «Ведьмы из Блэр»
Пожалуй самым привлекательным жанром для начинающих режиссеров был и остается жанр псевдодокументальных ужасов. Успех фильмов «ведьма из Блэр» и «паранормальное явление» только подогревает у них интерес к жанру. Еще этому способствует иллюзия что такой фильм можно снять на плохую камеру без художника по свету «псевдодокументально же!».
Но стоит помнить что «Ведьма из Блэр» была первой. Это было что-то новое и необычное. А вот миллион первый клон мало кому будет интересен. И не стоит обольщаться успехом этого фильма — его бюджет был совсем не три копейки. На маркетинг было потрачено 25 миллионов долларов. То есть мы имеем дело не с поделкой за три копейки, а с довольно серьезным бизнес-проектом.
Вот и думайте сами. Ютуб забит любительским шлаком в духе «друзья отправились на пикник и столкнулись с неведомой фигней». Каковы шансы что ваш клон «ведьмы» окажется популярен?
Похвала вас погубит
Если вы что-то делаете — вас обязательно будут критиковать. Но на начальном этапе страшнее всего бывают как раз хвалебные отзывы.
Ваши друзья и родители скажут что ваше видео — супер. Ваши знакомые тоже решат поддержать почин «начинающего таланта» и тоже могут вас похвалить.
И все. Если у вас нет самокритичности, то вы становитесь твердо убеждены что кино — ваша стезя. Что вы уже состоявшийся профессионал. И осталось только найти инвестора — и тогда вы уж точно «порвете» Голливуд.
Но не обольщайтесь. Не забывайте про самокритичность. Всегда лучше немного недооценить себя, чем переоценить. В большинстве случаев те кто хвалит вас — люди которым сложно быть объективными. Скорее всего они говорят вам это авансом, чтобы поддержать вашу инициативу.
Критикуйте себя. Сравнивайте себя с успешными фильмами, равняйтесь на лучших. Иначе так и останетесь «успешным режиссером» только в узком кругу своих знакомых. Общайтесь с профессионалами. Один конструктивный негативный отзыв бывает полезнее чем сто хвалебных.
Фильм о фильме не нужен
Если вы снимаете свой первый фильм — избегайте соблазна снимать фильм о фильме. Лучше потратьте эти ресурсы и время на доработку основного фильма.
Бывает действительно смешно (и грустно) когда у фильма меньше 1000 просмотров на ютубе, но зато есть «фильм о фильме». Когда начинающий кинодеятель берет сам у себя интервью на камеру — это грустно.
Для маркетинговых целей будет достаточно постера, трейлера и фото.
Несоответствие типажу — это грех
Актер в кадре должен соответствовать типажу персонажа которого он играет. Казалось бы очевидная вещь на уровне «2x2=4». Но часто начинающие режиссеры игнорируют это правило.
Если у вас отставного генерала играет парень около двадцати пяти лет, если майора полиции играет школьник старших классов — это трэш. Это сразу клеймо любительского проекта, даже если бы все остальное было на профессиональном уровне.
Не беритесь экранизировать историю, если не сможете пригласить актеров соответствующих типажу персонажей.
Не обманывайтесь просмотрами на ютубе
Посмотреть полностью любительский полнометражный фильм — это тяжелое испытание. Около 95% полнометражных любительских и полупрофессиональных фильмов — крайне низкого качества. Бывает что посмотреть полностью способны только его создатели и близкие друзья/родственники. И то не всегда.
В большинстве случаев человек смотрит такое видео перематывая, фрагментами по пять секунд, быстро принимая решение смотреть ему или нет. Чаще всего — нет. Зато такой «просмотр» сразу засчитывается в статистику.
Так что смело делите количество просмотров своего фильма на ютубе сразу в 10 раз. Это будет ближе к реальности. Примечание: у короткометражных фильмов процент «настоящих просмотров» значительно выше.
Особенности краудфандинга в России
Казалось бы, на сайты вроде «Бумстартера» и нужно идти начинающим кинематографистам за бюджетом для проекта. Но не стоит питать иллюзий. Неизвестному автору собрать сумму более 30 тысяч практически невозможно. И даже такую сумму собрать удается не всем.
И не стоит собирать деньги «на постпродакшн». Люди крайне неохотно и мало дают на пост-обработку. Они справедливо рассуждают, что раз фильм уже почти сделан, значит автор просто хочет отбить часть затрат еще на этой стадии.
И имейте в запасе 20% от запрашиваемой суммы на случай если незадолго до окончания сбора средств у вас немного будет не хватать до полной суммы.
А вообще, на краудфандинг лучше не рассчитывать. Непопулярен он в России.
Чудес не бывает
Интуиция вас не спасет. Незнание хотя бы азов кинопрофессии гарантированно губит проект. Если вы не слышали про композицию кадра, стабилизацию изображения, про приемы монтажа и цветокоррекции, про работу художника по свету, про особенности восприятия, про основы кинодраматургии и т.д. — то ваш проект обречен стать низкокачественной любительской поделкой.
Одни лишь «интуиция» и врожденный талант (даже если они есть) не заменят профессионализм.
Учитесь, снимайте, критикуйте себя. Не сидите на месте. Только тогда к вам может придти успех. Если у вас будут попытки — то будет и маленький шанс стать успешным. Если попыток не будет — шансов не будет вообще.
Публикация
|
Ссылка
|
Статьи
|
Делать ошибки - это единственный способ научиться.
Тому есть яркий пример. Фильм Арсения Гончукова «1210». Про фильм есть статья «Кино на «самокате» на этом сайте. Начинающий режиссер сделал абсолютно все перечисленные выше ошибки. А статья очень полезная и правильная. Респект!
подскажите, пожалуйста, насколько однородно-гармонично будет смотреться картинка снятая на Sony FX1E и GoPro 3 Black Edition? и в чем будут заключаться особенности съемки и вообще какие какие тонкости надо будет уделить повышенное внимание? спасибо)
Все так и есть. Согласен с пунктами. Снимаем говно в надежде научиться :))). Полезно знать диванным фильмейкерам, ваше кино никому кроме вас не нужно. Сколько людей могут сходит в кинотетар, посмотреть фильм над которым работали сотни людей и сказать небрежно: да так себе, пойдет… думаете ваше кино лучше? Я снимаю любительское кино только ради опыта.
"Говно". Ничего себе отношение к своей работе. Так мыслить тоже нельзя! Или вы считаете себя каким-то неполноценным режиссером, которому страшно даже голову из песка вытащить, чтобы сравнить себя с этой самой сотней людей, которые работали над фильмом который так себе.
Да ладно, тот кто писал статью не знает про статистику на Ютубе?
Душ приятненький, но уж совсем для заблуждающихся юных кинематографистов, мне кажется объективно мыслящий человек, даже начищающий знает все это :)
«Вот и думайте сами. Ютуб забит любительским шлаком в духе «друзья отправились на пикник и столкнулись с неведомой фигней». Каковы шансы что ваш клон «ведьмы» окажется популярен?»
О, это про мой диплом :)) Ахах :))
Но все верно, не поспоришь :)
Согласен со всеми пунктами.
Хороший душ. Правильный. Но у начинающего режиссёра на глазах розовые очки. Так что душ это хорошо, а гора отрицательных комментариев под очередной поделкой - лучше, ещё лучше - игнор, игнор очередного шлака и мусора. Вот это немного заставляет задуматься и снять розовые очки.