Киношкола Митта.ру

Вы здесь

Государственная поддержка кинематографии

Государственная поддержка кинематографии

Структура государственных органов власти. Принципы и механизмы осуществления распределения

Государственное регулирование осуществляется Министерством Культуры, которое включает в себя следующие департаменты:

  1. отдел господдержки игровых и национальных фильмов
  2. отдел господдержки неигровых фильмов
  3. отдел продвижения и проката
  4. отдел государственного регистра

Функции:

  1. Осуществляет поддержку производства и проката национальных фильмов, а также проведение мероприятий, непосредственно связанных с кино.
  2. Выдает прокатные удостоверения на показ фильма в стране.
  3. Выдает удостоверение национального фильма.
  4. Ведет единый государственный регистр кино-и-видеофильмов.
  5. Выполняет функции государственного участника целевых программ.

Существует также правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, он собирается один раз в четыре месяца. Его стратегические функции заключаются в следующем:

  1. обеспечение повышения эффективности господдержки производства, проката и показа национальной кинопродукции;
  2. оказание поддержки в распространении отечественной кинопродукции за рубежом;
  3. исследование вопросов образования и науки (и принятие соответствующих мер);
  4. разработка протекционистских мер по отношению к российскому кинорынку.

Принципы и механизмы реализации государственной поддержки. ФЗ №126 о господдержке кинематографии РФ.

Основные принципы государственной политики:

  • Признание кинематографии областью культуры и искусства.
  • Ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии.
  • Создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии.

Характеристики национального фильма:

  • продюсер фильма является гражданином РФ (фильмопроизводящая компания зарегистрирована в России);
  • большая часть авторов фильма являются гражданами РФ (напомню, что авторами фильма являются сценарист, композитор и режиссер, в случае экранизации также может быть писатель, т.е. автор первоисточника);
  • в состав съемочных групп входит не более 30% лиц, не имеющих гражданство РФ;
  • фильм снимается на русском языке или на языке других народов России, за исключением случаев, когда исполнение на иностранном языке необходимо (характеризует ценность картины);
  • не менее, чем 50% общего объема работ по производству, прокату и показу осуществляется организациями РФ;
  • иностранные инвестиции не превышают 50%.

В том случае, если фильм является национальным, он освобождается от НДС (18%).

Направления государственной поддержки:

  • частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов;
  • сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии;
  • создание условий для проката и показа национальных фильмов;
  • реализация образовательных и научно-технических программ;
  • проведение кинофестивалей и других мероприятий;
  • участие национальных фильмов в международных кинофестивалях и других международных мероприятиях.

Государственное финансирование составляет не более 70% сметной стоимости фильма. 100%-ое финансирование могут получить документальные фильмы.

До 2009 года государственное финансирование получало только Министерство Культуры – 2,45 млрд. руб., в 2010 году часть денежных средств стала передаваться новообразовавшийся Фонд Кино - 1,59 и 2,86 млрд. руб. соответственно (итого 4, 45 млрд. руб.), в 2011 – 1,41 и 2,86 млрд.руб., в 2012 – 1,5 и 3,8 млрд. руб. (итого 5,37 млрд. руб.).

Механизмы осуществления государственной поддержки:

  • открытые конкурсные торги в рамках целевой программы культуры России (госзаказы).
  • механизмы субсидирования

Основные цели Фонда:

  • Поддержка отечественной кинематографии.
  • Повышение конкурентоспособности.
  • Обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующим национальным интересам.
  • Популяризация национальных фильмов в России и за рубежом.

Высшим органом в структуре является попечительский совет из 11 человек, состав выбирается Правительством. Финальное слово всегда остается за попечительским советом.

Экспертный совет, также состоящий из 11 человек, определяет актуальность тематики, художественную ценность, прокатный потенциал, соответствие зрительским ожиданиям. Но существуют и проблемы в оценивании:

  • Классификация проектов и нечеткие критерии оценки.
  • Трудности, связанные с оценкой прокатного потенциала.
  • Сложность в оценке бюджета проекта.
  • Влияние авторитета создателя фильма.
  • Невозможность повторной сдачи проекта после доработки.

В случае с детскими фильмами и анимацией существует такой же принцип, только отбором занимается рабочая группа.

После всей оценки принятые проекты рассматриваются попечительским советом (также в целом оценивают проект и его стоимость).

В 2010 году экспертным советом было одобрено 33 картины, 18 прошли через попечительский. В 2011 принято было 45 картин, из них 29 прошло через попечительский совет.

Фонд распределяет деньги между компаниями-лидерами, между фильмами совместного производства и анимацией, осуществляет финансирование фильмов социально-значимой тематики, производит стимулирующие выплаты.

Всего за 2010 и 2011 годы Фонд Кино оказывал(-ет) поддержку 83 проектам (все фильмы находятся на разных стадиях).

Лидеры отечественного кинопроизводства отбираются попечительским советом Фонда Кино и на основании методики составляет рейтинг для отнесения организаций кинематографии в лидеры производства.

Критерии отбора:

  1. зрительская оценка фильма
  2. профессиональная оценка
  3. продолжительность работы компании и кол-во выпущенных фильмов

Компаниями-лидерами в 2011 году являлись:

Из этого списка выпала компания «Рекун-синема», которая числилась в списках 2010 года.

В 2010 году между вышеперечисленными компаниями было распределено 2 млрд.руб. (по 250 млн. руб.). В 2011 году было распределено 1,75 млрд.руб.

Следует отметить, что «авторские фильмы» в основном теперь являются «ношей» Министерства культуры, а Фонд Кино основной «упор» делает на фильмы с коммерческим потенциалом.